Кузнецова Анна
Методическая разработка «Воспитание интереса к музыке у детей в классе баяна»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание интереса к музыке у детей в классе баяна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Вытегорского муниципального района «Вытегорская школа искусств»
Методическая разработка :
"Воспитание интереса к музыке у детей в классе баяна"
Разработала преподаватель
по классу баяна Кузнецова А. Н.
г. Вытегра, 2020 г.
Содержание
Публикация «Методическая разработка „Воспитание интереса к музыке у детей в классе баяна“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Введение…3-4 стр.
Анализ причин негативного отношения некоторых детей к музыкальным занятиям….5-6 стр.
Индивидуальный подход педагога к учащимся… 6-8 стр.
Об активизации интереса учащихся на уроке…. 8-9 стр.
О работе с родителями…. 9-11 стр.
Список используемой литературы….…. 12 стр.
Пояснительная записка
Тема «О воспитании интереса к музыке у детей в классе баян» является рекомендацией для преподавателей детских музыкальных школ народного отделения по классу «Баян».
Методическая рекомендация может оказать помочь начинающим педагогам преодолеть трудности, встретившиеся ученикам в этот период обучения и помочь в их преодолении.
Педагог обязан помнить, что главная цель воспитании интереса у учащихся музыкальных школ – так ввести в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.
«Ученик – это не сосуд, который
нужно наполнить, а светильник,
который надо зажечь»
Плутарх
У Б. В. Асафьева есть замечательное высказывание о том, что музыка – это «и искусство, и наука, и язык, и игра». Если мы позволим себе дополнить это выказывание, то обнаружим, что элементы музыки присутствуют во многих видах человеческой деятельности. Часто говорят о музыкальности линии художественного полотна, архитектурного сооружения и даже физической формулы. По словам известного методиста Г. Когана «физик Эйнштейн и художник Энгр хорошо играли на скрипке; первый из них утверждал, что Достоевский и музыка дали ему для его работы больше, чем все специальные труды по математике и физике, больше, чем Гаусс».
Тезис о необходимости всеобщего музыкального образования выдвинут давно, но большинство родителей недооценивают значение музыкальных занятий для развития детей. Еще с эмоциональным воспитание музыкой как-то соглашаются, но часто упускают из виду ее колоссальную роль в интеллектуальном развитии человека. Ведь даже маленькому ребенку для того, чтобы воспроизвести простую нотную запись, необходимо одновременно прочитать ритмический и звуковысотный рисунок (да еще на двух нотоносцах сразу, следить за правильными пальцами, фразировкой и т. д. А при игре на баяне все эти задачи во много раз усложняются из-за различий в строении клавиатур, сложности ведения меха. И о какой бы карьере для своего ребенка не мечтали родители, какую бы профессию он в будущем не избрал сам, музыкальные занятия принесут неоценимую пользу. Л. Баренбойм в своей книге «Путь к музицированию» рассказывает о швейцарском музыкальном деятеле и психологе Эдгаре Виллемсе, который, развивая тезис о гармоничном воспитании, говорил, что «разные способности взаимно укрепляют одна другую, а не противоречат друг другу, как это часто имеет место в интеллектуальном противоестественном обучении».
И, конечно же, простым знакомством и слушанием музыки не обойтись. Вот что пишет по этому поводу еще Аристотель: «Нет сомнения, что тем более мы подвергаемся влиянию каждого дела, чем ближе и непосредственней участвуем в нем сами…. что только активное занятие музыкой может иметь настоящее образовательное значение…. а если так, то музыка непременно должна входить в программу воспитания».
Главная цель музыкальной педагогики – так ввести ребенка в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.
1. Анализ причин негативного
отношения некоторых детей к музыкальным занятиям.
Иногда ребенок отчаянно сопротивляется музыкальным занятиям, учится, как говорится «из-под палки». Иногда же он лишь покорно выполняет волю родителей. Однако, такое обучение тоже не дает желаемого результата. Бывает, что по окончании музыкальной школы баян годами не вынимается из чехла или же совсем продается. Часто наблюдается и такая картина: ребенок более – менее увлеченно учится в музыкальной школе, но после выпускных экзаменов круг его интересов ограничивается эстрадной музыкой. В лучшем случае такой выпускник иногда обращается к народной музыке и уж совсем прекрасным кажется порой такой факт, что человек, несколько лет, назад окончивший школу еще может сыграть что – либо из классического репертуара, пройденного на уроках, или, если этот человек хотя бы изредка посещает филармонические концерты.
А как обстоит дело с теми, кто выбирает музыку своей профессией? Бывает так, что и здесь не все благополучно. Есть немало профессиональных музыкантов, вообще не воспринимающих музыку как художественное явление. Как это ни парадоксально, музыка не вызывает у них никаких эмоций, не является источником внутреннего удовлетворения. Они не посещают филармонических концертов, редко или вообще не ходят в театры, инструмент используют как средство для заработка, а не для повышения своего культурного уровня.
