Ирина Александровна Потапова
Методическая разработка: занятие по миру искусства и художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие Тема «Золотая Хохлома»
Программное содержание:
Образовательные.
1. Закреплять умение придумывать узор и украшать им силуэты различных изделий по - мотивам хохломской росписи.
2. Закреплять умение детей выделять зависимости выразительности образа от способа изображения.
Развивающие:
1. Содействовать развитию творческих замыслов детей.
2. Развивать базисные качества личности: самостоятельной, инициативность, креативность
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, народному творчеству.
Публикация «Методическая разработка: занятие по миру искусства и художественной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
2. Воспитывать самостоятельность при подготовке рабочего места.
Предварительная работа.
Рассматривание альбомов, иллюстрации, занятия по ознакомлению с окружающим, с миром искусства, изобразительная деятельность, дидактические игры: «Собери узор», «Найди отличия», «Узнай на ощупь».
Методы и приемы :
Словесные: художественное слово - загадка, напоминание, словесное поощрение, анализ и оценка детских работ, вопросы, музыкальное сопровождение.
Наглядные: рассматривание художественных изделий, метод внешних опор при анализе работ (моделирование, рассматривание и анализ работ.
Практические: самомассаж рук, дидактическое упражнение, речедвигательная физкультминутка, элементы артикуляционной гимнастики, моделирование, элемент гимнастики мозга «Умная шляпа», практическая деятельность детей
Игровые: сюрпризный момент, игровая ситуация, игровые приемы.
Материал к занятию :
Колокольчик, разнообразный изобразительный материал (пластилин, гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки); стеки, кисточки №3,1, баночки с водой, подставки для кисточек, силуэты посуды, музыкальное сопровождение.
Индивидуально-дифференцированный подход:
• Дифференцирование сложности вопросов и задач от уровня развития детей;
• Дополнительные игровые приемы, дополнительные вопросы по необходимости;
• Детям с нарушением осанки предложить: следить за правильной осанкой, следить за правильной постановкой стоп; Х ноги - посадку на стуле наоборот;
• Катю – побуждать украшать дополнительными деталями свое изделие;
• Аня М., Настя М. - Активизировать речь при анализе работ
Ход занятия:
Воспитатель Дети
Дети заходят в группу.
Обратить внимание на необычный ящик.
-Что это, ребятки, как вы думаете?
-Прислал нам царь Берендей из тридесятого царства - заморского государства посылку необычную.
Из посылки вынимает силуэты различной посуды.
-Что с этим делать, ума не приложу
и зачем нам их прислали?
-Вы правильно догадались, это силуэты посуды- её надо расписать узором сказочным, а то не царское это дело из простой посуды есть, но только хочет царь роспись не обычную, а диковинную. Вот послушайте какую.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка неспеши.
Там травка вьётся и цветы
Удивительной красы.
Блестят они как золотые
Как-будто солцем залитые.
Все листочки как листочки
Здесь же каждый золотой
Красоту такую люди
Называют …
-Молодцы, правильно. А кто знает из каких сел пришла к нам хохлома?
-А почему же роспись называют хохломской?
- А что вы ещё знаете про эту роспись?
-Молодцы,очень много вы о хохломе знаете,давайте же подойдём и полюбуемся этой росписью красивой ещё раз. Ой, посмотрите!
*На столике стоят изделия не только хохломы, но и гжель,дымка, изделия городецких мастеров.
-Наверное царь Берендей прислал к нам слугу своего верного-волшебника Перепуталкина. Посмотрите,что он наделал, всё перепутал, всё смешал, ничего не поймёшь. Что же делать?
*Звучит русская –народная музыка.
-Молодцы, всё по местам расставили и рассказали правильно. Пора вам и самим мастерами стать. да расписать посуду для царя, подивить его росписью сказочной, а кто работу выполнит лучше всех-того награда ждёт.
Речедвигательная физкультминутка:
Все дети на планете
Любят рисовать, Играть, шутить, смеяться
И песни распевать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы разминать,
Чтоб они не уставали
И прекрасно рисовали.
Красим кисточкой широкой Небо, землю и моря.
Ну а кистью очень тонкой Прорисуем все, друзья.
Рисовать не устаем,
Веселимся и поём
Возьмите понравившийся силуэт, садитесь за столы и подумайте, какой узор вы бы хотели нарисовать и что вам для этого необходимо.
*При выборе силуэтов воспитатель ненавязчиво советует некоторым детям взять ту или иную форму.
-Дорогие мастера, выбирайте. Что вам необходимо для работы, если хотите можете взять настоящую хохломскую посуду для образца.
А начнёте вы расписывать свои силуэты по моему сигналу, тогда, когда зазвонит колокольчик (метод внешних опор) и закончим мы работу тогда, когда он зазвенит во второй раз.
*Педагог даёт время на подготовку своего рабочего места.
-А для того чтобы сосредоточиться и выполнить работу аккуратно и красиво давайте ручки наши умелые разотрём и наденем «умную шляпу».
- Не забывайте- мастера сначала продумывали свой узор, где какая веточка пройдет, где какой цветочек, ягодка ляжет.
* Звучит колокольчик.
*Пока дети выполняют свои работы воспитатель следит за осанкой; если есть необходимость помогает советом: посмотри у цветочка не хватает листочков, или сколько места -веточка так и просит дальше побежать…Когда большинство детей закончат-
* Колокольчик звенит во второй раз.
* Анализ работ с использованием модели описательного рассказа Л. В. Красильниковой.
* Вопросы к детям:
-А почему ты выбирал гуашь?
Зачем нужен тычок, печатка, катушка.
Ребята, помогите выбрать самый капризный узор, самый аккуратный узор.
Почему же узор получился таким выразительным.
-Посылка
-Это посуда.
-Чтобы мы разукрасили.
- Хохломой.
-Из Новопокровского,Сёмино,Кулигино,
Разводино.
-Посуду продавали в большом селе-Хохлома, а оттуда разъезжалась посуда по ярмаркам.
-Это посуда из дерева.
В росписи используют три основных цвета: золотой, красный, черный и добавляли иногда зеленый и желтый.
-Нужно всё по местам расставить.
*Дети расставляют всё по местам, каждый называет роспись, которую берёт и несколько отличительных признаков,характерных для данной росписи.
-Хохлома-посуда из дерева,узоры взяты из природы, узоры нарисованы на фоне:красном, золотом или чёрном.
-Гжель-посуда или игрушки из глины, фон всегда белый, роспись выполняется только сине-голубыми красками.
-Дымка-игрушки из Вятки, слепленные из глины,их белят и раскрашивают яркими, нарядными красками, которые горят,как многоцветные солнышки.
-Городец-узор,выполняется на деревянной неокрашенной посуде, мебели, игрушках. В узорах изображают людей, коней, птиц и обязательно гирлянды цветов:купавки,розаны, ромашки,бутоны.
* Дети одевают фуражки и платочки. Выбирают силуэт, необходимый материал.
(ходьба по кругу)
(ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук)
(перебираем пальцами рук)
(упр. Артик-ой гимнастики «Маляр»)
(упр. Артик-ой гимнастики «Иголочка»)
(ходьба по кругу)
*Дети выбирают материал, подготавливают свое рабочее место.
*Практическая деятельность детей.
*Дети, которые закончили работу приносят свои изделия на специально отведенный стол.
Описание детей с опорой на модель.
?
Ребенок, чью работу выбрали рассказывает, о том какой узор нарисован, какой материал использовал.
Ответы детей.