Папки-передвижки

Конспект урока в ПО «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Семья — хранитель духовных ценностей»

Наталия Ефремова
Конспект урока в ПО «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Семья — хранитель духовных ценностей»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Тема «Семья – хранитель духовных ценностей»

Цель: воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников, способствовать формированию представлений о семье, как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.

Задачи:

-познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни каждого человека;

-познакомиться с обычаями и традициями, их ролью в жизни семьи;

-изучить, как строился уклад в Древней Руси, что из него сохранилось сейчас;

-выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;

-воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;

-развивать коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения:

Методы: частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:

Предметные: научаться характеризовать семью, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

Оборудование: компьютер, проектор, видео-ролик о семье, презентация к уроку, словарь Ожегова, раздаточный материал (сосуд, горох, песок, камни, лепестки ромашки, мини-ромашки, мультфильм о Петре и Февронии (отрывок)

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. С каким настроением вы пришли на урок? Как вы готовы работать на уроке? (активно)

- А урок мы сегодня начнем не совсем обычно. Я вам на урок принесла интересные вещи: сосуд, песок, горох и камни.

-Конечно, вам трудно догадаться зачем. Ну, пусть это будет интригой для вас до конца урока.

- Но что бы понять то, о чем пойдет речь на нашем уроке, послушайте сказку:

Учитель читает сказку.

Сказка.

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?

Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой»!

«А в какие ночи твой свет становится ярким?» – спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников?» – спросила Луна.

«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих звёздочек, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

- Ребята, вы догадались от чем мы будем говорить сегодня с вами?

- Правильно, о самом важном в жизни каждого человека – о семье.

2. Целеполагание.

Учитель:

- Сейчас мы с вами посмотрим ролик. Подумайте, как его можно назвать, и это будет тема нашего урока (слайд 1)

Обсуждение с детьми:

1. Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать автор).

2. Какое название ему подходит?

3. Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд) Давайте сформулируем тему нашего урока.

2. Актуализация знаний

Учитель :

-Давайте вернемся к нашей сказке о звездочке, когда она светила тускло? (когда она грустила)

- А почему она грустила? (ей было одиноко).

- А когда она светила ярко? (когда она видела спешащих странников домой, в семью)

- Как наградила луна звездочку? (осыпала маленькими звездочками, луна создала звездочке семью для счастья)

- Ребята, а что такое счастье? Продолжите фразу. (Ответы детей). (слайд 3)

Обсуждение с детьми :

- У Л. Н Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме» (4 слайд)

- Продолжите фразу. Семья – это….(слайд 5) (Ответы детей)

- Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

- Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составление кластера в виде ромашки. (на доске)

3. Изучение нового материала.

(слайд 6)

Учитель:

-Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».

Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.

- Слово семья ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это   близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: когда холодно, все к ней собираются".

4. Физминутка

- А сейчас поиграем в пальчиковую игру, которая называется

«Наша семья»

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

(Стихотворение из интернета Людмилы Скрипник

5. Закрепление нового материала. Работа в группах.

Ребята, постарайтесь составить в единое целое разрезанные на две части пословицы:

В родной семье и каша гуще.

Вся семья вместе, так и душа на месте

Семейная каша погуще кипит.

Где семья дружна,не страшна беда.

Человек семьею крепок.

В недружной семье добра не бывает.

В семье дружат — живут не тужат.

В семье разлад, так и дому не рад.

Семейное согласие всего дороже.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит ума.

Без согласия в семье — несчастье.

Без семьи нет счастья.

Зачем и клад, коли в семье лад.

Учитель:

- Ребята, а знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г. ?

- Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

- Давайте посмотрим мультфильм о Петре и Февронии.

(Просмотр мультфильма о Петре и Февронии).

- Почему Петр и Феврония являются покровителями семьи и брака?

- Что же главное для каждой семьи?

(Высказывания детей).

Учитель:

- А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.

Чтение и обсуждение притчи. (слайд 7)

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…

- Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

- Как можно назвать такую семью?

- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему -O-

- Ребята, а каковы задачи семьи? (слайд8) (Ответы детей)

- Молодцы, ребята, правильно.

- Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины. (слайд 9)

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. А что такое ценность -O- (слайд 10) Давайте обратимся к словарю Д. С. Ожегова.

Работа со словарём Д. С. Ожегова:

«Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т. е. значимость, польза, полезность»

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, что такое ценность?

Ответы детей (это и доброе отношение,и любовь, и чувство долга по отношению к пожилым родителям, и традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, и чувство взаимопомощи.)

Учитель:

-Правильно, это все и есть семейные ценности.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

Учитель :

- А что же может объединять семью? О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция -O- (слайд11) (Ответы детей)

Учитель:

- Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

- Какие традиции вы знаете? (Ответы детей)

•Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

•Празднование знаменательных событий в жизни семьи.

•Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.

• Передача семейных реликвий подрастающему поколению

Учитель:

- Ребята, а сейчас давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.

Учитель:

- О семье написано немало. Это произведения разных жанров: пословицы, загадки, сказки былины, рассказы, стихи…Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о семье и назвать сегодня ту, которая на ваш взгляд подходит именно вашей семье. (Ответы детей)

Например: 1. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

2. Семья без детей, что цветок без запаха.

3. Родители - трудолюбивы, и дети не ленивы.

6. Рефлексия

Учитель:

- Сейчас давайте вернемся к нашим символам сердечкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили.

- А теперь возьмите в руки ромашки. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.)

(звучит музыка)

7. Самооценивание работы на уроке.

Учитель:

- Ну а теперь настало время вернуться к нашей интриге.

- Есть одна старая притча. Однажды мудрец принес своим ученикам кувшин, песок, камни и горох. Ученики удивились и спросили, зачем учитель принес такие странные предметы. Мудрец ответил: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека. Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное.

- Ребята, поэтому, что бы вы не делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в ОСНОВАНИЕ вы положили САМЫЕ большие камни.

--Ребята, а ваш класс можно назвать семьей?

Ответы детей. (В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, «по-доброму» и с пониманием.)

- Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание,

-Ведь Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

8. Домашнее задание

По выбору и по желанию (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

-Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью или составить рассказ о семье.

Используемые образовательные ресурсы:

1 Семейный кодекс РФ.

2. А. В. Давыдова. Классные часы. 8 класс. М, ВАКО, 2008 год

3. Д. С. Ожегов. Толковый словарь. М., Просвещение, 2001 год.

4. https://kopilkaurokov.ru/

Публикации по теме:

Конспект занятия по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе «Россия — наша Родина» Предмет – Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»- 4 класс Место урока в системе курса: - вводный.

Фотоотчет о проведении Всероссийского открытого урока «Основы безопасности жизнедеятельности»Фотоотчет о проведении Всероссийского открытого урока «Основы безопасности жизнедеятельности» 01.03.2023 года МБДОУ «Тевризский детский сад №4» принял участие в проведении Всероссийского открытого урока «Основы безопасности жизнедеятельности»,.

К уроку по основам светской этики и православной культуры «Народы Крыма» Скифы. Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока в ПО «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Семья — хранитель духовных ценностей»
Опубликовано: 1 октября 2024 в 21:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока в ПО «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Семья — хранитель духовных ценностей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Ефремова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД