Приложение МААМ

Тематический педсовет «Проектирование как инновационный метод обучения»

Захарова Александра
Тематический педсовет «Проектирование как инновационный метод обучения»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Педсовет – это форма взаимодействия педагогов, эффективный способ стимуляции их профессионального роста. Каждый руководитель учреждения образования заинтересован в том, чтобы сделать это мероприятие проблемным, познавательным, насыщенным, а члены педагогического коллектива могли не просто «заседать», но и продуктивно, творчески общаться. В данной статье представлен материал из опыта работы по проведению тематического педагогического совета.

Темочки:

Ключевые слова: тематический педсовет, инновационный метод обучения, профессиональная культура педагога.

Деятельность – единственный путь к знаниям.

Бернард Шоу

Пояснительная записка

Профессиональный рост педагога всегда связан с поиском ответа на вопрос «Как». В основе практики лежит теория. На развитие научнометодического мышления призваны работать тематические педсоветы. В последнее время педсоветы все чаще проводятся нетрадиционно, по принципу вариативности, с использованием стратегии активного обучения, с обсуждением проблем, которые действительно волнуют педколлектив, улучшают качество воспитательной и образовательной работы, способствуют совершенствованию педагогического мастерства и повышению творческого потенциала педагогов. Каждый отдельно взятый педсовет проводится в рамках определенного содержания и предусматривает локальные изменения, направленные на улучшение, обновление, активизацию в отдельных сферах образовательного учреждения детей.

Профессиональная культура современного педагога образовательного

учреждения проявляется в умении видеть целое, прогнозировать его развитие, поддерживать особо значимые инициативы, использовать в своей работе современные педагогические методики и технологии. Время непреклонно требует от каждого педагога быть адаптированным к профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности. Этому способствует в том числе проектная деятельность. Ценность педагогического проектирования заключается в том, что оно позволяет решать реальные педагогические проблемы и требует от педагога рефлексивного мышления. Исходя из этого была вынесена на обсуждение педколлектива актуальная на сегодняшний день тема «Проектирование как инновационный метод обучения». Этому событию предшествовала большая подготовительная работа. Прежде всего необходима была смена профессионального мышления педагогов, переориентация их от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному). Однако ориентация педагогов на проектную деятельность невозможна без их позитивного к ней отношения. Исследование этого вопроса показало, что практически всем педагогам интересен этот вид деятельности.

В результате проведенного анкетирования по определению мотивации проектной деятельности было выяснено, что доминирующими мотивами у педагогов МОУ «СОШ №59» являются:

влияние инновационной деятельности на совершенствование образовательного и воспитательного процессов;

совершенствование методических знаний;

внедрение в свою практику идей эффективного педагогического опыта.

Слабое владение методологией проектирования, большая загруженность учащихся, преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов мешало нашим педагогам заниматься новым видом деятельности.

В связи с этим методическая служба начала свою работу с «ликбеза», то есть с простого обучения педагогов методу проекта и методам исследования. Был проведен мини – опрос педагогов о том, что они ожидают от проектной деятельности. В результате было выяснено, что педагоги ждут повышения своего профессионального уровня, своей компетентности, интереса детей к обучению, появления инноваций в своей педагогической практике.

Для них специально был подготовлен библиографический перечень литературы по проектной деятельности, подобрана методическая литература, проведены:

обучающий семинар «Роль проектной технологии для активизации

познавательной деятельности детей»;

методический практикум и цикл тематических консультаций по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов через проектную деятельность».

Это позволило подготовить членов коллектива к компетентному обсуждению поставленной проблемы на педагогическом совете по теме «Проектирование как инновационный метод обучения».

Цель: создать систему работы по внедрению технологии – метод проектов.

Задачи:

- теоретически обосновать и углубить знания членов педколлектива

о технологии проектирования и методах интерактивного взаимодействия;

- определить задачи и пути совершенствования современного учебного занятия через внедрение проектных технологий;

- сформировать рефлексивные, коммуникативные и презентационные умения и навыки участников педсовета.

