Маргарита Волочай
Методическая разработка в старшей группе по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 32
Методическая разработка
«Неделя Математики»
Перспективно-календарное планирование
Старшая (комбинированная) группа № 2
Авторы:
Волочай М. А.
Забелина Е. Н.
2016
Девиз:
"Предмет математики настолько серьезен,
что нужно не упускать случая,
Публикация «Методическая разработка в старшей группе по математике» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
сделать его немного занимательным".
Паскаль
Неделя математики оказывает большую помощь в глубоком изучении такой трудной дисциплины как математика. В проводимых мероприятиях создаются благоприятные условия для формирования у детей таких качеств личности, как любознательность, наблюдательность, стремление преодолевать трудности. В ее проведении принимают участие дети, воспитатели, родители.
Проведение предметной недели позволяет оценить, сравнить, насколько развит интерес ребенка к предмету, насколько он получил знания в течение учебного года. Работа ведется с целью пробуждения и развития интереса к предмету, расширения и углубления знаний детей по программному материалу, воспитания у детей чувства коллективизма, установления тесных контактов между воспитателями и родителями, для развития познавательных интересов детей.
Тематическая неделя началась с беседы «Путешествие на ковре-самолете по сказке красная Шапочка». Во вторник на прогулке наблюдали за облаками, играли в игру «Смени флажок». Проведено занятие «Занимательная математика». На третий день было проведено открытое занятие «Число и цифра четыре», а также викторина «Праздник числа». В четверг дети приняли активное участие в открытом занятии «Путешествие по сказке. Знакомство с числом и цифрой пять». В пятницу организована и проведена интеллектуальная игра для детей и родителей «Умники и умницы». Результатом проведения недели математики стало :
1. Создание Памятки для родителей «Веселая математика дома».
2. Оформление буклетов Практический материал для родителей старшей группы «Игры по математике».
3. Разработка «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ» во время занятий математикой дома.
Цели и задачи
проведения тематической недели:
- создание условий для повышения качества математического образования детей дошкольного возраста в ДОУ;
- повышение интереса к математике, желания применять математические знания на практике;
- расширение математического кругозора воспитанников;
- внедрение в практику работы новых форм организации математического развития детей;
- совершенствование профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение мероприятий с детьми и родителями воспитанников;
- развитие познавательной и творческой активности детей;
- укрепление взаимоотношений с семьями воспитанников по вопросам математического развития детей дошкольного возраста;
- воспитание в детях чувства коллективизма и взаимопомощи; ответственности, уважения к себе и своим соперникам;
- развитие самостоятельной познавательной деятельности, творческого подхода при выполнении заданий.
Предметно-развивающая среда в группе :
Уголок
конструирования «Конструкторское бюро»
1. Крупный строительный конструктор.
2. Средний строительный конструктор.
3. Мелкий строительный конструктор.
4. Конструкторы типа «Лего».
5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).
6. «Автосервис» : транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.
Уголок
художественного творчества «Волшебный мелок», «Королевство кисточки»
1. Восковые мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, пластилин.
2. Цветная и белая бумага, картон, наклейки.
3. Кисти, палочки, стеки, ножницы, печатки, клише, трафареты, клей, палитра, банки для воды, кисти.
Спортивный
уголок «Мини-стадион», «Уголок здоровья»
1. Мячи большие, малые, средние.
2. Обручи.
3. Толстая веревка или шнур.
4. Флажки.
5. Кегли.
6. Длинная и короткая скакалки.
7. Бадминтон.
8. Городки.
Математическая
зона
«Островок размышлений», «Игротека»
1. Счетный материал : игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2. Комплекты цифр для магнитной доски.
3. Занимательный и познавательный математический материал :
4. Наглядные пособия части суток, дни недели, времена года.
5. Рабочие тетради по математике. Прописи и штриховка.
6. Наборы геометрических фигур.
7. Наборы объемных геометрических фигур.
8. Счетные палочки.
9. Учебные приборы: линейки,сантиметры, ростомер для детей, циркуль.
10. Мозаики, пазлы, игры, различные игрушки со шнуровками и застежками.
11. Печатный материал «Головоломки-лабиринты».
12. Система наклонных плоскостей для шариков.
13. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
14. Настольно-печатные игры.
15. Разнообразные дидактические игры.
Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
• Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.
• Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
• Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.
• Обучение измерению с помощью условной мерки.
• Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
• Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
• Развитие логического мышления.
Формы, средства, методы обучения.
Формы работы:
1. Занятие (НОД)
2. Дидактическая игра
3. Индивидуальная работа
4. Досуг (викторина, интеллектуальная игра)
5. Самостоятельная деятельность
Методы работы :
а) словесный (объяснение, беседа, чтение художественной литературы, инструкция, вопросы, рассказ);
б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
в) практический (предметно-практические и умственные действия, загадки, дидактические игры и упражнения и др.).
г) иллюстративно-объяснительный;
д) работа под руководством педагога,
е) самостоятельная работа детей.
Средства работы:
1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, доска для письма, ТСО).
2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «ЛЕГО», «Домино»).
3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради).
Технологии обучения и воспитания:
1. личностно-ориентированная (индивидуальная работа).
2. игровая (викторины, игры).
3. информационно-коммуникационная (беседы, НОД).
4. здоровьесберегающая (дыхательная и артикуляционная, пальчиковая гимнастика, физическая культура, гимнастика после сна, упражнения со спортивным инвентарем).
5. обучение в сотрудничестве (с детьми, с родителями).
6. разноуровневое обучение.
Список литературы:
Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. И. А. Пономарева, В. А. Позина. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2012
Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н. Н. Поддьяков,- М. : Просвещение, 1988
Математика в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Л. С. Метлина,- М. : Просвещение, 1977
Давайте поиграем: Мат. игры для воспитателей дет. сада и родителей. Н. И. Касабуцкий и др,- М. : Просвещение, 1991
Логика и математика для дошкольников Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая,-СПб, «Детство- Пресс»,2005
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. Т. В. Тарунтаева,- М. : Просвещение, 1980
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием : кн. для воспитателей дет. сада А. А. Смоленцева,- М. : Просвещение, 1987
Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей Н. И. Касабутский и др. - М. : Просвещение; Учебная литература, 1996
Занятия по математике в детском саду : (формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя детского сада Л. С. Метлина, М. : Просвещение, 1982
Математика для малышей : (Мл. разновозраст. Группа) : Кн. для воспитателя дет. сада Е. В. Сербина,- М. : Просвещение, 1992
Логика и математика для дошкольников Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая,-СПб, «Детство- Пресс»,2005
Математика уже в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада. О. А. Павлович. М. : Просвещение, 1981
Цвет-форма- количество: опыт работы по развитию познават. способностей детей дошкольного возраста В. В. Юртайкина,- М. : Просвещение, 1984
Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. К. В. Шевелев,-М. : Мозаика-Синтез, 2005
Маленький профессор для детей старшего дошкольного возраста ООО «Издательство Аркаим» 2005
Математика-это интересно. Игровые в ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений : Методическое пособие для педагогов ДОУ З. А. Михайлова. - СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2004