Ганич Элла Анатольевна
Методическая разработка «Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начинается Родина для маленького ребенка? Она начинается на улице, на которой он живет, где находится его детский сад, куда он ходит, то есть с родных мест! В. А. Волович заметил, что воспитывая любовь к родному городу, ребёнка необходимо подвести к пониманию того, что его город это частичка Родины, поскольку во всех местах, больших и малых: есть много общего повсюду люди трудятся (учителя, врачи и т. д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит и чтит своих героев, защитивших её; повсюду живут люди разных национальностей трудятся, помогают друг другу, берегут, и охраняю природу и так далее. Формирование у детей представлений о людях родной страны, привитие уважения к тем людям, которые прославили нашу Родину (художники, композиторы, изобретатели, учёные, путешественники, врачи) выбор зависит от воспитания. Это является особой частью работы по воспитанию любви к Родине. Необходимо, на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, бесценность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину). Привитие уважения и признательности к тем людям, кто стоит на страже завоеваний Родины и обеспечивает мирные условия жизни, является основной важной частью патриотического воспитания дошкольников (И. Ф. Мулько). Задача воспитателя заключается в представлении детям доступных сведений о Вооружённых силах страны. И, именно, на этой основе необходимо воспитывать любовь к защитникам Отечества, чувство гордости за них, а также стремление быть похожими на наших военных быть такими же смелыми, здоровыми, дружными, ловкими. Ещё одной важной составляющей патриотического воспитания дошкольников является интернациональное воспитание. На основе впечатлений и представлений, которые даются детям о людях разных национальностей, формируется интерес к ним, возникает «чувство дружбы». Основные направления патриотического воспитания детей дошкольного возраста : - Представление о родном крае и России; - Любовь к родной природе; - Уважение к людям своей страны; - Уважение к Вооружённым силам страны; - Интернациональное воспитание. Выбор методов патриотического воспитания зависит : 1. От цели воспитания; 2. Ведущего типа деятельности; 3 Содержания и закономерностей воспитания; 4. Конкретных задач и условий их решения; 5. Возрастных, индивидуальных и половых особенностей детей, воспитанности, мотивации поведения; 6. Условиями, определяемыми успешное применение методов воспитания, выступают индивидуальны особенности воспитания, как личности, уровень его профессиональной компетентности. Общие методы духовно нравственного и патриотического воспитания детей, применяемые в ДОУ, делятся на 3 группы: I группа методы формирования сознания личности : (разъяснение, рассказ, беседа, метод примера). Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающем мире, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах поведения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взглядов, убеждений. Они помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать своё поведение. Главным инструментом здесь является СЛОВО. Данная группа методов способствует развитию самоанализа, а, в итоге, приводит к самовоспитанию. Особое место отводится рассказу это небольшое по объему связное изложение событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествования, раскрывает детям понятие положительного поступка, показывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ даёт возможность с новых позиций рассматривать свое поведение и сверстников. Для детей младшего возраста подбираются в основном сказки, для более старшего рекомендованы более сложные, так как здесь дети уже способны частично анализировать рассказ и делать свои вывод. Разъяснение как метод патриотического воспитания постоянно используется в работе с дошкольниками, так как дети имеют небольшой жизненный опыт, и не всегда знают, как и когда надо поступать. Главное, не превращать разъяснения в нотацию. Беседа этот метод связан с диалогом. Диалог с одним воспитанником или фронтально с группой детей. Беседа это привлечение воспитанников к формированию у них определенных суждений и оценок. Беседа затрагивает явления общественной жизни. Метод примера метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Особую роль в воспитании детей играет пример самого воспитателя. Воспитатель пример для ребёнка во всех случаях жизни. II группа методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, методы иллюстрации и демонстрации). Деятельность в природной и социальной сфере непременное условие развития и воспитания личности. Метод приучения направлен на выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные и необходимые формы поведения. Приучать ребёнка правильно вести себя необходимо с момент прихода его в младшую группу. Для приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Метод приучения связан с методом упражнения. При данном методе необходимо, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократное повторение, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Упражнение, как метод патриотического воспитания предполагает осознанный подход ребёнка к выполнению педагогически оправданных действий, с их разнообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Метод создания воспитывающих ситуаций специально создается педагогами, когда необходимо поставить ребёнка перед фактом выбора поступка. III группа методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения ребенка: (эмоциональное воздействие, познавательная игра, поощрение и наказание). Среди указанных методов в ДОУ употребительны поощрение и наказание. Поощрение стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети всегда испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение, ребёнок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение в виде похвалы, одобрения очень важно особенно во время учебного процесса. Но надо постоянно следить, как дети ждут поощрения ждут подарков начинают зазнаваться. При использовании этого метода воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности детей. Наказание это торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки поступков, порождение чувства вины и раскаяния. Это корректировка поведения ребёнка. Оно должно вызывать у ребёнка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать своё поведение. Главное _ наказание не должно вызывать у ребёнка страдания, отрицательных эмоций. К данному методу педагогу нужно относиться с осторожностью, так как современные дети очень импульсивны. При патриотическом воспитании в дошкольном возрасте одним из ведущих методов воспитания является игровая деятельность. Игровой метод как основной вид деятельности ребёнка игра. В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а, их система. Эта система методов постоянно меняется в зависимости от возраста детей, уровня их развития и воспитанности. Методы воспитания используются в единстве и во взаимосвязи.
Публикация «Методическая разработка „Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
Мониторинг нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников
Фамилия, имя ребенка. 1. Родная страна: - название страны; - название города; - домашний адрес; - название достопримечательностей города; - название зелёных зон, улиц площадей. 2. Символика: - Флаг РФ; - Герб РФ; - Герб родного города; - гимн РФ. 3. История народной культуры и традиций: - народная игрушка; - народные праздники; - жилище человека и предметы. 4. Историко – географический и природные компоненты: - природные богатства страны; - различные природно – климатические зоны (тундра, лес и так далее). – виды ландшафта (горы, равнина и так далее). 5. Личностный компонент: - Отношение к окружающей среде. Забота о близких. Проявление дружелюбия. Умение управлять своими чувствами, договариваться. Умение анализировать свои поступки и других. Патриотизм сложное чувство, оно растет из любви к близким, родному краю, семье, где ребенок окружен заботой, вниманием и лаской. Детей захватывает то, что имеет воздействие на их чувства. Таким образом, задача патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОУ должен строить свою работу в соответствии с личностными условиями и возрастными особенностями детей.
Библиографический список:
1. Агапова Д. Ю. «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ». Известия института педагогики и психологии образования № 4/2018 год.
2. Блинова Г. М. «Нравственно патриотическое воспитание в процессе реализации ФГОС». Материалы IV международной научной конференции в рамках проекта «А. З. Б. У. К. А.» Самара, 2018 год.
3. Акинина Е. И. «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников». Вестник научных конференций № 3 - 3, (43) 2019 г.
4. Комратова. Н. Г., Грибова, Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4 6 лет». Методическое пособие. Сфера, 2007 год.