Форма проведения педсовета : педагогический пробег

Структурные элементы педсовета :

1. Организационный момент. Теория проблемы.

2. Погружение в тему педсовета.

3. Практическая реализация проблемы и пути ее решения в МОУ «СОШ №59».

4. Подведение итогов. Оценка эффективности педсовета.

Развернутый план проведения педсовета :

I часть. Организационный момент

Вступительное слово – «приветствие»«напутствие» участникам педагогического пробега председателя педсовета. Обращается внимание на актуальность обсуждаемой темы. Осуществляются проблематизация (обозначается проблема, актуализация (демонстрируется значимость проблемы, проводится анализ состояния проблемы на данный момент времени.

Предлагается считать педсовет своеобразным «пробегом» по тропе знаний

в области развития проектной деятельности. Назначается «начальник» пробега (руководитель, определяющий его остановки и дающий командам разрешение на продолжение маршрута, тренер-консультант для каждой группы из числа методистов.

Участники педсовета делятся на две команды с помощью лотереи. Руководитель игры дает целевую установку: «Командам двигаться каждой по своему маршруту. При решении поставленных задач получать разрешение на переход к следующим этапам пробега». Членам команды дается одна минута для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме педсовета. Каждый этап педсовета имеет своего лидера (лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации).

II часть. Педагогический пробег «Жизненный цикл проекта»

Первая остановка. «Теоретики»

Установочный доклад включает:

понятие проектного метода;

виды проектов;

структура проекта;

признаки проекта;

содержание проекта;

последовательность действий при создании проекта;

форма продукта проектной деятельности;

виды презентации проекта.

Каждой группе выдаются листы, где предлагаются вопросы для обсуждения по теме педсовета. Примерные вопросы группам:

какие знания, умения необходимы педагогу для работы в режиме

творческого проектирования?

назовите этапы проектной деятельности от идеи до результата;

какие условия необходимы для успешной деятельности по проектной технологии?

какие факторы мешают развитию проектной деятельности?

(Идет работа в группах. Участники ищут согласованное решение).

Во время работы на остановке «Теоретики» использовались интерактивные методики : «один – два – все вместе», «диалог». Каждый педагог в течение одной-двух минут продумывал ответ на вопрос. Затем они объединялись в пары и проводили обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения, после чего пары переходили к коллективному решению вопроса и представляли согласованное решение общему мнению.

На педсовете, построенном по принципу стратегии активного обучения,

оценивание участниками различных аспектов является важным моментом.

Первый этап получения обратной связи был организован с помощью

метода «Зеркало заднего обзора». Участникам напоминаются функциональные свойства зеркала заднего обзора (возможность видеть то, что происходит позади). Педагогам предлагается проанализировать предыдущий этап, используя следующие вопросы: что понравилось, о чем задумались, что ожно было сделать по-другому. Ведется диалог, и тренер-консультант высказывает общую мысль группы, обобщая результаты работы.

Вторая остановка. «Практики»

Вооружившись теоретическими знаниями и практическим опытом, педагоги начали работу над созданием проектов. Каждой группе была предложена матрица проекта, что позволило «пропустить через себя» технологию проектирования. В процессе работы над проектами участники использовали двухфазный метод, который состоит из фазы фантазии и фазы реализации. На фазе фантазии участникам было предложено пофантазировать относительно возможных вариантов решения той проблемы, работу

над которой они выбрали. На этом этапе тренер-консультант предлагает не ограничивать собственную фантазию, не критиковать предложения, а высказывать идеи. Для групп в фазе фантазии вводилось три нормы работы:

- критика не высказывается;

- чем смелее идеи, тем лучше;

- нужно собрать как можно больше идей для последующего выбора.

На втором этапе – в фазе реализации – участники возвращались в действительность и «прокладывали дорожки» от фантазии к реальности. Так, участникам предлагалось выстроить логическую цепочку (от фантастического к реальному) следующего вида: «для того чтобы… необходимо…».

