Ольга Прудникова
Педагогический опыт «Система работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка :
«Система работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста».
Выполнила:
Воспитатель
Прудникова О. В.
Новосибирск 2022.
Содержание:
1. Цель и задачи работы…3
2. Значение развития мелкой моторики, в развитии детей раннего возраста. 3
3. Принципы коррекционно-педагогического воздействия …. 5
4. Основные коррекционно-педагогические задачи…. 6
Публикация «Педагогический опыт „Система работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
5. Условия для решения этих задач…. 6
6. Направления работы по развитию мелкой моторики рук…. 8
7. Блок специально организованного обучения….….8
8. Блок совместной деятельности….8
9. Блок свободной самостоятельной деятельности…. …. …8
10. Из опыта работы … 10
11. Список литературы….11
Цель работы : разработать систему работы по развитию мелкой моторики, развитию плавных, точных и координированных движений.
Задачи:
1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и уточнять свою сенсорику: слух, осязание. обоняние, зрение.
2. Способствовать развитию координации и совершенствованию движений мелкой моторики рук.
3. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и уточнять моторику пальцев.
4. Способствовать независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укреплять чувство собственного достоинства и самоценности.
5. Предоставить ребенку возможность получения удовлетворения и радости от своей деятельности.
6. Развивать у ребенка высокую степень самоконтроля и сосредоточенности.
7. Предоставить ребенку возможность ближе знакомиться с окружающими его вещами и осмысленному обращению с ними.
8. Совершенствовать, координировать и гармонизировать поведение в целом.
9. Предоставить ребенку возможность построения собственных моделей поведения.
10. Формировать понимание ребенком цели своей деятельности.
2. Значение развития мелкой моторики, в развитии детей раннего возраста.
Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Темп развития этих детей замедлен. В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития- отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие мелкой моторики.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет очень важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелко моторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.
Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
3. Принципы коррекционно-педагогического воздействия :
1. Принцип единства и диагностики.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
3. Принцип динамического изучения.
4. Принцип ранней коррекции отклонений в развитии.
5. Принцип реализации деятельного подхода к восприятию и обучению детей с задержкой психического развития.
6. Принцип доступности, повторяемости предложенного материала.
7. Принцип коммуникативной направленности обучения.
4. Основные коррекционно-педагогические задачи :
1. Изучить теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Провести первичную диагностику развития мелкой моторики у детей и прослеживание динамики развития.
3. Создать условия для накопления двигательного и практического опыта развития мелкой моторики.
4. Разработать систему занятий по развитию мелкой моторики, развитию плавных, точных и координированных движений.
5. Организация коррекционно-педагогического воздействия.
6. Создание в группе уголка для развития мелкой моторики рук, планирование и проведение занятий.
7. Создание развивающей среды, подбор игрушек и дидактического материала.
5. Условия для успешного решения этих задач:
- Создание теплой атмосферы в группе.
- Установление тесного эмоционального контакта с ребенком.
- Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
- Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут
- Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
- Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
- Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
- Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе.
В комплекс упражнений включаются задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
Начинать и заканчивать занятия, необходимо сеансом массажа кистей рук.
Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики.
Использование различных видов деятельности, для развития координации движений рук.
Работу по развитию мелкой моторики, необходимо проводить регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогать ему: фиксировать нужное положение пальцев и т. п. Чередовать новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходить к освоению более сложных.
6. Направления работы по развитию мелкой моторики рук :
1. Развитие захвата щепотью (тремя пальцами).
2. Развитие пинцетного и щипцового захвата мелкого предмета (обследование предмета указательным пальцем).
3. Развитие соотносящих и манипулятивных движений с предметами.
7. Блок специально организованного обучения
В блок специально организованного обучения, в форме занятия, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных). Взрослый здесь всегда инициатор.
8. Блок совместной деятельности.
В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает ее и приглашает к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечивает условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры, пальчиковый театр).
9. Блок свободной самостоятельной деятельности.
Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.
10. Из опыта работы.
Особое внимание я уделяю созданию адекватной и адаптированной к условиям дома ребенка предметно-развивающей среды, которая обеспечивает активное взаимодействие ребенка с окружающим миром. С этой целью в помещении, где находятся дети, выделены развивающие зоны, в том числе и зона для развития мелкой моторики, которая комплектуется в соответствии с текущими коррекционно-развивающими задачами и обновляется с определенной последовательностью и периодичностью.
Определив основное направление в работе, постоянно искала новые пути создания такой пространственно - предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев.
В группе по возможности мною созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками и т. д. На стене кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрёшке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки. Игры для развития тактильной чувствительности (шершавые дощечки, кусочки материи, мячики разной фактуры).
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, доска для ИЗО-деятельности с наборами цветных мелков, карандашей, пальчиковых красок и т. д.
В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев.
Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры, крупные и мелкие бусы, косточки фруктов, фасоль, горох, шишки, баночки с крышками, вкладыши, мозаика, лото, сыпучие материалы природного происхождения, шнуровки, пирамидки и т. д.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы, выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий:
- в совместной деятельности воспитателя с детьми;
В своей работе я использую следующие методы и приемы:
- наглядные - наблюдение, показ и объяснение, рассматривание картин и иллюстраций в книгах, театр (настольный, пальчиковый, теневой);
- словесные - личностный пример, образец речи воспитателя, чтение детям художественных произведений и произведений народного фольклора, использование потешек, речевое сопровождение игр, поощрения, оказание помощи, указания, прием проговаривание (пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками)
- практические упражнения- дидактические, подвижные, расслабляющие игры (массаж кистей рук, пальчиковый театр, театр теней, лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д., нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д., конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, различные виды аппликаций, развитие графической моторики, рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии, лабиринты, дидактические игры, шнуровка М. Монтессори, игры с мелкими предметами, паззлы, мозаика.
Все это использую, как на занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей.
Занятия провожу подгруппой и индивидуально, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Работу с ребенком начинаю с изучения и анализа анамнестических данных раннего развития, бесед со специалистами, врачом - педиатром, неврологом, логопедом- дефектологом. После того, как ребенок освоился в группе, провожу первичное обследование уровня развития мелкой моторики рук по диагностике, разработанной специалистами Дома ребенка.
Впоследствии, чтобы отследить динамику развития мелкой моторики детей, провожу текущую диагностику в каждый эпикризный срок. Адаптационный период, первый этап, как правило, длится 3 месяца. На основе первого этапа: наблюдений и проведенной диагностики, с учетом зоны ближайшего развития ребенка, составляю комплекс индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики рук на следующий второй этап.
Он состоит из двух частей: первую часть составляет закрепление промежуточных и предыдущих этапов развития мелкой моторики рук. Цель этой работы- развитие более точных движений мелкой моторики рук, постановка следующего этапа работы по развитию мелкой моторики. Вторую часть составляет- освоение нового, следующего этапа развития мелкой моторики рук.
С данными диагностики и индивидуальной коррекционной программы знакомлю специалистов и коллег по группе. На третьем этапе- реализую поставленные задачи. После каждого этапа провожу диагностику. Если ребенок не справляется с поставленными задачами - продолжаем работать по предыдущему этапу с изменениями и дополнениями (это бывает, очень редко, у детей с выраженными отставаниями в психическом развитии).
Список литературы:
1. Ермакова И. А. "Развиваем мелкую моторику у малышей".
2. Жукова О. С. "Уникальная методика развития ребенка. От рождения до 3 лет".
3. Кальянов И. В. "Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка".
4. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. "Раннее детство : познавательное развитие".
5. Смирнова Е. О, Ермолова Т. В, Мещерякова С. Ю. "Развитие предметной деятельности и познавательных способностей".
6. Большакова С. Е. "Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения".
7. Кальянов И. В. "Психолого-педагогическая реабилитация воспитанников домов ребенка".
8. Бот О. С. "Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи".
9. Захаров А. И. "Как предупредить отклонения в развитии ребенка".
10. Воробьева Л. В. " Развивающие игры для дошкольников".
11. Галанов Ф. С. "Развитие ребенка от 2 до 3 лет".
12. Ермакова И. А. "Развиваем мелкую моторику у малышей".
13. Урунтаева Г. А. "Дошкольная психология".
14. Крупенчук О. И. "Пальчиковые игры".
15. Кальянов И. В. "Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, логопеда дома ребенка".
16. Лопухина И. С. "Логопедия – речь, ритм, движение".
17. Широкова Г. А. "Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста".
18. Пименова Е. П. "Пальчиковые игры".
19. Запорожец А. В. "Эмоциональное развитие дошкольника".
20. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики".
21. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. "Воспитание сенсорной культуры ребенка".
22. Цвынтарный В. В. "Играем пальчиками и развиваем речь".
23. Выгодский Л. С. "Игра и её роль в психическом развитии ребенка".
24. Соколова Ю. А. "Игры с пальчиками".
25. Пилюгина Э. Г. "Занятия по сенсорному воспитанию".
26. Журнал "Дошкольное воспитание".
27. Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей от одного до трех лет».
28. Аксарина Н. В. «Воспитание детей раннего возраста».
29. Волчкова Н. В., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста».
30. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни».
31. Печора К. Л. «Психолого-педагогическое обследование детей от 1г. 3м. до 6лет. Реабилитационные игры и задания».
32. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего возраста в ДОУ».
33. Ямпольская Р. В., Фрухт Э. Л., Фонарев А. М. «Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка»
34. Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов».
35. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов».
36. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей».
37. Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет».
38. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».