Красильникова Наталия
Методическая разработка «Вопросы взрослому»
▼ Скачать + Заказать документы
Проведенный среди воспитанников детского дома опрос, частые беседы с выпускниками, приезжающими в гости, показали что существует множество вопросов, на которые дети не могут найти ответ, существует множество проблем, с которыми детям придется столкнуться после выпуска из стен нашего Дома.
И кто как не мы- взрослые, душой болеющие за наших выпускников, можем дать ответ на их «КАК?», «ПОЧЕМУ?» Кто как не мы можем предостеречь их от принятия неверных решений, обозначить проблемы, которые могут всретиться в постинтернатный период, наметить пути решения этих проблем, помочь избавиться от страха перед будущим и вселить уверенность в завтрашнем дне.
Темочки:
Предлагаю вашему вниманию новую форму работы, помогающую нашим детям развить способности к самостоятельному решению проблем в постинтернатный период.
Цель: Развитие у воспитанников способности к самостоятельному решению проблем в постинтернатный период.
Задачи:
- предостеречь детей от принятия неверных решений;
- обозначить проблемы, которые могут встретиться в постинтернатный период;
- наметить возможные пути решения этих проблем;
- наглядно продемонстрировать, на примере выпускника Лебедева В. А., что успешная социализация возможна;
- помочь детям избавиться от страха перед будущим, вселить уверенность в завтрашнем дне.
Ход:
Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Наш сегодняшний разговор называется: «Вопросы взрослому". Вы стоите на пороге взрослой, самостоятельной жизни, и как показал проведенный опрос, у вас возникает множество вопросов с которыми вам придется столкнуться после выпуска.». Но зачастую вы стесняетесь спросить взрослых (педагогов) о чем-либо, по каким-то своим причинам. Сегодня мы попробуем найти ответы на самые распространенные злободневные вопросы. Все ваши вопросы лежат у меня в корзинке, они не подписаны. вы будете по очереди брать один из вопросов, зачитывать их.
А отвечать на них будет человек, который воспитывался в нашем Доме:
- он увлекался футболом;
- окончил Оршанский педагогический колледж;
- в летний период работал в нашем лагере «Орловка» тренером и воспитателем;
- у него есть супруга, тоже воспитанница нашего Дома и очаровательный сынишка. Как вы думаете о ком идет речь?
Ответы детей.
Педагог: Встречайте, выпускник нашего Дома Лебедев Василий Александрович.
Василий Александрович, многие Вас знают, но всё же расскажите о себе.
Педагог при необходимости дополняет рассказ гостя: окончил ОПК с красным дипломом, поступал в институт без экзаменов, приёмная комиссия не принимала документы, но знание своих прав и желание обустроить свою жизнь помогли ему решить проблему с поступлением.
Педагог: Василий Александрович, во время нашего откровенного разговора Вы можете 3 раза отклонить вопросы, если они покажутся Вам некорректными или по какой- то другой причине не захотите отвечать. Начнем?
Вопрос 1 : «Кем вы хотели стать, когда вырастите?»
Ответ Василия Александровича.
Педагог дополняет ответ гостя: Каждому из нас задавали этот вопрос в детстве. Кто-то хотел стать космонавтом, кто-то мореплавателем Но вот миновали школьные годы. Кем быть? Что нужно учесть при выборе профессии? Существуют основные мотивы:престиж профессии, высокий заработок, содержание самой профессии, доступность обучения.
А какими мотивами руководствовались Вы?
Ответ Василия Александровича.
Педагог: Мы знаем, что будучи старшеклассником Вы хотели учиться в МарГТУ, но Вы пошли В Оршанку. Почему? Жалеете ли Вы о том, что так сложились обстоятельства? Почему?
Ответ Василия Александровича.
Педагог: Ребята, это очень хорошо, если вы поступите именно туда, куда задумали, куда хочется, но в жизни бывают разные ситуации. Не бойтесь получить среднеспециальное образование, вы всегда можете поступить в ВУЗ или получить другую профессию. В любом случае, не стоит относиться к выбору профессии, как к чему-то неизменному, что раз и навсегда определит вашу судьбу. Впереди у вас долгая жизнь, в которой наверняка найдется место и повышению квалификации, и освоению смежных специальностей, а то и радикальной перемене деятельности.
Живя в детском доме, привыкая друг к другу, дети допускают такую ошибку при выборе профессии: идут вслед за подругой или другом.
Во время моего выпуска было такое: моя подруга пошла со мной в Оршанку, ни профессия ей не нравилась, ни работать она по этой специальности не хотела. Просто из-за того, что не хотелось ей остаться одной. Так и вышло: работать воспитателем она не стала. А время было уже упущено. Поступи она в другое учебное заведение, может и жизнь ее сложилась бы по-другому.
Василий Александрович, знаете ли Вы такие случаи?
Ответ Василия Александровича.
Вопрос 2 : «С какими трудностями Вы столкнулись после выпуска?»
Ответ Василия Александровича.