И так до тех пор, пока не удавалось попасть из «точки фантазии» в «точку реальности». Этот метод позволил всем участникам реализовать свой потенциал – и тем, кто хорош в критике, и тем, кто безудержный фантазер, и тем, кто не отрывается от реальности.

После завершения работы над проектами проводится итоговое представление продуктов работы групп. В итоге одна группа создала проект «Красивое своими руками» и представила коллаж рассматриваемой темы с краткими комментариями. Вторая группа работала над проектом «Мастерская радости – театр» и создала творческое произведение на заданную тему.

Третья остановка. Педагогическая викторина «Кто хочет стать знатоком проектного метода».

Алгоритм игры: вводная информация руководителя; ознакомлениеучастников с правилами игры; проведение игры.

Примерные вопросы для игры.

1. Что такое педагогическое проектирование?

Дань моде; догма профессиональной деятельности педагога; вид педагогической деятельности.

2. Что такое гипотеза?

Короткая аннотация проекта; опасение педагога о неудачной реализации проекта; предположение, требующее объяснения и подтверждения.

3. Место эпиграфа в структуре проекта.

В начале, середине, им можно закончить проект.

4. Презентуя свой проект, педагог должен: показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы; привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы; проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам.

III часть. Заключительная. Подведение итогов педсовета

По итогам работы педсовета педагогам была предложена анкета для выявления уровня эффективности и оценки результативности педсовета. Итоги анкеты вселяют уверенность в том, что эта организационная форма достигла прогнозируемых результатов. На вопрос «Есть ли у Вас желание что-либо изменить в своей системе образовательной практики, опираясь на полученную информацию» были даны следующие ответы: «Да» – 89 % опрошенных, «Скорее, да» – 5 %. На вопрос «Если бы Вы были организатором педсовета, что бы изменили в его содержании» ответ «Ничего бы не меняли» дали 82 % педагогов.

По диагностическому заданию, сформулированному следующим образом: «Напишите 3 наиболее понравившиеся и запомнившиеся идеи» – были получены мнения, так или иначе подчеркивающие целесообразность учебно-познавательной информации. Были отмечены следующие идеи: «создание ситуации успеха», «методика создания комфортной обучающей среды», «удачное совмещение практики и науки». Высоко было оценено информационно-методическое сопровождение проведения данного педсовета.

Анализ представленных материалов показал, что педагоги положительно воспринимают инновационные преобразования, имеют творческий потенциал, способны совершенствовать опыт работы на основе проектирования своего профессионального роста. Кроме того, защищая проект, педагоги приобрели презентационные умения и навыки. Мы надеемся, что наши рекомендации, основанные на знании теории и практическом опыте, помогут педагогам МОУ «СОШ №59» детей пополнить копилку своих знаний, эффективно внедрять метод проектирования в образовательную деятельность.

Публикации по теме:

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта»Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта» Фестиваль методических находок. Осенняя сессия, 2018 г. Направление «Социально-коммуникативное развитие воспитанников в условиях реализации.

Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольниковИнтерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольников «Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников. " Информационные технологии становятся неотъемлемой.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Педсовет на тему «Внеурочная деятельность по ФГОС ООО» Учитель технологии и ИЗО Калинина А. В. Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»Учитель технологии и ИЗО Калинина А. В. Цель внеурочной.

Педсовет в ДОУ нетрадиционной формыПедсовет в ДОУ нетрадиционной формы Чтобы активировать работу педагогов на педагогических советах применяются нетрадиционные формы: деловая игра, КВН и многие другие. В этом.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Метод быстрого обучения навыкам лепкиМетод быстрого обучения навыкам лепки Сам себе Лепилкин. Лепить из пластилина, теста, глины, воска, гипса, песка. … необычайно увлекательно и весело. А еще очень полезно для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематический педсовет «Проектирование как инновационный метод обучения»
Опубликовано: 17 июля 2023 в 15:33
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематический педсовет «Проектирование как инновационный метод обучения»» (включая файлы) размещена пользователем Захарова Александра (УИ 1529021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД