Наталия Ефремова
Конспект урока в ПО «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Семья — хранитель духовных ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Тема «Семья – хранитель духовных ценностей»
Цель: воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников, способствовать формированию представлений о семье, как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Публикация «Конспект урока в ПО „Основы религиозных культур и светской этики“ на тему „Семья — хранитель духовных ценностей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Задачи:
-познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни каждого человека;
-познакомиться с обычаями и традициями, их ролью в жизни семьи;
-изучить, как строился уклад в Древней Руси, что из него сохранилось сейчас;
-выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;
-воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;
-развивать коммуникативные способности учащихся.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться характеризовать семью, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.
Оборудование: компьютер, проектор, видео-ролик о семье, презентация к уроку, словарь Ожегова, раздаточный материал (сосуд, горох, песок, камни, лепестки ромашки, мини-ромашки, мультфильм о Петре и Февронии (отрывок)
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. С каким настроением вы пришли на урок? Как вы готовы работать на уроке? (активно)
- А урок мы сегодня начнем не совсем обычно. Я вам на урок принесла интересные вещи: сосуд, песок, горох и камни.
-Конечно, вам трудно догадаться зачем. Ну, пусть это будет интригой для вас до конца урока.
- Но что бы понять то, о чем пойдет речь на нашем уроке, послушайте сказку:
Учитель читает сказку.
Сказка.
Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звё здочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный : то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?
Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой»!
«А в какие ночи твой свет становится ярким?» – спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?
«Ты узнала тайну спешащих странников?» – спросила Луна.
«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»
«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.
«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».
Звёздочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звё здочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих звёздочек, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»
«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!
- Ребята, вы догадались от чем мы будем говорить сегодня с вами?
- Правильно, о самом важном в жизни каждого человека – о семье.
2. Целеполагание.
Учитель:
- Сейчас мы с вами посмотрим ролик. Подумайте, как его можно назвать, и это будет тема нашего урока (слайд 1)
Обсуждение с детьми:
1. Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать автор).
2. Какое название ему подходит?
3. Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд) Давайте сформулируем тему нашего урока.
2. Актуализация знаний
Учитель :
-Давайте вернемся к нашей сказке о звездочке, когда она светила тускло? (когда она грустила)
- А почему она грустила? (ей было одиноко).
- А когда она светила ярко? (когда она видела спешащих странников домой, в семью)
- Как наградила луна звездочку? (осыпала маленькими звездочками, луна создала звездочке семью для счастья)
- Ребята, а что такое счастье? Продолжите фразу. (Ответы детей). (слайд 3)
Обсуждение с детьми :
- У Л. Н Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме» (4 слайд)
- Продолжите фразу. Семья – это….(слайд 5) (Ответы детей)
- Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составление кластера в виде ромашки. (на доске)
3. Изучение нового материала.
(слайд 6)
Учитель:
-Слово СЕМЬЯ - в словаре : «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».
Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.
- Слово семья ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка : когда холодно, все к ней собираются".
4. Физминутка
- А сейчас поиграем в пальчиковую игру, которая называется
«Наша семья»
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
(Стихотворение из интернета Людмилы Скрипник
5. Закрепление нового материала. Работа в группах.
Ребята, постарайтесь составить в единое целое разрезанные на две части пословицы:
В родной семье и каша гуще.
Вся семья вместе, так и душа на месте
Семейная каша погуще кипит.
Где семья дружна,не страшна беда.
Человек семьею крепок.
В недружной семье добра не бывает.
В семье дружат — живут не тужат.
В семье разлад, так и дому не рад.
Семейное согласие всего дороже.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Добрая семья прибавит ума.
Без согласия в семье — несчастье.
Без семьи нет счастья.
Зачем и клад, коли в семье лад.
Учитель:
- Ребята, а знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г. ?
- Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
- Давайте посмотрим мультфильм о Петре и Февронии.
(Просмотр мультфильма о Петре и Февронии).
- Почему Петр и Феврония являются покровителями семьи и брака?
- Что же главное для каждой семьи?
(Высказывания детей).
Учитель:
- А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.
Чтение и обсуждение притчи. (слайд 7)
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи : «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…
- Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
- Как можно назвать такую семью?
- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему -O-
- Ребята, а каковы задачи семьи? (слайд8) (Ответы детей)
- Молодцы, ребята, правильно.
- Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины. (слайд 9)
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. А что такое ценность -O- (слайд 10) Давайте обратимся к словарю Д. С. Ожегова.
Работа со словарём Д. С. Ожегова:
«Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т. е. значимость, польза, полезность»
Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, что такое ценность?
Ответы детей (это и доброе отношение,и любовь, и чувство долга по отношению к пожилым родителям, и традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, и чувство взаимопомощи.)
Учитель:
-Правильно, это все и есть семейные ценности.
Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…
Учитель :
- А что же может объединять семью? О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция -O- (слайд11) (Ответы детей)
Учитель:
- Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
- Какие традиции вы знаете? (Ответы детей)
•Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
•Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
•Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
• Передача семейных реликвий подрастающему поколению
Учитель:
- Ребята, а сейчас давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.
Учитель:
- О семье написано немало. Это произведения разных жанров: пословицы, загадки, сказки былины, рассказы, стихи…Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о семье и назвать сегодня ту, которая на ваш взгляд подходит именно вашей семье. (Ответы детей)
Например: 1. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
2. Семья без детей, что цветок без запаха.
3. Родители - трудолюбивы, и дети не ленивы.
6. Рефлексия
Учитель:
- Сейчас давайте вернемся к нашим символам сердечкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили.
- А теперь возьмите в руки ромашки. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.)
(звучит музыка)
7. Самооценивание работы на уроке.
Учитель:
- Ну а теперь настало время вернуться к нашей интриге.
- Есть одна старая притча. Однажды мудрец принес своим ученикам кувшин, песок, камни и горох. Ученики удивились и спросили, зачем учитель принес такие странные предметы. Мудрец ответил: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека. Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное.
- Ребята, поэтому, что бы вы не делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в ОСНОВАНИЕ вы положили САМЫЕ большие камни.
--Ребята, а ваш класс можно назвать семьей?
Ответы детей. (В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, «по-доброму» и с пониманием.)
- Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание,
-Ведь Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
8. Домашнее задание
По выбору и по желанию (исходя из индивидуальных возможностей каждого) :
-Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью или составить рассказ о семье.
Используемые образовательные ресурсы:
1 Семейный кодекс РФ.
2. А. В. Давыдова. Классные часы. 8 класс. М, ВАКО, 2008 год
3. Д. С. Ожегов. Толковый словарь. М., Просвещение, 2001 год.