Алена Глушакова
Методическая разработка внеклассного мероприятия в соответствии с ФГОС «Заболела кукла Маша».
▼ Скачать + Заказать документы
«Заболела кукла Маша…»
внеклассное занятие в рамках программы
по внеурочной деятельности «Первые шаги»
Воспитатель: Глушакова А. В.
Тип занятия: «Открытие» нового знания.
Тема: Здоровье
Основная цель: способствование формированию здорового образа жизни у
младших школьников.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей взаимодействовать друг с другом адекватно игровой ситуации.
Публикация «Методическая разработка внеклассного мероприятия в соответствии с ФГОС „Заболела кукла Маша“,» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Познакомить детей с тем, что нельзя покупать лекарства без назначения врача.
3. Закреплять элементарные знания о здоровом образе жизни (простейшие правила здорового образа жизни).
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные умения: умение участвовать в диалоге.
2. Развивать интегративные качества детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство сострадания к заболевшему, желание помочь ему.
Раздаточный материал:
1) Макеты рецептов с изображением лекарственного средства;
2) Белый халат.
Демонстрационный материал:
1) «Кабинет врача» : халат врача, ширма, стол, стул, настольная лампа, фонендоскоп, лотки с термометрами, шприцами для игры «Больница», подставка для авторучек, бумага.
2) «Аптечный киоск» : игровой модуль, коробочки от лекарств, флаконы для игры «Аптека».
3) Кукла.
Другое оборудование:
1. Ноутбук.
2. Аудиозапись для речевок, физкультминуток.
Предварительная работа с детьми:
1. Знакомство с действиями врача поликлиники.
2. Обучение сюжетно-ролевой игре «Поликлиника».
Возраст обучающихся: 8-9 лет (1, 2 классы)
Ход занятия.
1. Введение в тему занятия.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
-ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
-обращение к личному опыту детей;
-создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности
включения в деятельность.
Добрый день, ребята!
Прежде, чем начать занятие, давайте поздороваемся друг с другом (дети хлопают в ладоши соседа) :
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
Как, ребятушки, живете?
Как здоровье, как животик?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: Подъём!
Мы занятие начнем.
Сегодня нас с вами ждет очень увлекательное занятие. Мы с вами попробуем (речь воспитателя прерывается). Ой, ребята, вы слышите? Кажется, кто-то плачет (дети оглядываются по сторонам, воспитатель обращает внимание на сидящую рядом куклу). Дети, вот, оказывается, кто плачет!
2. Актуализация.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
- Ребята, вы знаете, кто это? (Да. Это Маша, кукла).
- Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки? (дети здороваются в ответ)
-Маша, что с тобой случилось? Почему ты плачешь?
- Ой-ой-ой, кажется я заболела. Что же мне делать? Помогите!
Ребята! Наша кукла Маша заболела. Кто может мне объяснить, что значит слово «заболеть»? (ответы, обобщение). Тогда скажите мне, ребята, как можно назвать человека, у которого ничего не болит, нет температуры и насморка? (ответы, обобщение, итог). Верно. Такого человека называют здоровым. Как вы уже, наверное, догадались, сегодня на занятии мы поговорим о здоровье, а кукла Маша нам в этом поможет. Как вы думаете, что нам сегодня на занятии предстоит выполнить? (постановка задач занятия).
-Что нужно делать, если всё-таки кто-кто заболел? (Измерить температуру, уложить в постель, напоить чаем с лимоном и малиной, вызвать врача, сделать укол)
- Ой-ой, не надо уколов, я уже выздоровела! Апчхи!
- Ребята, а вы как считаете, выздоровела кукла Маша? (Нет. Она чихает. Ей надо сходить к врачу).
- Я совершенно с вами согласна. Кукле Маше надо сходить в поликлинику.
- Ой, а я не знаю, где находится эта покили, по-ли-кли-ника.
- Вы хотите помочь кукле Маше? (Хотим)
- Что мы должны для этого сделать? (Проводить куклу Машу до поликлиники, показать врачу, чтобы врач её вылечил).