Педагог: Могу сказать вам, что самые первые трудности и то, как вы из них выйдете будет зависеть от вас. Первый месяц вашей самостоятельной жизни - сентябрь. До стипендии целый месяц, нужно на что-то жить этот месяц, как-то добираться до учебы и приезжать к нам в гости. Можно позаботиться об этом заранее: может помочь наш участок, есть возможность подработать летом и отложить эти денежки.
Если говорить о себе, моей проблемой было- неумение отказать. Я получала стипендию, и ко мне приезжали одноклассницы занимать деньги, вроде как скажешь: «НЕТ»? Все это приводило к тому, что полмесяца приходилось жить буквально на хлебе и воде. Я не призываю вас к тому, что не надо помогать друг другу, я говорю о том, что надо рассчитывать свои возможности.
Вопрос 3 : «Были ли у Вас после выпуска трудные жизненные ситуации и обращались ли Вы в детский дом за помощью?»
Ответ Василия Александровича.
Педагог: Не нужно бояться обратиться за помощью. У каждого из вас есть в этом Доме человек, которому вы доверяете, верите. Если не сможет помочь один - поможем все. Вы, наверное, помните, не так давно собирали деньги на лечение и операцию нашей воспитанницы, попавшей в аварию, Каримовой Инны. Возможно вы помните, как воспитатели ездили сдавать кровь для сына нашей воспитанницы Риммы и многие другие ситуации. Двери Дома открыты для вас, здесь вам всегда помогут.
Вопрос 4 : «Что Вам нравилось, а может не нравилось в детском доме?»
Ответ Василия Александровича.
Педагог: О себе могу сказать, что очень многое нравилось. Мы ходили в походы, сами проводили праздники, придумывали разные мероприятия. «Время другое было» - скажете вы. Я соглашусь, но для того чтобы было интересно, человек должен сам проявить инициативу, в самом должна быть какая-то искорка задора, интерес к чему-то. Всё, что происходит вокруг вас зависит от вас самих. Спустя годы кто-то скажет: «Было интересно, я играл в футбол, а помните как мы всухую обыграли три команды и как радостно нас встречали дома?». Кто-то вспомнит своё участие в концертах, праздниках, кто-то будет горд свои участием и победой в игре «Умники и умницы».
А что же будет твориться на душе у тех, кто просиживал целыми днями в своих телефонах и планшетах, задавая себе вопрос : «Почему же моё детство было таким неинтересным?».
Вопрос 5 : «Если бы раньше были приёмные семьи, вы бы пошли в семью?».
Ответ Василия Александровича.
Педагог: На этот вопрос у каждого имеется свой ответ. В идеале, да,- ребенок должен жить и воспитываться в семье, но опыт показал, что не все соглашаются, может быть боясь менять привычные для него окружение, требования и т. д. А другой – согласится и будет счастлив. Этому масса примеров и вы о них прекрасно знаете. Нужно помнить, что у вас есть право жить и воспитываться в семье.
Вопрос 6 : «Воспитатель и воспитанник – часто ли встречалось непонимание? Случались ли конфликты и как вы из них выходили?
Ответ Василия Александровича.
Педагог: Существует обыденное мнение, что конфликт- это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, т. е. это нечто такое, чего по возможности следует избегать, но что делать, если он произошел? Надо уметь управлять конфликтом, а этому мы учимся на других занятиях.
Вопрос 7 : «Вы когда-нибудь обманывали?»
Ответ Василия Александровича.
Педагог: Ребята, а что такое «ложь»?
Вариант ответа: Ложь- это недостоверная информация.
Педагог: Случалось ли обманывать вам? Что заставляет вас обманывать? Варианты ответов: страх наказания, приукрасить действительность, освобождение себя от ответственности.
Педагог: Недавно я прочитала книгу Углова Федора Григорьевича «Человек среди людей». Он пишет: «Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным, нечистоплотным в нравственном отношении. Ложь- это большой изьян души, ибо без нравственной чистоты не может быть никакого чувства собственного достоинства. Благородный человек не унизится до лжи». Углов дает определение лжи или неправды- это изьян души, т. е. вред, который душа, проявляясь через человека, наносит себе. Давайте не будем вредить сами себе, своей душе…
Мы постарались охватить все ваши вопросы, но вдруг чей-то вопрос не был задан, вы можете задать его. Или в ходе нашей беседы у вас возникли ещё вопросы? Пожалуйста, задавайте.
Педагог: Выводы по сегодняшнему занятию я делать не буду. Подумайте, что для себя вы взяли с сегодняшнего разговора со взрослым. Нужны ли нам такие разговоры? О чем вы хотели бы ещё спросить? А может даже с кем- то именно встретиться?
Задумайтесь, холодные цифры статистики говорят о том, что только 10 % из выпускников находят своё место в жизни, остальные становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками… Дорогие друзья, а ведь эту статистику делаем мы - выпускники прошлого и настоящего, и изменить эти цифры сможем только мы. И через несколько лет на месте взрослого на подобной беседе окажется кто-то из вас.
Я желаю вам удачи! Всё в ваших руках!