Так от кого и от чего зависит отношение ребенка к музыкальным занятиям и к музыке вообще? Бесспорно, в первую очередь нужно назвать личность педагога. В основном именно от него зависит, будет ли ребенок охотно идти на урок, или при первой возможности постарается увильнуть от него. Захочет ли ребенок сам заниматься дома, или же его заставят родители. Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский справедливо считал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно организовать характер».
Музыкальной педагогике присуща специфическая черта, которую точно подметил Я. И. Мильштейн: «Далеко не каждый может быть хорошим педагогом. Хорошо играть и хорошо учить – разные вещи, хотя и взаимосвязанные». Таким образом, личность – исполнитель далеко не всегда является личностью – педагогом. Не случайно Л. Баренбойм одним из эпиграфов к своей книге взял цитату В. Асафьева: «Увы, среди педагогов музыки еще имеются люди, рассматривающие свою задачу только как обучение навыкам ремесла. В свое время основателю Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейну пришлось отказаться от директорства, ибо ему не по силам было бороться с кругом сторонников идей мелко понимаемого профессионализма».
Естественно, узко понимаемая цель рождает самые примитивные средства, такие как: скудность репертуара учащегося, однообразно сформулированные, непродуманные домашние задания, скучная, сухая атмосфера на уроке, формальное общение с родителями, минимум внеклассной работы.
Вот где корни догматизма и рутинерства в педагогике. «Хотя некоторые учителя – рутинеры умеют порой показывать эффективные результаты своей работы (и учеников их награждают репликами «здорово играть!», «крепко играть!», «активно играть!», «все выходит» и т. п., но ни педагогам, ни воспитателями в высоком смысле слова их не назовешь прежде всего потому, что они безлики: микробы самодовольства, догматизма и рутины исподволь уничтожали их личность или не дали ей раскрыться».
Кроме личности педагога существует еще множество стимулирующих и дестимулирующих факторов обучения, например: отношение к музыкальным занятиям ребенка и к музыке вообще членов семьи, эмоциональная атмосфера в музыкальной школе, условия занятий и пр. Порой самые незначительные, неважные на взгляд моменты играют для детей решающую роль.
2. Индивидуальный подход педагога к учащимся.
От педагога в ходе учебного процесса требуется профессиональность и глубоко заинтересованное отношение к делу. Термин «профессионализм» не требует особой расшифровки. Что касается личной заинтересованности педагога в успехах ученика – то она является необходимым условием для установления контакта с ним, создает благоприятные условия для его творческого самовыражения.
Контакт с учащаемся, устанавливается с первых же уроков и для того, чтобы этот контакт был успешным, педагог должен иметь максимум информации о своем ученике и, прежде всего – о его музыкальных пристрастиях. Но здесь не всегда ребенок с самого начала может ярко проявить, показать свои интересы. Поэтому педагог обязан интересоваться, что и как изучает ребенок в общеобразовательной школе и по другим музыкальным дисциплинам, какова его семейная среда, каковы его интересы, какие фильмы смотрит, что видит и слышит по телевидению и радио. Помимо непосредственной радости это общение принесет много пользы в плане изучения психики ребенка. Именно такого рода общение позволяет выявлять индивидуальные качества ученика и на их основе строить свои занятия. Знаменитый педагог Ю. И. Янкевич писал: «Задача педагогического процесса – тщательное изучение ученика, определение всех его слабых и сильных сторон, возможность развития, ограничений, «тормозов» на его пути. При этом в первую очередь необходимо развивать особенно ярко наиболее характерное для него индивидуальное, подтягивая слабые стороны». То же самое утверждает А. Д. Алексеев в «Методике обучения игре на фортепиано» - «В каждом ученике всегда есть положительные и отрицательные черты и воспитание должно быть основано на принципе стремления «зацепить лучшую струнку» в ученике, найти то ценное, что в нем есть, то, к чему у него есть наибольший интерес, и при помощи этого звена вытянуть всю цепь.»
Подобный подход учитывает и такие психологические моменты, как особый тон общения: для одного более требовательный, строгий, для другого менее. Очень важен даже темп произнесения слов: одному более подвижно, другому – совсем медленный. Контролирующий момент здесь – успешность восприятия ребенком замечаний учителя.
Естественно, все поставленные задачи неимоверно сложны. И каждый педагог решает их по-своему. Вот что пишет Я. И Мильштейн, говоря об индивидуальности ученика: «Распознать все эти качества и особенности ученика нелегко. На чем, прежде всего, следует остановить свое внимание? Чему больше доверять? Разуму или интуиции? Скажу по личному опыту, что одно всегда связано с другим. Интуиция обычно приходит тогда, когда много опробовано, осмыслено, продумано. Но действую я чаще всего интуитивно. Я доверяю чувству и не боюсь признаться в этом». Важным стимулирующим моментом в работе педагога (особенно с начинающими) – своевременная похвала. Она помогает ребенку ощутить результат своей работы. Однако ученик должен точно знать – за что его хвалят.