- Вы сможете туда попасть? (Да, мы уже были там. Мы знаем дорогу в поликлинику)
- Тогда в путь!
Дети вместе с воспитателем и куклой Машей идут под речёвку, сопровождаемую музыкой.
Раз-два-три, четыре, пять!
Нужно друга выручать.
Много есть у нас друзей,
С ними жить нам веселей!
- Вот, ребята, мы и пришли! Узнаёте это место? (Да. Это поликлиника).
Кукла Маша громко кричит, радуется.
- Маша, а мы с ребятами уже знаем, как нужно вести себя в поликлинике.
Давайте вспомним эти правила и расскажем их. (Нельзя шуметь. Говорить можно шёпотом. Нужно ждать своей очереди).
- Запомнила, Маша? (Соглашается).
- Ребята, вы спокойно присаживайтесь на стулья, а я посмотрю, начался ли приём у врача.
Дети садятся на стульчики, из-за ширмы выходит врач-воспитатель (может быть ребенок).
- Здравствуйте, ребята! Зачем вы пришли в поликлинику? (Мы пришли, чтобы помочь кукле Маше. Она заболела).
- Сейчас мы Машу обследуем, посмотрим горлышко, послушаем, поставим градусник. А вы- то здоровы? (Да мы здоровы).
- Вы молодцы, что здоровы! Как вам это удается?
-Мы соблюдаем правила здоровья.
-Интересно, мне бы хотелось их услышать.
Правила здоровья (дети озвучивают по очереди) :
1. Соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы, умываться, мыть руки с мылом, следить за волосами).
2. Соблюдать чистоту дома.
3. Правильно питаться (кушать по режиму, употреблять в пищу рыбу, овощи, фрукты).
4. Заниматься спортом.
5. Кушать витамины.
6. Выходя на прогулку, одеваться по погоде. Держать ноги в тепле.
-Молодцы! Это самые важные правила здоровья, которые нам необходимо соблюдать.
-А сейчас, ребята, давайте поиграем.
Игра «Солнышко» (охрана зрения). См. Приложение 1.
Подведение итога на данном этапе:
- Видишь, Маша, какие наши ребята молодцы, сколько полезных советов они знают!
Маша хвалит детей. Врач вынимает у неё градусник.
- Ну что же, ребята, температура у Маши нормальная, но вот горлышко ей надо полечить. Я выпишу для неё рецепт на лекарство. Принимая его, она поправится.
Врач даёт кукле Маше рецепт и прощается с детьми, желает им никогда не болеть.
Кукла Маша : Вот здорово! У меня есть волшебный рецепт и я совсем здорова! Можно возвращаться обратно.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования к организации этапа:
-создание ситуации затруднения;
-фиксация в речи причины затруднения.
Кукла Маша чихает и кашляет.
- Что это? Ребята, оказывается Маша вовсе и не поправилась! Как вы думаете, почему? (Потому, что она не принимала лекарства).
- Совершенно верно! Маша! Не может обыкновенный рецепт вылечить больного! Ребята, а что теперь делать? (Надо купить лекарства)
- Где же мы сможем их купить?
Воспитатель принимает все ответы детей, но отклоняет их до тех пор, пока дети не предлагают купить лекарства в аптеке.
- Верно, лекарства можно купить в аптеке.
Дети предлагают варианты выхода из этой ситуации. Воспитатель выслушивает ответы и обращает внимание детей на аптечный киоск, находящийся в поликлинике.
- Посмотрите, ребята, что это? (Это аптека. Там продают лекарства).
- Да, ребята, вы правильно заметили. Но только это не аптека, а аптечный киоск. Такие аптечные киоски есть в каждой поликлинике.
-Интересно, почему аптечные киоски находятся в поликлинике? (чтобы больные люди не ходили далеко в аптеку, смогли купить необходимые лекарства сразу и начать лечение.)
- В аптечном киоске работает специальный врач, который называется фармацевт, или аптекарь. Скорее подойдем и купим лекарства для Маши.
- А где же аптекарь?
Появляется в окне аптекарь.
- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются).
- Зачем вы ко мне пришли? (Мы пришли за лекарством для куклы Маши. Она заболела, ей нужно лекарство).
- Я не могу вам дать лекарство. (Почему)
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
-организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
-фиксация нового знания в речи;
-создание ситуации успеха.
- Их очень много и я не знаю, чем именно нужно лечиться Маше. Лекарства просто так покупать нельзя. Их назначает врач. Продают лекарство только взрослым. Детям лекарство не продают. Видите, как много здесь лекарств! Разные лекарства лечат разные болезни. Без надобности принимать лекарство может быть опасно.
- Кукла Маша была у врача. Врач назначил ей лекарство и выписал рецепт. А мы пришли вместе с Машей, чтобы помочь ей купить нужные лекарства.
Аптекарь выдает коробочку, символизирующую лекарство, воспитателю, желает кукле Маше выздоровления и прощается с детьми.
- Какие вы добрые и умелые ребята. Мы с вами сумели получить лекарство для куклы Маши. Теперь Маша обязательно поправится!
- Спасибо, ребята, за лекарство. Теперь я обязательно поправлюсь и не буду больше чихать и кашлять.
Дети прощаются с куклой и провожают её.
Физкультминутка «Мое тело» (снятие мышечного напряжения). См. приложение 2.
Подведение итога на данном этапе:
- Молодцы, ребята, помогли Маше и узнали, что лекарства в аптечном киоске продают только взрослым и по рецепту.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях
Требования:
-соответствие используемых игр цели занятия;
-индивидуальные затруднения в играх;
-ситуация успеха в совместной деятельности.
- Ребята, а хотите поиграть в новую игру «Аптечный киоск»?
Игра «Аптечный киоск». Примечание см. в Приложении 3.
Воспитатель помогает детям распределить роли:
Один ребенок – аптекарь (выбирается считалочкой, остальные дети с помощью воспитателя распределяют роли родителей и детей. В процессе игры воспитатель помогает детям строить диалоги. Дети играют 2-3 раза в сюжетно-ролевую игру «Аптечный киоск».
- Молодцы, ребята вы теперь хорошо знаете, что такое «Аптечный киоск», и что находится он в поликлинике. Если каждый из вас расскажет об этом родителям, то вам и вашим мамам и папам не придется долго искать аптеку, а можно будет купить лекарство прямо в поликлинике.
Физкультминутка (оздоровительный массаж всего тела). См. Приложение 4.
Подведение итога на данном этапе:
- Ребята! Мы сделали доброе дело, помогли кукле Маше.
Дети берутся за руки, двигаются под речё вку:
Раз-два-три, четыре, пять!
Нужно друга выручать.
Много есть у нас друзей,
С ними жить нам веселей!
6. Итог.
Требования:
-организация анализа детской цели;
-фиксация нового знания в речи;
-определение выполнения взрослой цели.
- Вот мы и на месте. Где же мы были? (Мы были в поликлинике).
- Почему мы туда отправились? (Кукла Маша заболела. Нам надо было проводить её к врачу).
- Что сделал врач? (Врач выписал ему рецепт.)
- Как вы думаете, мы помогли Маше? (Да. Мы вместе с вами купили лекарство в аптечном киоске).
- Молодцы! Мы действительно помогли кукле Маше. Теперь Маша обязательно поправится и придет к нам снова в гости!
- А смогли бы вы помочь кукле Маше, если бы у вас не было рецепта? (Нет, лекарство без рецепта не выдают).
- Я очень рада, что вы помогли другу и узнали много нового. Эти знания обязательно вам помогут. Молодцы, ребята!
А теперь, давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу на занятии. Занятие окончено.
Приложение 1
Игра «Солнышко»
Направлена на охрану зрения.
Солнышко, солнышко,
В небе свети! (Потянуться руками вверх)
Яркие лучики к нам протяни.
Ручки мы вложим (Покружиться, подняв руки вверх)
В ладошки твои,
Нас покружи, оторви от земли.
Солнечный лучик
Быстро скакал.
