МААМ-картинки

Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду

Лариса Савик
Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация представленных материалов.

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ЗПР через трудовую деятельность. Освоение детьми социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и есть основная задача социализации. Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. Одним из важнейших аспектов социализации личности ребенка с ЗПР является вовлечение его в процесс трудового обучения, именно успешное освоение трудового обучения определяет положительный уровень решения проблемы социализации.

Публикация «Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду» размещена в разделах

Трудовое воспитание детей с ОВЗ в детском саду в соответствии с реализуемой АООП для детей с ЗПР направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладения детьми с ЗПР конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Одной из важнейших проблем социализации детей с ЗПР является низкая мотивация детей к труду, сниженная познавательная активность, гораздо более узкий круг их интересов, чем у дошкольников с нормой развития, а также их особенность эмоционально – волевой сферы.

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста с ЗПР через трудовую деятельность, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.

Необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей с ЗПР интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 255» городского округа Самара

Методическая разработка:

«Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду».

Автор:

Воспитатель : Савик Лариса Николаевна

Самара 2018 г.

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ЗПР через трудовое воспитание.

Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность.

При организации труда детей с ЗПР необходимо руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка, т. к. выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера. Работа по трудовому воспитанию с детьми с ЗПР преследует следующую цель - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

А также задачи:

- развитие трудовых навыков детей с ЗПР;

- включение детей с ЗПР в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);

- воспитание положительного отношения к труду.

Включение детей с ЗПР в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, дети с ЗПР вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

Формами трудового воспитания являются :

- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

- коллективная (общественно полезный и производительный труд в свободное время через наблюдения, игры, занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

- групповая (утренники, проекты, развлечения, досуги на тему труда)

Совершенно очевидно, что с процессом трудового воспитания у детей с ЗПР связано множество проблем, и одна из проблем – это низкая мотивация детей к труду. Успех социализации ребенка с ЗПР через трудовое воспитание, во многом зависит от профессионализма воспитателей, учителей-дефектологов, их тесным взаимодействием с родителями.

Трудовое воспитание и обучение играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми ЗПР. Основная задача – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность детям с ЗПР после окончания обучения взаимодействовать в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

Определенное значение имеет также сниженная активность детей с ЗПР, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка с ЗПР. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с ЗПР должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Ребенок совместно со взрослым достигает успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих силах и возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.

На первом этапе формирование трудовых навыков у детей с ЗПР следует осуществлять рабату с подгруппами детей (2-3 ребёнка) и индивидуально. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации, различные игры и игровые упражнения:

• поддерживать и поощрять стремление ребёнка с ЗПР к самостоятельности как проявлению относительной независимости от взрослого;

• формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия;

• учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т. п. ;

• выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;

• закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т. п. ;

воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки); вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребёнку;

• развивать общую и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание, одевание и т. п.)

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда :

- самообслуживание

- хозяйственно – бытовой труд

- труд в природе

-ручной труд.

Самообслуживание – освоение отдельных действий, затем – процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умывание, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников с ЗПР направлен на формирование и поддержание навыков чистоты и порядка в помещении и на участке. Хозяйственно-бытовой труд заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Вывод: Разнообразие видов детского труда в ДОУ : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд, позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Социализация детей с ЗПР через трудовую деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности ребенка.

Публикации по теме:

Руководство воспитателя трудом детей «Условия трудового воспитания в детском саду» Руководство воспитателя трудом детей. Для того чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный.

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа» ДОКЛАД «Сотрудничество детского.

Из опыта работы «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста» Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон воспитания детей младшего дошкольного возраста. При условии целенаправленного.

Особенности полоролевого (гендерного) воспитания детей дошкольного возраста в детском саду Особенности поло-ролевого (гендерного) воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Биологический и социальный пол – гендер.

Особенности трудового воспитания в семье С малых лет необходимо приучать детей к самообслуживанию, уборке своих игрушек, к помощи родных в домашней работе. Необходимо у детей с.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственными профессиями как компонент трудового воспитания в ДОУ В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги, как никогда.

Презентация «Методика трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в разных возрастных группах» Актуальная проблема для дошкольного образовательного учреждения - это успешная социализация дошкольника. Ребенок, обязательно должен с маленького.

Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей с ОВЗ Труд детей в детском саду многообразен. Значение отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаково. Виды труда детей дошкольного.

Организация трудового воспитания в детском саду «Огонёк» Свое выступление хотелось бы начать со слов великих деятелей в сфере образования Антона Семеновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского.

Особенности трудового воспитания детей раннего возрастаОсобенности трудового воспитания детей раннего возраста Автор: Огнистая К. Ю. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста В жизни детей раннего возраста труд не является доминирующей деятельностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду
Опубликовано: 8 декабря 2018 в 13:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Савик (УИ 1666924) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД