Светлана Ульянова
Методическая разработка по валеологии «Внешнее строение человека» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с внешним строением человека, объяснить взаимосвязь отдельных органов как единое целое всего организма. Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека, и каждый орган имеют большое значение для него.
Задачи: - Учить различать понятия «часть тела» и «орган».
- Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы.
- Тренировать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Пополнить словарь детей терминами «часть тела», «орган», «кожный покров», «веки».
Оборудование: Ширма и за ней предметы, с помощью которых демонстрируются бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, 2 ложки либо любые иные предметы, с помощью которых можно извлекать звуки, шарф для завязывания глаз.
Раздаточный материал: блюдце, 3 стаканчика с кислым, сладким и солёным раствором, небольшой кусочек хлеба, кружечка с чистой водой, пипетка, 4 спички, один конец которых обмотан ватой, салфетка для вытирания влажной кожи. Два комочка ваты, один из которых пропитан духами, а второй-соком чеснока. Оба завёрнуты в полоски полиэтиленовой плёнки, концы которых завязаны в узелок, чтобы запах не улетучился. Кубик льда и стакан с теплой водой (оба выдаются педагогом непосредственно в момент соответствующего эксперимента, шарфики.
Ход занятия
Организационный моменте: Дети сидят за столами по двое.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнаете, зачем человеку нужны те или иные органы. Вы различаете, что называется частью тела и что – органом? У животного три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела у человека. (Вызывает одного ребёнка).
Воспитатель: Голова ест? Какая часть тела называется головой?
Дети: Есть! Голова часть тела, где расположен головой мозг.
Воспитатель: Зачем она нужна?
Дети: Чтобы думать, есть, дышать.
Воспитатель: Туловище есть? (Педагог обводит туловище ребёнка широким жестом.) Какие органы есть на туловище и внутри?
Дети: Есть! Руки, ноги, сердце, лёгкие и т. д. (Называть более четырех органов не следует).
Воспитатель: Есть ли у человека хвост? Нет. А у животных есть. Бывает, что и дети рождаются с хвостиками, но у наших детей хвостиков нет. Органов у человека много. Я буду называть органы, а (имя ребенка) покажет их на себе. Глаз, Рука. , Рот, Сердце… (Ребенок кладёт руку на соответствующий орган.)
Физкультминутка «Часы»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)
Налево - раз, направо - раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)
Мы тоже можем так.
Воспитатель: Сейчас будем рассматривать все органы по порядку сверху вниз. Что располагается выше всего?
Дети: Волосы.
Воспитатель: Познакомимся с их свойствами. Потрогайте свои волосы, подавите их (Дети выполняют.) Подёргайте их. Те, кто сидят слева, закройте глаза, а сидящие справа осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? (Кто-то почувствовал, кто-то нет.) А теперь кто хочет -выдерните одну волосинку. Что почувствовали?
Дети: Боль.
Воспитатель: Зачем нам нужны волосы?
Дети: Защищать голову, согревать её и защищать от жарких лучей солнца.
Воспитатель: Что располагается ниже? Что внутри? Зачем нам мозг?
Дети: Лоб, мозг. Чтобы думать.
Воспитатель: Чем сверху покрыт лоб?
Дети: Кожей.
Воспитатель: Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных участках тела. Мы изучим и её. Проведём опыт.
Опыт 1. Вызываются четыре ребенка. Два учёных и два испытуемых. Испытуемым завязываются глаза, учёным даётся кусочек льда и предлагается приложить к коже испытуемого. Что почувствовали? Затем дети меняются ролями. Педагог дает стаканчик с тёплой водой. Что почувствовали?
Опыт 2. Вызывается ребенок, ему завязывают глаза. Определяет предмет, который дал ему педагог.
Опыт 3. Предлагается детям каждому легонько ущипнуть кожу ногтями. Что почувствовали?
Дети: Боль.
Воспитатель: Что может чувствовать кожа?
Дети: Тепло, холод, боль, прикосновение.
Воспитатель: Что находится ниже лба? Сейчас узнаем, зачем они нужны.
Дети: Глаза.