И на плечо он к ребятам упал. (Вытянуть вперед правую руку, медленно положить указательный палец на правое плечо. Проследить движение пальца глазами).
Весело лучик (повторить то же самое с левой руки)
Песенку пел.
Каждый себе на плечо посмотрел.
Солнечный лучик (Вытянуть руку вперед и коснуться пальцем кончика носа. Проследить это движение взглядом)
Быстро скакал
И на маленький носик
К ребятам попал.
Весело лучик песенку пел.
Каждый на носик себе посмотрел.
Хлопают радостно (хлопки в ладоши) наши ладошки,
Быстро шагают резвые ножки.
Солнышко скрылось, ушло на покой. (Закрыть глаза)
Мы же на место сядем с тобой. (Сесть на стульчики)
Приложение 2
Физкультминутка «Мое тело»
Направлена на снятие мышечного напряжения.
Головушка-соловушка (гладят голову,
Лобик-бобик (гладят лоб,
Носик-абрикосик (закрывают глаза, попадают пальцем в кончик своего носа,
Щечки-комочки (мнут пальцами щеки,
Губки-голубки (вытягивают губы в трубочку,
Зубочки-дубочки (тихонько стучат зубами,
Глазки-краски (широко раскрывают глаза,
Ушки-непослушки (трут тихонько уши,
Плечики-кузнечики (дергают плечами,
Ручки-хватучки (хватают вокруг себя,
Грудочка-уточка (выпячивают вперед грудь,
Пузик-арбузик (выпячивают вперед живот,
Спинка-тростинка (вытягивают спинку,
Коленки-поленки (сгибают ноги в коленях,
Ножки-сапожки (топают ногами).
Приложение 3
Игра «Аптечный киоск». Примечание.
1. Педагог выступает как образец ролевого поведения - он вступает в ролевое взаимодействие с другими участниками игры. Например, приходит в аптеку с рецептами от Пилюлькина и делает заказ для больных малышей или посещает врача как больной, помогает в заготовке лекарственного сырья и т. д. Педагог так же выступает и как образец ролевых диалогов, с помощью которых он стимулирует потребность в общении между детьми.
2. Введение в игру новых игровых ситуаций (событий или происшествий). Такой прием оживляет игру, дает возможность развития новых сюжетных линий, а с ними и новых игровых взаимодействий. Например, в игру вводятся такие происшествия, как: поломка машины для доставки, пожар на предприятии по заготовке сырья. Или события: выезд врача к тяжело больному пациенту на дом, открытие нового отдела в аптеке - отдела косметики, оказание новой услуги населению - заказ лекарства по телефону и т. д.
3. Внесение дополнительных атрибутов для игры. Этот прием способствует развитию сюжета игры, возникновению новых игровых действий и способов их выполнения. Например, большой интерес у детей вызывает появление настоящих предметов, используемых взрослыми: водительское удостоверение, пластиковые карты, печати, рекламные буклеты и т. д.
Для формирования взаимоотношений в игре педагог делает напоминания о взаимоотношениях: быть приветливыми друг к другу, внимательными собеседниками, использовать только вежливые формы обращения друг к другу.
После организованной части очень важно снова предоставить детям возможность свободно поиграть. Главная задача педагога на данном этапе - принять игру такой, какая она есть, позволить каждому ребенку выразить себя и реализовать свои планы.
5. Окончание игры
"Провизор", выдавая зарплату, дает оценку работы каждого сотрудника аптеки и предприятия по заготовке лекарственного сырья, благодарит их за работу. Те в ответ оценивают работу "провизора".
Покупатели свою оценку работы аптеки отмечают в книге отзывов с помощью смайликов, объясняют, почему им понравилось обслуживание. Также высказываются о работе поликлиники и других персонажей игры.
6. Оценка игры
Педагог обсуждает с детьми: что получилось, а что нет в игре. Отмечает наиболее интересные моменты развития игры.
Приложение 4
Физкультминутка.
Оздоровительный массаж всего тела.
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потерли руки,
А затем ладошкой в лоб –
Хлоп-хлоп-хлоп.
Щеки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу,
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Хлопаем как можно выше.