ирина терловая
Взаимодействие ДОУ с семьёй для успешного развития и реализации личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей "
Автор: Терловая Ирина Алексеевна
2017г
Аннотация
Суть рассматриваемого вопроса:
Взаимодействие ДОУ с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьёй для успешного развития и реализации личности ребёнка» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.
Во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
B-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
В-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.
Данная методическая разработка предназначена для работы воспитателей.
Сведения об авторах: Кривоносова Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ №8,
Никоненко Ирина Алексеевна, воспитатель МБДОУ №8.
Пояснительная записка
Семья – один из шедевров природы.
Счастье мыслящего человека состоит
в том, чтобы вносить как можно больше
света и теплоты в существование всех
окружающих людей.
Д. И. Писарев
Семья – это первый коллектив ребенка. Родители создают условия для всестороннего развития ребенка, а дополнительное образование оказывает существенную помощь семье в его воспитании. Для того чтобы процесс воспитания был успешен необходимо постоянное взаимодействие педагога с родителями. Это одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Всё начинается с семьи… Ребенок подражает родным в их речи, поступках, привычках, движениях. Он впитывает дух внутрисемейных отношений и переносит их в свои отношения с окружающими. По поведению ребенка вне семьи можно судить, какова атмосфера семьи, в которой он растет. Отклонения в поведении ребенка являются сигналами к тому, что в семье не все благополучно. Образ жизни семьи, отношения, которые складываются в ней, система духовных и материальных ценностей, царящих в ней, существенно влияют на формирование мировоззрения и убеждений детей и подростков.
Родители имеют право защищать законные права и интересы детей, выбирать формы обучения, получать объективную информацию об освоении ребенком образовательной программы, консультироваться с педагогом дополнительного образования по проблемам воспитания и обучения, участвовать в управлении образовательным учреждением. Это одна из принципиальных позиций в деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Важную роль играют два обстоятельства:
во-первых, родители вовлекаются в творческую жизнь детей: сначала через поиск и покупку особых материалов и инструментов, нужным детям для углубления знаний (и таким образом круг семейных интересов расширяется по инициативе детей и педагогов учреждений, а затем - посредством интереса к творческим успехам своего ребенка, посещения выставок, смотров, концертов;
во-вторых, опросы выяснили, что учреждения дополнительного образования детей решают две важные для родителей и детей внутрисемейные проблемы. Чем старше ребенок, тем больше беспокоит родителей проблема полезного заполнения свободного времени ребенка, группа его общения, в которую он попадает, а значит, и его духовное и творческое развитие. У детей возникают более прочные дружеские отношения на основе общего творческого дела. С товарищами по классу многие дети, как выясняется, связаны лишь формальными узами, а на самом деле многие из них страдают от одиночества или навязанного соседства. В то же время, в учреждениях дополнительного образования обнаруживается, что именно здесь подростки находят себе подлинных товарищей, чему бывают рады и родители.
Таким образом, работа с родителями приобретает партнерский характер отношений, сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе. Важными составляющими являются терпение и готовность к целенаправленному поиску путей решения этой проблемы. Доверие, откровенность, желание поделиться своими тревогами, сомнениями, заботами будут возникать чаще, если родители почувствуют, что судьба ребенка искренне волнует педагога, и он хочет им помочь.
И только при совместном объединении сил «педагог – ребенок – родитель» можно прийти к общей цели – созданию условий для развития личности ребенка средствами хореографии.
Актуальность темы заключается в том, что «Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время этот период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье.
Цель методической разработки:
- создание условий для организации нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребёнка и благополучная семья. Данные формы работы с семьей является как привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями через использование новых нетрадиционных форм организации сотрудничества;
- установить доверительные и партнёрские отношения с родителями для изучения их интересов и построения дальнейшего сотрудничества.
- сформировать у родителей компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку через вовлечение их в образовательный процесс.
Значимость с точки зрения реализации ФГОС ДО это включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом и изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Данная методическая разработка поможет как родителям так и воспитателям при совместном сотрудничестве в ДОУ:
Ведь воспитание нашего подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ "Об образовании" статья 18 пункт 1 озвучено, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском возрасте. Сотрудничество-это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать и контролировать.
Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным критерием - его качеством, которое зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателей и педагогической культуры родителей.
Проблема взаимодействия детского сада и семьи идёт в разряд самых актуальных, изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий и более широкие возможности получения образования)заставляет искать новые формы взаимодействия. Родителям необходимо помнить, что дошкольное учреждение-это помощник в воспитании ребёнка, и потому, они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Краткое описание ожидаемого результата от данной методической разработки:
- Родители осознанно включаются совместно с педагогами в процесс развития личности ребёнка, исходя из его особенностей.
- Практическое применение и теоретическая грамотность родителей в вопросах воспитания и образования, умение передать знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.
- Родители определяют собственный образовательный маршрут, саморазвиваются.
- Ориентация семьи на воспитание здорового ребёнка.
Новизна во взаимодействии с семьёй это внедрение новых нетрадиционных форм взаимодействия такие как " Воркшоп", "Устный журнал", "Дебрифинг", "Семейный клуб" и тд.
Содержание методической разработки - Приложение 1
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей (слайды презентации) - Приложение 2
Список рекомендуемой литературы:
1. Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. – М. : Белый ветер, 2007. – 192 с.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М. : Сфера, 2002. – 120 с.
3. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 80 с.
4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. – М. : Аркти, 2005. – 221 с.
5. Цветкова Т. В. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов. – М. : ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.
6. Глушко Н. В. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников на этапе введения ФГОС ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/11/vzaimodeystvie-pedagogicheskogo-kollektiva-s-semyami-vospitannikov-naДанилова
7. Е. Ю «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». М., 2009г.
8. Емельянова М. «От сосуществования к сотрудничеству и партнёрству».
9. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал №7-М., 2009г
Приложение 1
Содержание методической разработки:
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.
Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нё м говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Воспитателям в ДОУ необходимо проводить планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
При составлении календарного планирования в начале каждого месяца мы планируем работу с родителями, где указываем темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание.
На этих собраниях я систематически знакомлю родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Чтобы встреча прошла более оживленной, мы стараемся сопровождать её показом детских работ, видеоматериалом, экскурсией по детскому саду.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми
Важным и обязательным звеном взаимодействия с родителями воспитанника является посещение семьи.
Оно позволяет нам познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Посещая семьи своих воспитанников, мы знакомимся с опытом семейного воспитания.
Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм, позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ можно вести по направлениям:
Информационно-аналитическое:
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет детского сада.
На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.
Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.
Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. С помощью анкеты можно получить данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания. Проанализировав ответы, можно сделать вывод о взглядах родителей на вопросы воспитания детей.
Досуговое:
Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное. Например, совместные досуги, праздники: «Алло, мы ищем таланты», викторина «По сказкам Пушкина».
Познавательное направление:
В нём нужно стремиться обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно активными участниками образовательного процесса.
К познавательному направлению относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством.
Нашими силами по художественному развитию в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, например выставка "Парад снеговиков", "Выставка военной техники" а так же стенгазета "Папы - наши защитники" посвященная 23 февраля. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми художественным развитием.
Наглядно-информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки – передвижки;
- семейный и групповые альбомы;
- Библиотека – передвижка,
- Фотомонтаж;
- Фотовыставки;
В своей работе мы использую самые разнообразные формы работы с родителями. Пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты.
Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.
Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Специфика взаимодействия педагога с родителями – это задача любого педагога обучать и воспитывать не вместо, а вместе с родителями. При этом очень важно авансировать взрослых доверием. Ведь некоторые вещи родители лучше знают, чем воспитатели. И, наверное, самое главное избегать директив т. е. не надо навязывать своё собственное мнение и командовать процессом взаимодействия с родителями, а проще всего, наверное, подключиться к тому, что они предлагают или предложить им интересную деятельность, тогда это будут более интересные находки в работе с детьми и родителями.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
В конце года на последнем собрании мы всегда отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Очень важно знать, что успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности усилий педагогов.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!
Приложение 2
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей (слайды презентации) - «Воркшоп», «Семейный клуб».