Опыт 4. Дети завязывают глаза шарфиками. Скажите, что я делаю? Педагог берё т в руки разные предметы: ручку, книгу, стакан.
Воспитатель: Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза?
Дети: Чтобы видеть.
Воспитатель: У глаз есть помощники и защитники. Изучим, зачем они. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Что значит «моргать»? Какой орган в этом участвует7 (Веки). Зачем нужно моргать? (Ответы). Помашите рукой перед глазами своего соседа. Что делал сосед? Зачем нужны веки и ресницы? (Ответы).
Воспитатель: Рассмотрим зачем нужны брови.
Опыт 5. Те, кто находится слева, сидите прямо. Те, кто находится справа, возьмите пипетку, осторожно капните, капельку воды над бровью соседа и наблюдайте, куда потечёт вода. (Дети выполняют, Убеждаются, что вода растекается по брови и не попадает в глаз.) Поменяйтесь ролями.
Воспитатель: Что ниже?
Дети: Нос.
Воспитатель: Зажмите нос одной рукой, а губы – другой и сидите. (Педагог наблюдает за попытками детей не вдохнуть. Вскоре все делают вдох.) Зачем нужен нос?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Но у него есть еще одна обязанность.
Опыт 6. Те, кто сидят слева, завязывают глаза. Сидящие справа, развязывают узелок с ватой и подносят вату к носу испытуемого. Что узнали испытуемые с помощью носа? (Кому-то достанется вата с запахом чеснока, кому-то – духов.) Поменяйтесь ролями.
Воспитатель: Так зачем нам нос?
Дети: Дышать и различать запахи.
Воспитатель: Что находится немного ниже? (Педагог указывает на уши)
Дети: Уши
Воспитатель: Проверяем, зачем они нужны.
Опыт7. Дети плотно закрывают уши ладошками, прижимают ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова достаточно тихо, чтобы дети их не расслышали.) Откройте уши. Что я только что делала? Что я сказала?
Дети: Говорили, мы видели по губам. Не слышали.
Опыт 8. Педагог производит за ширмой несколько действий: переливает воду из полного стакана в пустой, мешает ложкой в стакане, шуршит бумагой.) Что я делаю? Так зачем нам уши?
Дети: Чтобы слышать.
Физкультминутка «Утренняя зарядка»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Мы - веселые ребята, Мы - ребята-дошколята, (ходят по кругу)
Спортом занимаемся, С болезнями не знаемся.
Раз - два, два - раз, Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)
Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз) Полюбуйтесь-ка на нас!
Раз - два, не зевай! Вместе с нами приседай! (приседания)
Раз - прыжок, два - прыжок! Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)
Носом глубоко вдохнем - «Ш-Ш-Ш» скажем все потом, (вдох носом, не поднимая плеч)
Воспитатель: Что располагается ниже? ( Ответ: рот.)
Проверим зачем нам нужен рот.
Опыт 9. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его. (Дети выполняют.) Теперь сожмите губки пальцами и скажите: мама, папа, я иду гулять. (Дети не могут.)
Опыт 10. Те, кто сидит слева высуньте язычки. Те, кто сиди справа, возьмите спичку, обмакните вату в один из прозрачных растворов и прикоснитесь к кончику языка испытуемых. Что почувствовали? (Ответы.) Использованную спичку положите на блюдце и поменяйтесь ролями. Зачем нам рот?
Дети: Чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.
Воспитатель: Что ниже? (Педагог показывает на шею. Ответ: шея.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запомнили.) А теперь поворачивайте голову в любую сторону. Вы видите столько же или больше? (Ответы.) Зачем нужна шея?
Воспитатель: Узнаем, зачем нам руки. Родион, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу (Родион пытается выполнить просьбу.) Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (Чтобы брать предметы.)
-А теперь походите все по комнате, только без ног. (Дети предпринимают какие-то безуспешные попытки.) Зачем нам ноги?
Дети: Чтобы ходить.
Воспитатель: Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Те, кто сидит слева, будут подопытными. Те, кто сидят справа, приложите ухо к груди своего соседа и прислушайтесь. (Педагог даёт некоторое время, чтобы дети расслышали удары сердце). Поменяйтесь ролями. Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, печень, но о них мы будем говорить на других занятиях.