Приложение МААМ

Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе «Зимующие птицы»

Елена Веджатова
Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мазанская школа»

Симферопольского района, Республики Крым

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Автор классный руководитель

2-А класса,

Веджатова Елена Александровна

Публикация «Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Зимующие птицы"

Цель: наблюдение за жизнью птиц в городе в зимний период; оказание посильной помощи птицам.

Задачи: - Расширить знания детей о птицах;

- Узнать, какие птицы зимуют в городе Зеленокумске;

- Как изменяется пища птиц, зимующих в городе;

- Узнать, какие кормушки подходят птицам,

- Изготовить кормушки в школьной мастерской, развесить на пришкольном участке;

- Убеждать детей в необходимости оказания помощи птицам зимой.

Оборудование для проведения сценария праздника: рисунки о птицах, птичьи домики, вы-ставка «Что можно почитать о птицах»;

плакаты с надписями:

- Птицы – являются частью природы, без которых ее красота была бы неполной;

- Птицы - являются нашими друзьями;

- Птицы – являются верными нашими помощниками, защитниками лесов, полей, садов от вредителей и грызунов;

- Охраняй и береги птицу, заботься о ней и помоги ей в трудную минуту.

Ход мероприятия (сценарный план)

I. Организационное начало мероприятия.

Ребята, сегодня на нашем мероприятии присутствует много гостей и, как гостеприимные хозяева, в начале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам Вас сегодня встречать,

Начнём же! Не будем зря время терять!

-Ребята, а сейчас закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (звучит отрывок записи «Пение птиц»).

- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).

- Почему? (ответы детей).

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

1 ведущий. Утверждение, что красота спасет мир, известно всем, потому что человек стал человеком, когда увидел яркое разноцветье родной природы, услышал пение жаворонка и щелканье соловья, когда почувствовала тонкие ароматы сиреневого цвета и медовые разливы белой акации. Но человек иногда забывает, что она является лишь частичкой природы, с законами и силами которой необходимо считаться.

2 ведущий. На нашей планете более 8600 видов оседлых, перелетных и зимующих птиц.

1 ведущий. Птицы украшение земли. Их веселая, звонкая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

2 ведущий. Птицы, уничтожая несметное количество вредных насекомых и их личинок, являются лучшими помощниками в борьбе за урожай сельскохозяйственных растений.

1 ведущий. В нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным делом. И наша задача - привлечь пернатых друзей в сады, леса, на поля и организовать их охрану.

2 ведущий. Птицы - наши пернатые друзья. Многие птицы улетают осенью в теплые края, но некоторые остаются зимовать с нами. Очень трудно птицам в этот период - холодно и голодно.

1 ведущий. Да, действительно, холодно. По земле идет зима. И холодно не только нам, ко-гда мы выходим во двор, но и зверям и птицам, которые нас окружают. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как можно помочь птицам зимой.

Учитель: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше мероприятие сегодня будет посвящено птицам : как помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. 15 января, самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.

II. Основная часть мероприятия

Учитель: Птиц на земле около 8 600 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.

Давайте ребята вспомним,по характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на три группы

Дети отвечают.

Перелетными называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие, удаленные районы. В отличие от кочующих, для перелетных птиц характерно наличие не только определенных направлений и сроков перелета, но и достаточно четко очерченной области зимовок, в которой птицы живут более или менее оседло. Передвижение к зимовкам у перелётных птиц проходит не в форме кочевок, а в виде перелета. Направления перелета у разных видов птиц могут быть различными, но у обитателей северного полушария чаще всего в сторону южного полушария. Зимовки обычно отстоят от мест гнездования птиц на много сотен и даже тысяч километров. К перелетным относится большинство птиц нашего края : дрозды, утки, гуси, зяблик, полевой жаворонок, кулики, цапли, и многие другие.

К оседлым относятся птицы, которые в течение круглого года живут в одной и той же местности. Некоторые из этих птиц всю жизнь проводят в пределах небольшой гнездовой территории, не выходя за ее границы даже в зимнее время. Таких птиц можно назвать строго оседлыми. В городе Зеленокумске к ним можно отнести воробья, голубя, галку и некоторых других птиц. Они живут постоянно вблизи поселений человека. Там они находят достаточно пищи в течение круглого года.

Кочующими называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и до весны совершают беспрерывные перемещения, удаляясь на десятки, сотни и даже тысячи километров от своей территории. В отличие от оседлых, для кочующих птиц характерны постоянные передвижения в поисках пищи и отсутствие в течение зимы более или менее длительной оседлости. Если птицы и задерживаются в местах концентрации пищи, то не надолго, так как естественные запасы кормов у них зимой бывают не столь обильными и устойчивыми, как у оседлых птиц. Направление передвижений у кочующих птиц непостоянно. Посещая во время кочевок благоприятные в отношении пищи и других условий места, птицы могут неоднократно изменять путь своего движения в самых разнообразных направлениях, но чаще в сторону теплых климатических зон. К кочующим птицам, обитающим в городе, можно отнести синиц, поползней, снегирей, свиристелей и других.

III. Загадки о птицах.

Учитель. А сейчас ребята, мы с вами разгадаем загадки и вспомним, каких же птиц мы можем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.

1 ведущий.

1) Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю (воробей)

Учитель: По воробьям можно узнать температуру на улице. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?

- Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.

Воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под карнизами домов, на чердаках, в нишах стен.

Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.

У воробьев в стайке есть воробей – сторож. Что же он сторожит? Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.

Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет.

2 ведущий.

2) Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (снегирь)

Учитель: Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.

Снегирь - красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов. Впрочем красавцы - только самцы. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная. У самки красный цвет замещен буровато - серым.

Эта птица всегда рядом с нами. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.

Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

1 ведущий.

3)По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Червячок-то будет мой! (Дятел)

Учитель: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему?

Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные.

Черный дятел – по определению преимущественно черного цвета. На голове у него – красная пилотка.

2 ведущий

4)Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

Учитель: Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись голо-вой вниз. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой.

Синица - очень подвижная птица, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом помогают острые и длинные когти.

Селятся синицы около жилья человека большая синица может устраивать гнезда в самых неожиданных местах. Известны случаи гнездования этих птиц в чугунных перилах, в трубе водокачки, в столбах уличного освещения, в полых металлических трубах оград, в почтовых ящиках, за обшивками стен зданий.

С выпадением снега большая часть синиц откочевывает к югу, а остающиеся зимовать особи перемещаются на окраины населенных пунктов.

1 ведущий

5)Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)

Учитель: Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные.

По земле сорока передвигается чаще всего прыжками, однако может и ходить характерной для вороновых походкой. Очень умело она перемещается в кроне деревьев. Полёт сороки волнообразный планирующий. Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки - переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Отдельные птицы имитируют других животных.

Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц.

2ведущий

6)Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это. (ворона)

Учитель. Серая ворона «носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет».

Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья. Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу

Гнезда вороны вьют высоко на акациях, тополях, кипарисах. Любят селиться на боярышниках. Боярышник хоть и не высок, но зато колюч. А это от врагов верная защита. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его.

IV. Как помочь птицам зимой.

1 ведущий. Нелегко приходится птицам зимой. Многие из них погибают не только от холода, но и от голода. А потому-то и должны прийти им на помощь люди. Подкармливая птиц, мы не спасаем их от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Кроме того, какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки! Учитель. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.

Какой корм дадим каждой птичке? (ответы учащихся)

2 ведущий. Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные)

Учитель: Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы учащихся). У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.

V. Викторина о зимующих птицах.

1. Какая птица двигается по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел)

2. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

3. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона)

4. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

5. Воробей – это вредная или полезная птица? (Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.)

6. У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.)

7. У какой зимующей птицы самый длинный хвост? (Самый длинный хвост у сороки.)

VI. Подведение итогов мероприятия

Учитель: Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь каждый из вас, ребята, найдет время помочь зимующим птицам. Вы можете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

А сегодня две синички -

Желтогрудые сестрички -

Зачирикали с утра

Возле самого окна.

Зернышки они склевали

И подруг своих позвали.

К нам в окно стучится птичка –

Желтогрудая синичка.

На нас смотрит сквозь стекло,

Говорит: "У вас тепло… А мне холодно. Обидно:

Зёрнышек нигде не видно.

Я прошу вас: вы немножко

Мне насыпьте хлебных крошек,

А ещё б немного сала

Мне бы в стужу не мешало…

С вами буду я дружить –

Обещайте лишь кормить. Если вам не жалко крошек –

Созову моих подружек.

Вместе станем прилетать,

На окошке щебетать".

Публикации по теме:

Конспект внеклассного мероприятия «Северные посиделки» Конспект мероприятия, посвященного празднованию 85-летия со Дня образования ХМАО-Югры (для детей старшего дошкольного возраста) «Северные.

Методическая разработка совместного мероприятия с детьми средней группы «Полезные и вредные продукты» Методическая разработка совместного мероприятия с детьми средней группы "Полезные и вредные продукты". Целью мероприятия является - формирование.

Методическая разработка «Принципы работы над полифоническими произведениями в фортепианном классе ДШИ» 1. Вступление. Для общего музыкального воспитания, учащимся детской музыкальной школы, чрезвычайно большое значение имеет развитие полифонического.

Методическая разработка НОД по речевому развитию «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст) Программные задачи: закрепить и уточнить названия зимующих птиц; закрепить в словаре обобщающее понятие «зимующие птицы»; учиться образовывать.

Методическая разработка праздника в День знаний во 2 классе «Мы снова вместе» День знаний во 2 «В» классе Классный руководитель: Качалина В. В. Задачи: 1. Создание атмосферы праздника 2. Формирование учебной мотивации.

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного празднику Защитников Отечества Методическая разработка: Праздник «Защитники Отечества» Цели 1. Формирование интереса к историческому прошлому нашей Родины; 2. Воспитание.

Методическая разработка внеклассного мероприятия в соответствии с ФГОС «Заболела кукла Маша». «Заболела кукла Маша…» внеклассное занятие в рамках программы по внеурочной деятельности «Первые шаги» Воспитатель: Глушакова А. В.

Конспект внеклассного мероприятия «Мой выбор — мое здоровье!» Тема: Мой выбор - моё здоровье! Цель: Дети учатся бережно относиться к собственному здоровью, приёмам его сохранения. Развивать желание.

Протокол заседания МО воспитателей «Разработка технологической карты внеклассного занятия» Протокол №5 15.03.2016 г. Присутствовало 12 Отсутствовало 5 Повестка. 1. Разработка технологической карты внеклассного занятия Пермякова.

Сценарий внеклассного мероприятия по ПДД в форме выступления агитбригады Выступление команды «Романтики» учащихся 2 «Б» класса школы № 34 в муниципальном смотре-конкурсе агитбригад по безопасности дорожного движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 27 декабря 2016 в 22:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе «Зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Веджатова (УИ 963114) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД