TATI
Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка адресована педагогам, психологам и воспитателям, работающим в детских социозащитных учреждениях.
1. Теоретические основы технологии социальной работы с детьми-сиротами
Понятие и проблемы детей сирот
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Публикация «Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей» размещена в разделах
Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами:
отсутствием таковых или лишением их родительских прав,
ограничением их в родительских правах,
признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными,
отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей,
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов,
отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.
Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.
Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей применяются различные технологии и программы. Каждая из них имеет свою специфику, но у них у всех одна конечная цель.
Основными целями социальной работы с данной категорией являются:
- создание системы социального обслуживания детей как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
- выявление факторов, обусловливающих развитие социального поведения несовершеннолетних и молодёжи;
- оказание экстренной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;
- достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети.
Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.
В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети – жертвы экологических и техногенных катастроф;
- дети – жертвы стихийных бедствий; дети – инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;
- дети – жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
У воспитанников масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений.
В 15–18 лет подростки вынуждены уходить из реабилитационного центра в неизвестность, решать проблему жилья, прописки.
Как минимум, она заключает в себе изменение места жительства и разрушение домашних связей. Домашние связи у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разрушаются несколько раз:
1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;
2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение – домом, а воспитателей и детей – родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников – ожидание чего-то нового, для других – страх перед будущим. Те, кого обижали в реабилитационном центре, ждут, что жизнь переменится к лучшему.
Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей
Татьяна Ивановна Сенченкова