Анна Иванова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Сенсорное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Из опыта работы воспитателя ГККП Детский сад №2 «Жулдыз» при акимате города Кокшетау Белицкой Н. В.
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен, для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и величины у детей.
Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель моей работы: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических игр.
Перед собой я поставила следующие задачи:
– развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание через дидактическую игру;
-создание определенной развивающей среды;
-подбор интересных игр и пособий;
-создание единого развивающего, воспитательного пространства для малышей;
- взаимодействие педагога и родителей.
Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, помогают развивать у детей восприятие, формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Также такие игры дают ребёнку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к занятиям, влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его здоровье. Играя с ребенком, вы разовьете у него память, логику, речь, наблюдательность, мелкую моторику. Кроме всего выше перечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.
Время реализации педагогической идеи:
3 года (2015- 2018 г.)
Используемые в работе технологии реализации: ИКТ, здоровьесберегающие, личностно- оринтировочные, ТРИЗ, Монтессори.
Игровые педагогические технологии: технология развивающихся игр Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты», «Блоки Дьюнеша», «Палочки Кюизенера», методика раннего обучения счету и чтению Н. Зайцева.
В своей группе я создала «Центр сенсорного развития», где поместила пособия и развивающие тренажеры, сделанные своими руками. Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А если взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано. С помощью этих пособий и тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве.
Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки. Сегодня я хочу представить вашему вниманию некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Данные пособия многофункциональны и могут использоваться в реализации пяти образовательных областей.
Основные этапы работы с дид. пособием или игрой:
1. первичное ознакомление с пособием или дид. игрой;
2. совместное изучение (взрослый- ребенок);
3. самостоятельная работа ребенка с пособием или игрой;
4. совместная деятельность нескольких детей.
Сенсорная стена
Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей :
Сенсорные куклы.
Сухой дождь.
Геометрические кубы.
Сенсорные домики.
Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.
Также сухой дождь выполняет функцию - комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)
Геометрические кубы помогают ребенку закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете. Форме и размере.
Сенсорный домик с геометрическими фигурами – закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете.
Домик с цветными квадратами – тактильные ощущения, (квадраты из материала, разного по качеству) цвет.
Сенсорные куклы : кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.
Тактильные ладошки
Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 3до 6 - 7 лет.
Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
- развитие тонкой пальцевой моторики;
- развитие внимания, наблюдательности, памяти;
- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;
- развитие пространственных представлений;
- развитие математических представлений и счетных умений;
- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.
В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.
Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие
будет являться стимулятором развития сенсомоторики.
Дидактическое пособие- игра «Ежи и мышата»
Игровое пособие «Ежи и мышата» состоит из клубочков разного цвета. Половина клубочков из шерстяных ниток – мышата, а половина – из полиэтилена – ежи. Клубочки трех размеров: маленькие, средние, большие.
Задание:
Найди мышку (ежика) нужного цвета, размера.
На ощупь определи кто это и опиши, открыв глаза.
Найди маму мышонку.
Найди такого же ежика по цвету и размеру, как мышка.
Дидактическое пособие «Рыбки» (вязаные)
1. «Рыбки ходят в гости».
Цель. Учить различать основные цвета.
- Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих домиках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном домике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указывает на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут. красные рыбки. (И т. д.). Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в красный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый домик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ребенку в разнообразных комбинациях.). В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, скучают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенного цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадовались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок раскладывает рыбок других цветов.)
2. «Рыбки потерялись».
Цель. Учить различать основные цвета.
- Мамы-рыбки выпустили своих малышей погулять.
Малыши обрадовались и стали резвиться. (Педагог перемешивает маленьких рыбок.) Погуляли малыши, устали. А домики-кармашки с мамами найти не могут. Опечалились рыбки-малыши, заплакали. Давай найдем их мам. (Далее педагог работает с каждой рыбкой отдельно.) Красный малыш плачет: «Где моя мама?» Где его мама? Отнеси
малыша в его домик к маме. (И т. д.)
Дидактическое пособие Сенсорный паровозик включает в себя ряд упражнений и заданий на мелкую моторику, количественный счет, закрепление величин, формы, размера и цвета. Здесь имеются задания на выполнение шнуровки, сбор урожая в корзинку (нанизывание яблок и груш на ниточку, наряди елочку, собери пирамидку. Также имеются упражнение на развитие речи -дид. игра «Назови детенышей» в виде пазлов и многие другие.
Дидактическое пособие Сенсорная «книжка- малышка», также включает ряд упражнений и заданий на мелкую моторику, количественный счет, закрепление величин, формы, размера и цвета. Здесь имеются задания на выполнение шнуровки, укрась дерево листиками, укрась полянку цветочками, наряди елочку, собери пирамидку и т. п.
Также широко используются разнообразные игры-поручения, игры с прятаньем и поиском «Сенсорный автобус», «Сенсорный домик, «Сенсорный кубик». Дидактические игры «Времена года», «Овощи и фрукты», «Животные» и т. д. Игры, способствующие восприятию формы, величины и размера, цветового и зрительного восприятия. Такие как, «Геометрическое лото», «Найди предмет, похожий на данную фигуру». Игры с загадыванием и отгадыванием: «Волшебный мешочек», «Волшебная коробочка». Сюжетно- ролевые игры, разнообразные игры с прищепками «Добавь солнышку лучики, «Добавь ежику иголочки», «Добавь тучке капельки». Интересные игры для развития осязания : «Разноцветные рукавички», «Сенсорные мешочки», «Цветочная полянка», «Собери фрукты», «Куб сенсорики» и многие другие.
В результате проведенной работы у детей наблюдалась :
-положительная динамика уровня развития мелкой моторики
-сформировалось устойчивое представление о сенсорных эталонах
-сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по определенному признаку
-улучшились показатели внимания, логического мышления, памяти, речи