Наталья Попова
Методическая разработка «Чувство юмора». Часть II. Юмор в музыке
Юмор в музыке
Мир музыки многообразен и бесконечен. Музыка рассказывает нам о красоте земной жизни и вместе с ней мы совершаем головокружительные путешествия во времени и в пространстве. Кажется, что нет ничего такого, о чём не могла бы поведать музыка. В музыке мы слышим голоса повседневной жизни: то поют птицы, то гудит паровоз, то просто до нас доносится шум города. В музыке мы встречаем и знакомых полюбившихся нам героев: тут и Золушка, и кот в сапогах, и Петя с волком, а то и богатыри, выходящие чредой из вод ясных, и Щелкунчик, и фея Драже. И, кого бы мы ни встретили, каждый со своим характером, стилем поведения и отношения с миром. Музыка передаёт все наши чувства своим специфическим, но всем понятным языком. А вот может ли музыка передать нам смех, шутку, рассказать о какой-нибудь смешной истории? Конечно! Средства музыкальной выразительности музыки очень богаты и понятны всем. Недаром говорят, что музыка – это понятный всем язык.
Публикация «Методическая разработка „Чувство юмора“, Часть II, Юмор в музыке» размещена в разделах
Музыкантов издавна не признавали серьёзным народом. Ещё в средние века считалось, что они должны веселить публику, потешничать. Музыкантов из народа звали «игрецами». И называли их соответственно. В России - скоморохами, шутами. И даже когда музыканты перестали подрабатывать «шутами» на улицах, в народных гуляньях, чувство юмора им не изменило.
Есть целая группа музыкальных произведений, которые сразу вызывают у нас улыбку. Вспомните «Шутку» Баха или «Музыкальную шутку» Моцарта.
А у К. Сен-Санса, считавшего себя серьёзным композитором, есть сюита для инструментального ансамбля из 11 музыкантов - «Карнавал животных». Очень выразительное музыкальное произведение. Задумано оно было как сюрприз для концерта, где каждую отдельную часть сюиты должен был исполнять музыкант, принявшие участие в концерте. Сам Сен-Санс считал это своё произведение шуткой и запретил исполнять его при жизни. Поэтому сюита исполнялась лишь в музыкальных салонах и домашних концертах. И лишь месяц спустя после смерти композитора произведение было исполнено в салоне Полины Виардо при участии Ф. Листа. И партитура пьесы была издана целиком тоже только после смерти композитора. Сейчас она занимает прочное место в концертных программах многих коллективов. Часто сюита преподносится и исполняется как музыка для детей, и тогда сопровождается литературными вставками по содержанию пьес. Эти пьесы носят яркий юмористический характер, если не сказать сатирический (но это уже знание только для взрослых). К примеру, есть свидетельства того, что в знаменитой пьесе «Умирающий лебедь», что гениально исполняла Майя Плисецкая, лебедь и не собирался умирать, а только, якобы, подшутил над всеми. Но этот момент ушёл в прошлое и больше о нём никто не вспоминает.
А пьеса «Клоуны» Д. Б. Кабалевского? Стоит прозвучать первым звукам, как дети начинают улыбаться, ёрзать, а потом и хохотать. Они очень хорошо слышат и воспринимают шутку в музыке. И что примечательно, концовка пьесы у всех детей (об этом я сужу из собственного опыта) ассоциируется всегда с исчезновением клоунов: всё! Повеселились и баста! Adieu!
Симфоническая сказка «Петя и волк». Каждый персонаж характеризуется определённым инструментом. Дедушка – это фагот, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре делает звучание музыки похожим на ворчание. Обратите на это внимание, когда будете слушать с детьми симфоническую сказку С. Прокофьева. Гобой с эдакой «крякающей» мелодией в нижнем регистре сразу выдаёт утку. В виртуозных пассажах в верхнем регистре мы слышим птичку, перелетающую с ветки на ветку, дразнящую волка.
А сколько юмора в произведениях вокального жанра: песнях и прибаутках, хороводах и частушках. И зачастую объяснять детям ничего не приходится, этот юмор им очень даже понятен.
А знакомя детей со сказкой А. С. Пушкина «Золотой петушок», дайте послушать любовную арию Дадона из оперы Н. А. Римского-Корсакова, когда он пишет письмо Шемаханской царице – ведь там звучит «Чижик-пыжик»! Да и сам хохот царицы, выраженный музыкальными средствами, очень показателен.
Послушайте с детьми «Пьесу для пишущей машинки» Лероя Андерсона, а лучше с видео, так будет и показательней и веселее.
Послушайте с детьми «Вальс-шутку» из «Детской тетради», что композитор Д. Д. Шостакович написал для своей дочери и подарил ей, когда Гале исполнилось 9 лет. Вальс звучит в высоком регистре, очень отрывисто, весело, игриво, шутливо.
А сколько шуток в детских песнях! Вспомним песни Г. Гладкова. Практически каждая вызывает улыбку и радость, а сколько в них юмористических ситуаций - настроение от приподнимается, хочется танцевать, ликовать. Далеко ходить не будем – «Мистер Жук» очень любима детьми. На моих занятиях она исполнялась в качестве награды за активную работу детей и просто по их желанию.
Не забудьте и песню В. Шаинского на слова Ю. Энтина «Небылицы»!
Тему можно продолжать бесконечно. Надеюсь, я убедила вас в том, что музыка – прекрасное средство для развития у детей чувства юмора!