Татьяна Рябинская
Эффективность использования образовательной среды ДОО по профилактике ДДТТ
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность использования образовательной среды ДОО по профилактике ДДТТ. Составлена творческой группой воспитателей :Гусева Н. А. ,Зуева О. А., Рябинская Т. Н.
Содержание
Введение…
Актуальность… ….
Проблема….
Цель….
Методы исследования…
Предмет исследования…
Предполагаемый конечный результат….
Новизна….
Гипотеза …
Адресная направленность…
Теоретическое обоснование влияния эффективного использования образовательной среды ДОО по профилактике ДДТТ….7
3. Эффективность использования образовательной среды ДОО по профилактике ДДТТ…
Результативность…
Заключение….….
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Список литературы…
Приложение…
Введение
Образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и,
давая возможность измерить опасность и определить её последствия,
уменьшает напряжённость страха в виду этих опасностей.
К. Д. Ушинский
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
1.2. Данная методическая разработка в силу особой актуальности определяет проблему: безопасность дошкольников на дорогах и улицах города.
Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
• пассивность и безучастность взрослых в вопросах безопасности детей на дорогах;
• отсутствие навыков безопасного поведения на дорогах при сформированных знаниях правил дорожного движения;
• однотипность и традиционность используемых воспитателями методов и приемов обучения и воспитания детей правилам безопасного поведения на дорогах;
• отсутствие регулярного взаимодействия с ГИБДД по пропаганде знаний правил дорожного движения среди родителей.
Целью работы является воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно – транспортном процессе через эффективное использование предметно – пространственной среды.
Задачи:
Анализ оснащения предметно-развивающей среды по профилактике ДДТТ
Максимально реализовать образовательный потенциал пространства образовательной среды группы, участка.
Обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, социальных партнёров.
1.6. Предполагаемый конечный результат: Эффективное использование образовательной среды ДОО способствует профилактике ДДТТ.
1.7. Новизна
Система деятельности МБДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в данной методической разработке, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу педагога.
1.8. Гипотеза
Таким образом, понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы, педагоги, можем предположить, что эффективное использование образовательной среды поможет нашим воспитанникам сохранить не только здоровье, но и жизнь.
1.9. Адресная направленность.
Материалы методической разработки будут интересны воспитателям, учителям, а так же студентам педагогических вузов и колледжей.
2. Теоретическое обоснование влияния эффективного использования образовательной среды ДОО по профилактике ДДТТ.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
• наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
• охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
• возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
• двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребёнка к её поиску.
С этой целью в группе Центр активности «ПДД» оснащен:
светофорами, мелкими игрушками-куклами;
разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
ДОУ оснащен техническими средствами: телевизор, музыкальный центр, интерактивная доска, проектор, переносной экран. В перспективе работы планируем приобрести планшеты для индивидуального пользования детей
Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», сказки: «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила дорожного движения; слушать стихи, песни.
Для того, чтобы выйти за рамки традиционных форм и методов работы, как организованных, так и методических и образовательных, мы провели модернизацию образовательной среды по указанной проблеме, создали библиотеку электронных образовательных ресурсов по профилактике ДДТТ.
Мы считаем, что образовательная среда была бы менее эффективна без применения ИКТ, так как:
- внедрение ИКТ в ДОУ позволяет делать образовательный процесс привлекательным, современным благодаря дизайну представляемой информации;
- информация, представленная детям, несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке;
- способствует повышению познавательного интереса у детей;
- активизирует мыслительную деятельность детей;
- мотивирует детей к действию;
- помогает детям более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса;
- обеспечивает прочность усвоения знаний дошкольника;
- способствует расширению творческих способностей самого педагога.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».
Посредством мультимедийных продуктов решаются такие задачи, как: новизна, доступность, посильность, наглядность представляемого материала, межпредметная связь.
Надо помнить, что применение информационно – коммуникационных технологий, должно быть лишь частью образовательной деятельности, они должны дополнять, а не заменять эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте.
Для предоставления результатов по усвоению детьми ПДД, проводилось интервьюирование детей старшего дошкольного возраста. Видеоотчёт предоставляется на родительских собраниях.
Результативность
I этап – констатирующий этап.
С целью определения качества знаний детьми ПДД провели мониторинг детей старшего дошкольного возраста (октябрь).
Метод диагностирования: беседа, наблюдение, проблемные ситуации.
В результате мониторинга было обследовано 20 детей старшей группы.
Мы пришли к выводу, что на начало года количественный уровень сформированности начальных основ безопасности жизнедеятельности дошкольников по группе – 70%, качественный – 43%.
II – формирующий этап.
Работа велась в трёх направлениях, а именно:
с воспитанниками;
с родителями;
с педагогами.
Работа с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах через использование мультимедийных ресурсов включает в себя:
реализацию программы «Безопасность»;
организованные формы обучения на НОД с использованием электронных пособий;
совместная деятельность взрослого и ребенка;
прослушивание аудио сказок, рассказов по теме «Дорожная азбука»;
просмотр видеофильмов, мультфильмов по ознакомлению с правилами дорожного движения;
чтение художественной литературы;
конструирование;
изобразительная деятельность;
игра;
встречи с инспектором ГИБДД;
досуги и развлечения.
Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, использовались следующие формы работы:
Интервьюирование детей и родителей.
Повышая уровень профессиональной компетентности педагогов по проблеме, мы провели тестирование знаний педагогов по методике обучения воспитанников правилам дорожного движения с использованием электронных пособий и видео материалов, исходя из этого, составили тематический план куда были включены следующие формы работы с педагогами:
Семинар “Дорожный калейдоскоп”.
Презентация передового опыта работы ДОУ города по данной проблеме.
Обучающий тренинг “Минутка безопасности в детском саду”.
Консультирование педагогов по проблеме.
Мастер – класс «Электронные пособия по ПДД»
Презентация материалов для родителей.
Выпуск буклетов “Электронные пособия по ПДД”.
Научно-методическое обеспечение педагогов.
III контрольный этап
С целью выявления динамики по усвоению знаний детьми ПДД провели повторный мониторинг детей старшего дошкольного возраста (май).
Метод диагностирования: беседа, наблюдение, проблемные ситуации.
В результате мониторинга было обследовано 20 детей старшей группы.
Мы пришли к выводу, что на конец года количественный уровень сформированности начальных основ безопасности жизнедеятельности дошкольников по группе –90%, качественный –75%.
В результате проводимой работы с родителями повысился процент заинтересованности родителей проблемой детского дорожно - транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными участниками проекта.
По результатам анкетирования на начало года заинтересованность в вопросах обучения безопасности детей на дорогах составляло 26%, активность родителей в обучении ПДД составляло 45%, в мае месяце заинтересованность 57% активность 70%.
Таким образом, в результате использования медиатеки в изучении ПДД, мы получили следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.
- создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия с родителями, ГИБДД ответственными за безопасность дорожного движения)
- повышение квалификации педагогов ДОУ по вопросу «Безопасность дошкольника на дорогах», «Правила дорожного движения».