Ольга Черноскутова
Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
Публикация «Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ» размещена в разделах
Назрела необходимость овладеть спектром инновационных образовательных технологий и применять их в своей практической профессиональной деятельности.
Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная, коммуникативная, задача современного учителя-дефектолога. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, и, учитель - дефектолог, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания и компетентность. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания.
Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно,
необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Данные технологии (описанные ниже) способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей, способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.
В своей профессиональной деятельности я использую и владею следующими видами образовательных технологий : технология проектов, дифференцированного подхода, информационно-коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями.
Технология проектов
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:
-активизация познавательных процессов;
-формирование у воспитанников интереса к творческому решению задачи:
-развитие и обогащение сенсорного опыта детей.
Технология дифференцированного подхода.
У многих детей с нарушениями зрения неустойчивое внимание, недостаточно развита память, испытывают трудности в выполнении традиционных заданий- в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т. е. дифференцированный подход к обучению. Реализация данного подхода в воспитательно-образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях. При применении данной технологии воспитанников делю на условные группы с учетом зрительных нарушений и типологических особенностей. При
формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.
Информационно-коммуникативные технологии.
В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий.
Моя цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками :
-повысить наглядность материала;
-разнообразить содержание материала;
-разнообразить формы подачи материала.
Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации. Но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим
компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
Использование информационно - коммуникационных технологий формирую собственные средства обучения, составляя свои презентации: «Здоровье на кончиках пальцев», «Охрана зрения у дошкольников»
В коррекционной работе тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения важно уделять внимание формированию целостного и полного восприятия. Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т. е. создать определенный дидактический образ-модель.
В работе с дошкольниками использую самостоятельно созданные презентации («Времена года», «Урожай», «Дикие и домашние животные», «Лес – наше богатство», «Цветы», «Перелётные птицы», «Транспорт», «Космическое путешествие», «Четвертый лишний», в зависимости от тематики включаю в занятия аудиозаписи «Кто как голос подает?», «Транспорт в городе», и другие.
Информационные компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения, адаптировать наглядный материал соответственно требованиям для дошкольников со зрительной депривацией. Одной из доступных и удобных в применении приложений является программа “Power Point”. Она
позволяет педагогу самостоятельно готовить пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.
Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
осуществление полисенсорного восприятия материала;
возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка;
возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Информационные компьютерные технологии включаются в структуру традиционного коррекционного тифлопедагогического занятия как восприятия с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка, в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
Применение информационно - коммуникативных технологий в детском саду позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Так же в своей коррекционной работе использую инновацию – «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», которые созданы с учётом особенностей зрительного и тактильного восприятия изображений детьми с нарушением зрения (тактильные вставки, яркие контрастные цвета, крупные иллюстрации, не перегруженные мелкими деталями, когнитивное тиснение по контуру изображений). Иллюстрации с чётким контуром, вырубка рисунков стимулирует сов местную работу анализаторов, что очень важно при формировании образов у детей с нарушением зрения. Совершенствуется опыт детей по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а также использованию эталонов в характеристике реальных предметов и явлений. Движущиеся объекты стимулируют прослеживающую функцию зрения. Объёмные конструкции обогащают представления детей об объёмных признаках и свойствах предметов, конкретизируют знания о явлениях окружающей жизни.
Представляет интерес и Азбука, оснащённая звуковым сигналом и шрифтом для обучения чтения слепых детей. Комплекты книг тактильная «Азбука карнавал» с «Волшебным карандашом», предназначенный для детей с различными нарушениями зрения, в том числе, для детей с глубокими нарушениями зрения и для слепых детей. «Волшебный карандаш» - умный помощник маленьких читателей. Он прочитает им стихи, познакомит с героями сказок, назовёт буквы, подскажет правильные ответы к загадкам. Благодаря этому удивительному устройству малыши смогут запомнить названия букв, имена сказочных персонажей и будут увереннее чувствовать себя при выполнении занимательных заданий. Разнообразные сигналы карандаша превратят выполнение заданий в весёлую игру. Все действия с ним развивают воображение, мышление, память, благотворно влияют на мелкую моторику рук у ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии.
Наша задача сегодня - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свою коррекционную непосредственно образовательную деятельность я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать их здоровьесберегающими?
В своей практике здоровьесберегающее обучение включаю: проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия, пальчиковой гимнастики с применением массажного шарика су-джок.
Проведение дыхательной гимнастики. Упражнения этого комплекса выполняются на занятии, подходят для физминуток, динамических пауз.
Нагрузка на глаза у ребенка с нарушениями зрения огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Поэтому выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.
Известно, что у дошкольников с нарушениями зрения вялое проявление эмоций. Поэтому для их развития включаю в занятия элементы психогимнастики по методике М. Чистяковой. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников с амблиопией и косоглазием, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (радость, удивление и т. д.).
Я считаю, что применяя в своей коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения здоровьесберегающие педагогические технологии, повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, формируется у детей стойкая мотивация на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохраняется и укрепляется здоровье воспитанников.
Заключение
Педагог, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность воспитанников в занятиях.
Такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в моей педагогической практике не только намного облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с воспитанниками с нарушениями зрения.