Валерия Немерова
Методическая разработка «Экологические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторские и модифицированные экологические игры и пособия.
Сегодня, в век бурных технологий, в век стремительных открытий и инновационных идей, когда дошкольник вынужден молниеносно воспринимать весь этот огромный поток информации, так хочется, чтобы он не забывал о том малом и близком, о том, что его окружает, о том, без чего нам всем не прожить – о нашей окружающей среде. Углубленно занимаясь экологическим воспитанием дошкольников, мы наметили несколько взаимосвязанных направлений, и стараемся решить поставленные задачи через самые разные виды деятельности.
Публикация «Методическая разработка „Экологические игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Любимым занятием для дошкольников является игра и поэтому через игру мы постарались реализовать намеченную цель.
Игры с экологическим содержанием можно выбрать в литературе, а можно «сконструировать» самостоятельно под определенные цели. Мы выделили два приема создания игр:
1. Модификация уже имеющихся игр
2. Создание оригинальной игры под поставленные задачи
Модификация игр может осуществляться:
• Упрощением или усложнением традиционных, «классических» игр
• Использование нетрадиционных материалов для их изготовления
• Внесение дополнительных заданий в уже имеющуюся игру
Многим известны «экологические кубики». Мы несколько изменили их. На гранях кубиков наклеили изображения различных объектов природы – птиц, животных, пресмыкающихся, растений, насекомых, явлений природы. Для каждой категории объектов или явлений природы выбрали определенный фон. Например: растения – на зеленом, животные – на розовом, явления природы – на белом и т. д. Задания могут быть различными:
• Составить экологическую цепочку, отражающую пищевые связи
• Выбрать картинку по признаку или по заданному параметру – все, кто летает, или все, что связанно с озером – это вариант для старших дошкольников.
• Выбрать картинку по обобщающим категориям – все птицы, все животные. При этом фон служит своеобразной подсказкой и методом проверки – это уже вариант младших детей.
• Построить экологическую башню. Тогда убрав кубики – основание, можно ярко продемонстрировать зависимость всех составляющих этой башенки.
Фенологический календарь.
Календарь составлен на основе кругов Луллия.
Внешний круг – по временам года.
Синий – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень.
Следующий круг – картинки, изображающие деятельность людей в разные времена года.
Третий круг – одежда, игры детей.
И центральный – фотографии детей группы. Они размещены также по секторам – в какое время года у ребенка день рождения.
Игровые задания:
1. Найди и назови (время года, одежду)
2. Когда это бывает? (приметы времен года, явления природы)
3. Что перепутано? (логика, экологические связи)
4. Составь правильно (логика, экологические связи)
5. Что я делаю в день рождения (социализация, закрепление знаний об окружающем, о временах года, формирование представлений о времени, возрасте)
6. Классификация, закрепление обобщающих слов.
«Птицы потерялись»
Игра состоит из карт с разными фонами. Желтый – домашние птицы, зеленый – лесные, голубой – водоплавающие. Можно усложнить игру, добавив птиц пустыни и арктики и соответствующие фоны.
Цель: научит детей группировать птиц на основе характера приспособления к условиям мест обитания.
Ход: ребенку предлагают назвать птиц, изображенных на картинке, распределить их по группам (домашние, лесные, обитатели водоемов) и объяснить свой выбор.
Другое задание: назвать общие признаки групп птиц. Например, у водоплавающих – перепонки на лапках, плоский клюв. Объяснить, как это связанно со средой обитания.
«У кого какие ноги»
Игра состоит из карточек, на которых изображен ряд из 4-5 животных, птиц… Одно из изображений не соответствует классу или группе остальных объектов.
Для проверки и самоконтроля детям предлагаются перфокарты, приложив которую ребенок видит правильный вариант ответа.
Цель: научит детей группировать животных на основе отличительных признаков класса.
Ход: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением животных и найти среди них «лишнего», не подходящего к группе других, объяснить свой выбор.
«Посади цветок»
Игра состоит из фонов, со схематическим изображением растений. Атак же шаблонов лепестков (можно использовать для этого пуговицы, шерстяные нитки для изображения стебля, корней, листья из бумаги или ткани. Таким образом можно моделировать разные виды растений: с высоким стеблем, стелющиеся и т. д.
Цель: учить различать и называть стебель, корень, листья, цветок, их функциональное назначение, закрепить отличия цветов и их название; развивать мелкую моторику.
«Найди фрагмент»
Игра состоит из больших картинок с изображением различных экосистем, к ним отдельные фрагменты. Можно порассуждать с детьми, а что будет, если животное, птица, насекомое попадут в «чужое» место обитания.
Цель: дать понятие об экосистемах: луг, пруд. Развивать внимание, мелкую моторику, связанную речь, логическое мышление.
Интересные грибочки можно сделать из стаканчиков из-под йогурта. Чистый стаканчик переворачиваем кверху дном, на нижний край приклеиваем «травку» из бумаги или ткани. Сверху надеваем «шляпку» из ткани. Съемные шляпки позволяют моделировать разные грибы.
Варианты заданий:
Назови грибок
Рассортируй съедобные и ядовитые
Сосчитай, собери грибы. Закрепление цвета.
В практике мы используем игру «туча-лужа»
Цель этой игры – дать понятие о круговороте воды в природе; познакомить детей с двумя состояниями воды (твердое, жидкое); закрепить знания о сезонных изменениях в природе, вызвать чувство гордости.
Многим эта игра знакома. Она может быть изготовлена из листа бумаги и из ткани. На ткань синего цвета нашиваются узкие полоски синего цвета, имитирующие струйки дождя. На концы пришиваются липучки, на которые можно прикреплять снежинки. Другая сторона имитирует лужу или сугроб снега.
Ход игры : игроки берут ткань с 4 углов и одновременно поднимают вверх. Поднятая ткань – это туча. Дети забегают под «тучу» и бегают как капельки дождя. После того, как дождь прошел – упал снег. Полотно опускается на пол – это лужи или снежный сугроб. Дети показывают во что они одеты и чем заняты в это время, могут изображать снежинки, разнообразные имитационные движения.
Хотелось бы предложить еще одну игру – «Вырастим цветок».
Для изготовления этой игры используется бросовый материал (пуговицы, тесемки, замки, шнурки) карточки со схематичным изображением цветов.
Цель игры : дать понятие о частях растений – корень, стебель, лист, цветок. Уточнить, какие факторы необходимы для жизни, роста и развития растений. Когда цветок «выращен» - называют его.
Материалы: карточки со схематичным изображением цветов с разной формой листьев. (мак, незабудка, ромашка, ноготки, анютины глазки, вырезанные из картона грабли, лопатка, лейка.
Эти же задачи можно решить и в психологическом этюде «цветок» и в игре-опыте «Семечко», используя пособие, изготовлено своими руками.
Семечко изготавливается из ткани различного цвета. Мы сшили желтое семечко, а внутри простегали его белым флизелином. Семечко состоит из двух половинок, которые застегиваются на «липучку». В основании «семечка» вшили «росток», сшитый из зеленой ткани, корешки сшиты из коричневой ткани. В основе «ростка» - проволока, которая помогает изначально сворачивать, а потом выпрямлять стебель растения. Когда «липучка» расстегнута, из «семечка» появляется росток, его корни; росток распрямляется и вытягивается вверх.
Подготовила
Волкова Л. А.
Воспитатель МДОУ Д/с №25
2021г.