МААМ-картинки

Методическая разработка «Чувство юмора». Часть II. Юмор в музыке (2 фото)

Наталья Попова
Методическая разработка «Чувство юмора». Часть II. Юмор в музыке
▼ Скачать + Заказать документы

Юмор в музыке

Методическая разработка «Чувство юмора». Часть II. Юмор в музыке

Мир музыки многообразен и бесконечен. Музыка рассказывает нам о красоте земной жизни и вместе с ней мы совершаем головокружительные путешествия во времени и в пространстве. Кажется, что нет ничего такого, о чём не могла бы поведать музыка. В музыке мы слышим голоса повседневной жизни: то поют птицы, то гудит паровоз, то просто до нас доносится шум города. В музыке мы встречаем и знакомых полюбившихся нам героев: тут и Золушка, и кот в сапогах, и Петя с волком, а то и богатыри, выходящие чредой из вод ясных, и Щелкунчик, и фея Драже. И, кого бы мы ни встретили, каждый со своим характером, стилем поведения и отношения с миром. Музыка передаёт все наши чувства своим специфическим, но всем понятным языком. А вот может ли музыка передать нам смех, шутку, рассказать о какой-нибудь смешной истории? Конечно! Средства музыкальной выразительности музыки очень богаты и понятны всем. Недаром говорят, что музыка – это понятный всем язык.

Публикация «Методическая разработка „Чувство юмора“, Часть II, Юмор в музыке» размещена в разделах

Музыкантов издавна не признавали серьёзным народом. Ещё в средние века считалось, что они должны веселить публику, потешничать. Музыкантов из народа звали «игрецами». И называли их соответственно. В России - скоморохами, шутами. И даже когда музыканты перестали подрабатывать «шутами» на улицах, в народных гуляньях, чувство юмора им не изменило.

Есть целая группа музыкальных произведений, которые сразу вызывают у нас улыбку. Вспомните «Шутку» Баха или «Музыкальную шутку» Моцарта.

А у К. Сен-Санса, считавшего себя серьёзным композитором, есть сюита для инструментального ансамбля из 11 музыкантов - «Карнавал животных». Очень выразительное музыкальное произведение. Задумано оно было как сюрприз для концерта, где каждую отдельную часть сюиты должен был исполнять музыкант, принявшие участие в концерте. Сам Сен-Санс считал это своё произведение шуткой и запретил исполнять его при жизни. Поэтому сюита исполнялась лишь в музыкальных салонах и домашних концертах. И лишь месяц спустя после смерти композитора произведение было исполнено в салоне Полины Виардо при участии Ф. Листа. И партитура пьесы была издана целиком тоже только после смерти композитора. Сейчас она занимает прочное место в концертных программах многих коллективов. Часто сюита преподносится и исполняется как музыка для детей, и тогда сопровождается литературными вставками по содержанию пьес. Эти пьесы носят яркий юмористический характер, если не сказать сатирический (но это уже знание только для взрослых). К примеру, есть свидетельства того, что в знаменитой пьесе «Умирающий лебедь», что гениально исполняла Майя Плисецкая, лебедь и не собирался умирать, а только, якобы, подшутил над всеми. Но этот момент ушёл в прошлое и больше о нём никто не вспоминает.

А пьеса «Клоуны» Д. Б. Кабалевского? Стоит прозвучать первым звукам, как дети начинают улыбаться, ёрзать, а потом и хохотать. Они очень хорошо слышат и воспринимают шутку в музыке. И что примечательно, концовка пьесы у всех детей (об этом я сужу из собственного опыта) ассоциируется всегда с исчезновением клоунов: всё! Повеселились и баста! Adieu!

Фото «Чувство юмора»

Симфоническая сказка «Петя и волк». Каждый персонаж характеризуется определённым инструментом. Дедушка – это фагот, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре делает звучание музыки похожим на ворчание. Обратите на это внимание, когда будете слушать с детьми симфоническую сказку С. Прокофьева. Гобой с эдакой «крякающей» мелодией в нижнем регистре сразу выдаёт утку. В виртуозных пассажах в верхнем регистре мы слышим птичку, перелетающую с ветки на ветку, дразнящую волка.

А сколько юмора в произведениях вокального жанра: песнях и прибаутках, хороводах и частушках. И зачастую объяснять детям ничего не приходится, этот юмор им очень даже понятен.

А знакомя детей со сказкой А. С. Пушкина «Золотой петушок», дайте послушать любовную арию Дадона из оперы Н. А. Римского-Корсакова, когда он пишет письмо Шемаханской царице – ведь там звучит «Чижик-пыжик»! Да и сам хохот царицы, выраженный музыкальными средствами, очень показателен.

Послушайте с детьми «Пьесу для пишущей машинки» Лероя Андерсона, а лучше с видео, так будет и показательней и веселее.

Послушайте с детьми «Вальс-шутку» из «Детской тетради», что композитор Д. Д. Шостакович написал для своей дочери и подарил ей, когда Гале исполнилось 9 лет. Вальс звучит в высоком регистре, очень отрывисто, весело, игриво, шутливо.

А сколько шуток в детских песнях! Вспомним песни Г. Гладкова. Практически каждая вызывает улыбку и радость, а сколько в них юмористических ситуаций - настроение от приподнимается, хочется танцевать, ликовать. Далеко ходить не будем – «Мистер Жук» очень любима детьми. На моих занятиях она исполнялась в качестве награды за активную работу детей и просто по их желанию.

Не забудьте и песню В. Шаинского на слова Ю. Энтина «Небылицы»!

Тему можно продолжать бесконечно. Надеюсь, я убедила вас в том, что музыка – прекрасное средство для развития у детей чувства юмора!

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по воспитанию любви к малой Родине Дошкольное воспитание Знать и любить свое село Первое чувство патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении,.

Картотека «Хороводные игры» Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси, без них не обходился не один праздник Хороводные игры - это целый.

Методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №11о. в» г. Магнитогорска Конкурс «Лучшая методическая разработка» Методическая.

Методическая разработка «Пластилинография»Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора?Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора? Нужно ли развивать у дошколят чувство юмора? Не удивляйтесь, коллеги, снимку с новогодних праздников, нет, Новый год пока далеко за горами,.

Методическая разработка «Кошки в музыке»Методическая разработка «Кошки в музыке» Тема кошек и котов в пении, танце и драматизациях Сегодня, в продолжение темы кошек и котов, предлагаю вам приблизительный «кошачий» репертуар,.

Методическая разработка «Люблю Отчизну я» «ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я…» Костина Елена Александровна Воспитатель СПб ГПОУ «Училище олимпийского резерва №1» «Все ответы находятся в тебе. Ты.

Презентация «Методическая разработка. Мнемотаблицы» Мнемотаблицы для запоминания стихов. Цель: - запоминание литературных произведений. Задачи: - развить речь, память, воображение, внимание;.

Методическая разработка «Виды омонимов» Тема: «Омофоны, омоформы, омографы – виды» Цель – развитие речи. Задачи: Коррекционная – углубить и расширить представления о разновидностях.

Методическая разработка «Живём в сказке»Методическая разработка «Живём в сказке» Одна из наиболее сложных задач - отбор сценариев будущей постановки, т. к. грамотно выбранный репертуар - залог успеха будущей драматизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Чувство юмора». Часть II. Юмор в музыке
Опубликовано: 6 апреля 2019 в 11:45
+271Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Чувство юмора». Часть II. Юмор в музыке» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 116.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД