Лариса Савик
Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация представленных материалов.
Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ЗПР через трудовую деятельность. Освоение детьми социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и есть основная задача социализации. Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. Одним из важнейших аспектов социализации личности ребенка с ЗПР является вовлечение его в процесс трудового обучения, именно успешное освоение трудового обучения определяет положительный уровень решения проблемы социализации.
Публикация «Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание детей с ОВЗ в детском саду в соответствии с реализуемой АООП для детей с ЗПР направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладения детьми с ЗПР конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Одной из важнейших проблем социализации детей с ЗПР является низкая мотивация детей к труду, сниженная познавательная активность, гораздо более узкий круг их интересов, чем у дошкольников с нормой развития, а также их особенность эмоционально – волевой сферы.
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста с ЗПР через трудовую деятельность, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.
Необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей с ЗПР интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 255» городского округа Самара
Методическая разработка:
«Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду».
Автор:
Воспитатель : Савик Лариса Николаевна
Самара 2018 г.
Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ЗПР через трудовое воспитание.
Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность.
При организации труда детей с ЗПР необходимо руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка, т. к. выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера. Работа по трудовому воспитанию с детьми с ЗПР преследует следующую цель - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
А также задачи:
- развитие трудовых навыков детей с ЗПР;
- включение детей с ЗПР в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
- воспитание положительного отношения к труду.
Включение детей с ЗПР в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, дети с ЗПР вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
Формами трудового воспитания являются :
- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
- коллективная (общественно полезный и производительный труд в свободное время через наблюдения, игры, занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
- групповая (утренники, проекты, развлечения, досуги на тему труда)
Совершенно очевидно, что с процессом трудового воспитания у детей с ЗПР связано множество проблем, и одна из проблем – это низкая мотивация детей к труду. Успех социализации ребенка с ЗПР через трудовое воспитание, во многом зависит от профессионализма воспитателей, учителей-дефектологов, их тесным взаимодействием с родителями.
Трудовое воспитание и обучение играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми ЗПР. Основная задача – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность детям с ЗПР после окончания обучения взаимодействовать в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.
Определенное значение имеет также сниженная активность детей с ЗПР, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка с ЗПР. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с ЗПР должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Ребенок совместно со взрослым достигает успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих силах и возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.
На первом этапе формирование трудовых навыков у детей с ЗПР следует осуществлять рабату с подгруппами детей (2-3 ребёнка) и индивидуально. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации, различные игры и игровые упражнения:
• поддерживать и поощрять стремление ребёнка с ЗПР к самостоятельности как проявлению относительной независимости от взрослого;
• формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия;
• учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т. п. ;
• выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;
• закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т. п. ;
• воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки); вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребёнку;
• развивать общую и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание, одевание и т. п.)
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда :
- самообслуживание
- хозяйственно – бытовой труд
- труд в природе
-ручной труд.
Самообслуживание – освоение отдельных действий, затем – процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умывание, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников с ЗПР направлен на формирование и поддержание навыков чистоты и порядка в помещении и на участке. Хозяйственно-бытовой труд заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
Вывод: Разнообразие видов детского труда в ДОУ : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд, позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Социализация детей с ЗПР через трудовую деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности ребенка.