Еще одна немаловажная сторона в отношениях ученика и педагога. Ребенок может не заметить методических просчетов учителя, но всегда обнаружить его равнодушие, как бы тщательно оно не скрывалось. Особенно опасно, когда педагог – иногда сознательно, иногда непроизвольно, - по-разному относится к детям перспективным, т. е. будущим профессионалам и к будущим любителям музыки. Разница, конечно, должна быть, но не в отношениях к учащимся, а в способах и методах преподавания. Если же психологическое равновесие разрушается, то страдает подавляющее большинство малоодаренных детей. Одни из них пытаются угнаться за «перспективными» и львиную долю времени тратят на преодоление инструментальных технических трудностей, которые им в будущем не пригодятся (вместо того, чтобы читать с листа, расширить свой музыкальный кругозор, учиться импровизировать). Другие из гордости и не пытаются «угнаться» за кем-то и вообще охладевают к музыкальным занятиям. Многие педагоги оправдывают свое незаинтересованное отношение к малоодаренным детям тем, что, мол, все равно бесполезно. Это в корне неверно, да и просто бестактно, неблагодарно.
Хочется отметить еще один момент. Ученик пришел в школу. Первая встреча с педагогом. Учитель должен как минимум нравиться ребенку. Дети, как правило, безошибочно угадывают фальшь и натянутость в общении. Важно сразу найти, угадать подходящую интонацию. Большинство детей предпочитают дружеский, мягкий тон общения, а не жесткий, авторитарный. Имеет большое значение и то, как выглядит педагог. Известное изречение А. П. Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Таким образом, правильно налаженные взаимоотношения ученика и педагога- залог успеха всего учебного процесса. Во-первых, они создают взаимную теплоту и доверительность общения; во-вторых, у ребенка возникает желание сотрудничать, «угодить» педагогу; в-третьих, индивидуальный подход педагога помогает учащимся наиболее полно творчески самовыразиться.
3. Об активизации интереса учащихся на уроке.
Главная цель учебного процесса – творческое самовыражение учащихся. Наиболее полно самовыражение ребенка происходит в игре. В игре он свободен, активен, непосредственен. Поэтому важно продлить атмосферу игры на весь начальный период обучения. Удобнее всего игровые формы использовать в донотном периоде. Здесь минимум теории, минимум технологии; познание музыки носит чисто эмоциональный характер. Этот период требует от педагога максимум фантазии и изобретательности: всевозможные музыкальные игры, слушание музыки, музыкальные загадки, по возможности подбор по слуху простейших мелодий и попевок, ритмические считалки и т. д. Естественно, что при всем этом присутствуют не только развлекательные моменты; параллельно решается целый ряд воспитательных задач. Творческое самовыражение учащихся неразрывно связано с их инициативой. Педагог же обязан поддержать и стимулировать самостоятельные поиски ребенка.
Существуют способы стимулирования интереса учащихся на уроке. Например, возможно активизировать слух ребенка непосредственно через музыку. Педагог методом показа (играя какое-либо произведение) обращает его внимание на наиболее выразительные и характерные эпизоды (ритм, литературное содержание и т. д.).
Дети активно себя ведут на уроках при игре в ансамбле. Коллективизм сам по себе очень стимулирует музыкальные занятия учеников, как на уроке непосредственно, так и дома. Возможно также проигрывание одной и той же пьесы разными детьми (т. е. активизация ребенка за счет конкурентности).
Присутствие в классе других детей и родителей создает благоприятные психологические предпосылки – ведь каждый ребенок в той или иной степени артист.
4. О работе с родителями.
«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых», - говорит А. Д. Артоболевская. Сегодня уже стало правилом, что успех начального этапа обучения не просто во многом зависит от родителей – он невозможен без их участия. Это участие требует определенных усилий.
Во-первых, в семье, если не была, то должна создаваться атмосфера благоговейности, или хотя бы интереса к музыкальным занятиям детей. Это возможно в том случае, если педагог постоянно в контакте с родителями, разъясняет им значение занятий музыкой для развития их ребенка. Конкретно же можно говорить следующее:
1. Мы вводим детей в сферу духовного. Никакое другое искусство не может так развивать ребенка эмоционально (ведь музыка искусство чувств, эмоций);
2. Целый ряд навыков ученика связан с умением ориентироваться в пространстве;
3. Совершенствуются координация движений, вплоть до самых мельчайших и разнообразных, каких нет ни в одном виде спорта;
4. развитие тактильных ощущений (прикосновение к клавиатуре, напряжение мышц, например, при игре мехом);
5. Воспитывается концентрация внимания;
6. Развитие интеллектуальных способностей;
7. Неоспоримое преимущество в индивидуальном общении педагога с учащимся в музыкальной школе по сравнению с общеобразовательной (ведь в первом случае педагог развивает ребенка исходя из особенностей его личности);
8. Педагог должен сообщить родителям о достоинствах баяна; этот инструмент наиболее успешно позволяет приобщить ученика к самым разнообразным стилям и жанрам;
9. Музыка организует и дисциплинирует характер ребенка.
Хочется особенно заострить внимание на последнем пункте. Родители должны знать, что занятие музыкой – это не постоянное удовольствие, удовлетворение и самовыражение; здесь ребенок приучается к труду. Это всегда требует от него немало усилий и времени. При этом малышу особенно нужна поддержка взрослых. Он должен знать, что за трудом последует результат.
Во-вторых, родители вместе с педагогом должны продумать и установить режим домашних заданий ребенка. Главное условие – ежедневность и результативность.
Сколько времени дома заниматься ученику? Этот вопрос очень индивидуален. Он зависит от возраста и психических особенностей учащегося. Что касается результативности, то родители (а позже и ученик) должны научиться каждый раз ставить небольшие реальные задачи и выполнять их. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не занимался усталым, после обильной еды. Нельзя заниматься много времени подряд.
Невозможно переоценить важность задачи приобщения ребенка к миру музыки. Однако, антидуховная атмосфера в общеобразовательной школе и в обществе в целом не способствуют занятиям музыкой и особенно на баяне. Педагог – баянист находится сегодня в иных условиях, чем лет 15 назад. Это, во-первых, недостаточная материальная база; во-вторых, отсутствие конкурса у поступающих на баян; в-третьих, низкий общественный престиж инструмента.
Психологические трудности педагога в современных условиях усугубляются и потому, что общество лишь декларирует значение культуры, а на самом же деле педагог музыкальной школы находится на самой низкой ступени социальной лестницы.
Учитывая все это, для успешной работы учителя музыки необходим не только поиск новых прогрессивных методик, поиск репертуара, но и новые формы работы. Каждый педагог сам должен найти эти формы и способы.
Особенно актуален сегодня следующий вопрос. В связи с тем, что в общеобразовательной школе ребенок не получает поддержки своим занятиям музыкой ( да и дома нередко встречается несерьезное отношение: «Лишь бы стекла не бил!», необходимо в классе музыкальной школы создать «противовес». Для этого индивидуальные занятия должны сочетать с коллективными формами работы. Например:
1. Коллективное музицирование (желательно объединить детей не по учебному плану, а втягивать всех, независимо от классов);
2. Каждый должен иметь возможность оценивать другого (для этого хорошо устраивать коллективное прослушивания со всеобщим обсуждением и общей оценкой);
3. Коллективное посещение концертов и прослушивание музыки с последующими дискуссиями;
4. Выступления класса (особенно хорошо с выездами).
Последний момент особенно важен для развития детского интереса. Б. М. Теплов писал: «Нельзя сочинять, играть, рисовать и т. д. только упражнения в данной деятельности; необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен… Без этого развитие ребенка неизбежно подменяется развитием некоторого формального умения».
При коллективных обсуждениях атмосферу в классе регулирует педагог – необходимо воспитывать у детей доброжелательность и объективность.
Немаловажное значение имеет и формирование кабинета, где проходят не только индивидуальные уроки, но и встречи всего класса. Он должен быть радиофицирован (проигрыватель, магнитофон, всегда «под рукой» должны быть ноты. На стенах – портреты композиторов, фотографии исполнителей и т. д. Все зависит от фантазии педагога.
Все вышесказанное должно быть направленно на то, чтобы создать в классе особый микроклимат для поддержания интереса учащихся к занятиям музыкой и конкретно на баяне.
И в заключении приведу слова Баренбойма о том, что «истинная педагогика всегда, всюду, на всех этапах – творчества, личное творчество».
В данном случае автор хотел подчеркнуть личностный характер педагогики. А я бы обратила внимание всех учителей музыки (особенно молодых и малоопытных) на слово «творчество». Ведь у педагога, творчески относящегося к своей профессии, учиться детям будет всегда интересно.
Список используемой литературы
1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие., 1989г.
2. Баренбойм Л. «Путь к музыцированию», 1979г.
3. Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». Пособие., 1989г.
4. Бернстайн Л. «Музыка – всем»., 1989г.
5. Коган Г. «Избранные статьи»., 1979г.
6. Коган Г. «У врат мастерства»., 1961г.
7. Мильштейн Я. И. «Вопросы теории и истории исполнительства»., 1983г.
8. Сохор А. «Воспитательная роль музыки»., 1975г.
9. Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей»., 1974г.