Оксана Молодых
Методическая разработка ситуативной беседы с элементами игры «Когда дома я один»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда дома я один
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Василёк» Старооскольского городского округа
Конкурс «Лучшая методическая разработка»
Социально-коммуникативное развитие
Ситуативная беседа с элементами игры «Когда дома я один»
Молодых Оксана Владимировна
воспитатель
2016 г.
Пояснительная записка
Публикация «Методическая разработка ситуативной беседы с элементами игры „Когда дома я один“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Один дома. ОБЖ для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Данная методическая разработка содержит рекомендации по проведению ситуативной беседы с элементами игры с детьми на тему «Безопасное поведение в бытовых ситуациях».
Безопасность маленького человека, сохранение его жизни и здоровья является основополагающей в работе каждого образовательного учреждения и в домашних условиях. Ситуации, когда ребёнок остаётся в квартире или комнате один, зачастую являются причиной несчастных случаев. Малыш не способен в полной мере определить степень опасности, поэтому на воспитателей в детском саду и других взрослых людей в семье возложена важная миссия защиты ребёнка от потенциальных опасностей. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши, отравление лекарственными препаратами).
Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Запреты, которые дают взрослые, порой имеют обратный эффект. Детская любознательность – великая сила. Используя желание выяснить сущность неизвестного (и потому такого привлекательного объекта, педагог имеет возможность «проиграть», отрепетировать ситуации, когда ребёнок один на один встречается с потенциально опасным предметом.
Данная методическая разработка имеет целью формирование и закрепление у детей среднего дошкольного возраста правил безопасного поведения в быту для приобретения социального опыта, развивать охранительное самосознание.
Для достижения такой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Создать наглядные ситуации опасности, оценивать их и развивать умение находить верное решение
2. Формировать и развивать умение сообщать взрослым об опасной ситуации, формировать умение точно характеризовать объект, описывать ситуацию.
3. Развивать умение соотносить предмет и его функции.
4. Развивать самостоятельность, ответственность
Форма ситуативной беседы с элементами игры призвана создать ситуации вероятных опасностей в повседневной жизни. Детям даётся возможность обдумать свои действия, высказать собственное мнение, не боясь ошибиться, формирует умение описывать ситуацию, давать её точную характеристику, а так же сообщать об этом другим людям. Подобная форма общения с детьми, имеющая системный характер в работе педагога, закладывает алгоритм верного решения в той или иной ситуации. Обсудив какую-то опасность, проиграв поведенческую ситуацию, ребёнок психологически будет готов к верному решению в реальной жизни.
Данная методическая разработка соединяет в себе несколько образовательных областей: социально – коммуникативную, речевую и область познания.
Педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
Предполагаемый результат данной ситуативной беседы – активизация и закрепление представлений о безопасности в бытовых ситуациях, выработка алгоритма поведения в них.
Сценарий
Оборудование: игрушки Мишка и Зайчик, опорные картинки, карточки на тему «Предметы в быту»
Дети играют и находят игрушки зайчика с забинтованной лапой и медвежонка с забинтованным животом. Воспитатель обращает внимание всех ребят на неожиданных гостей и предлагает догадаться, что с ними произошло.
Педагог:
- Посмотрите, ребята, кого мы нашли! Кто это? И что с ними? Как выдумаете, почему у них перевязана лапка и животик?
Дети:
- Они поранились, упали, сломали ручку, ушиблись (предполагаемые ответы детей).
Педагог:
- Да, ребята, вы правы. Хотите я расскажу вам, что с ними случилось? А ещё лучше покажу?
Воспитатель достаёт иллюстрации «Лисонька Зоя осталась дома одна». По картинке дети высказывают предположения, что произошло. А воспитатель помогает им в рассказе, с помощью наводящих вопросов. (Лиса мама ушла в магазин, а дочка - лисонька осталась одна и к ней пришли гости Зайчик и Мишутка). Им захотелось поиграть в мяч. Далее демонстрируется иллюстрация разбитого окна и воспитатель спрашивает, что же случилось, кто догадался?
Дети:
- Друзья попали мячиком в окно, стекло разбилось и поранило Зайчику лапу (предполагаемый ответ детей).
Воспитатель продолжает помогать детям составлять рассказ с опорой на иллюстрацию.
Педагог:
- На этом приключения друзей не закончились. Они решили перевязать Зайчику лапу бинтиком и залезли в шкафчик, где мама – Лиса хранила лекарства. И тут Мишутка увидел баночку с какими-то – красивыми таблетками, похожими на карамельки. Он ведь ужасный сластёна. Он съел одну таблетку и…. Как вы думаете, что же с ним потом случилось?
Дети:
- У него заболел живот (предполагаемый ответ детей)
Педагог:
- Вы верно догадались, а как вам кажется, можно ли есть какие-то
таблетки, даже если они очень красивые и похожи на конфеты?
Дети:
- Нет, нельзя, (предполагаемый ответ детей)
Педагог:
- Совершенно верно, нельзя без разрешения доктора или мамы есть никакие таблетки, нельзя даже их пробовать на вкус.
Педагог:
- Ой, посмотрите, совсем им плохо. Что же делать? Кто нам может помочь?
Дети:
- Помочь может доктор. Надо вызвать скорую помощь! (предполагаемый ответ детей)
Разыгрывается сценка «Вызов скорой помощи».
Педагог:
- Ну вот, отлично… Скорая помощь скоро приедет. А пока давайте уложим больных на кровать и пусть они полежат. А сами тем временем тихонько поиграем. У меня есть коробка с картинками, и я предлагаю вам посмотреть, что в ней, подходите ко мне по очереди и доставайте по одной картинке и рассказать, что там и зачем это нужно человеку и можно ли играть с этим.
Воспитатель предлагает ребятам коробку с карточками, на которой изображены предметы быта (книга, нож, сумка, иголка, карандаши, ножницы, гвоздь, полотенце, игрушечный медвежонок, открытое окно).Дети по очереди вытягивают по одной карточке и называют предмет на ней. Объясняя его назначение и возможно ли с ним безопасно играть.
Педагог:
- Ну вот замечательно, вы правильно назвали все предметы и объяснили зачем они нужны, и опасны ли они.
- А хотите теперь поиграть в мяч? Но чтобы не случилось такой беды как у Мишки, мы будем катать мяч спокойно на полу.
Я буду вам прокатывать мячик и задавать вопросы, а вы должны будете отвечать и катить мяч обратно мне.
Воспитатель задаёт вопросы детям:
1. Можно чужим двери открывать?
2. В уголке играть игрушками?
3. Залезать на подоконник?
4. Книжки за столом читать?
5. В ухо или в носик пуговку засовывать?
6. Острые предметы брать?
7. Таблетки в садик принести и ребяток угостить?
8. Играть тихо на ковре, если на столе горячий суп?
Каждый ребёнок отвечает на вопрос, поясняя свой ответ.
Педагог:
- Ну что ж, ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились. Я думаю, что вы никогда не попадете в опасную ситуацию. А Зайчику и Мишутке пора ехать в больницу на машине скорой помощи. Давайте скажем им до свидания, и пожелаем поскорее выздороветь!