МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Анна Иванова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Сенсорное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Из опыта работы воспитателя ГККП Детский сад №2 «Жулдыз» при акимате города Кокшетау Белицкой Н. В.

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен, для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и величины у детей.

Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель моей работы: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических игр.

Перед собой я поставила следующие задачи:

развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание через дидактическую игру;

-создание определенной развивающей среды;

-подбор интересных игр и пособий;

-создание единого развивающего, воспитательного пространства для малышей;

- взаимодействие педагога и родителей.

Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, помогают развивать у детей восприятие, формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Также такие игры дают ребёнку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к занятиям, влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его здоровье. Играя с ребенком, вы разовьете у него память, логику, речь, наблюдательность, мелкую моторику. Кроме всего выше перечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.

Время реализации педагогической идеи:

3 года (2015- 2018 г.)

Используемые в работе технологии реализации: ИКТ, здоровьесберегающие, личностно- оринтировочные, ТРИЗ, Монтессори.

Игровые педагогические технологии: технология развивающихся игр Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты», «Блоки Дьюнеша», «Палочки Кюизенера», методика раннего обучения счету и чтению Н. Зайцева.

В своей группе я создала «Центр сенсорного развития», где поместила пособия и развивающие тренажеры, сделанные своими руками. Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А если взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано. С помощью этих пособий и тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве.

Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки. Сегодня я хочу представить вашему вниманию некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Данные пособия многофункциональны и могут использоваться в реализации пяти образовательных областей.

Основные этапы работы с дид. пособием или игрой:

1. первичное ознакомление с пособием или дид. игрой;

2. совместное изучение (взрослый- ребенок);

3. самостоятельная работа ребенка с пособием или игрой;

4. совместная деятельность нескольких детей.

Сенсорная стена

Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей :

Сенсорные куклы.

Сухой дождь.

Геометрические кубы.

Сенсорные домики.

Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.

Также сухой дождь выполняет функцию - комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)

Геометрические кубы помогают ребенку закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете. Форме и размере.

Сенсорный домик с геометрическими фигурами – закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете.

Домик с цветными квадратами – тактильные ощущения, (квадраты из материала, разного по качеству) цвет.

Сенсорные куклы : кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.

Тактильные ладошки

Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 3до 6 - 7 лет.

Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;

- развитие тонкой пальцевой моторики;

- развитие внимания, наблюдательности, памяти;

- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;

- развитие пространственных представлений;

- развитие математических представлений и счетных умений;

- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.

В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие

будет являться стимулятором развития сенсомоторики.

Дидактическое пособие- игра «Ежи и мышата»

Игровое пособие «Ежи и мышата» состоит из клубочков разного цвета. Половина клубочков из шерстяных ниток – мышата, а половина – из полиэтилена – ежи. Клубочки трех размеров: маленькие, средние, большие.

Задание:

Найди мышку (ежика) нужного цвета, размера.

На ощупь определи кто это и опиши, открыв глаза.

Найди маму мышонку.

Найди такого же ежика по цвету и размеру, как мышка.

Дидактическое пособие «Рыбки» (вязаные)

1. «Рыбки ходят в гости».

Цель. Учить различать основные цвета.

- Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих домиках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном домике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указывает на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут. красные рыбки. (И т. д.). Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в красный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый домик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ребенку в разнообразных комбинациях.). В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, скучают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенного цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадовались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок раскладывает рыбок других цветов.)

2. «Рыбки потерялись».

Цель. Учить различать основные цвета.

- Мамы-рыбки выпустили своих малышей погулять.

Малыши обрадовались и стали резвиться. (Педагог перемешивает маленьких рыбок.) Погуляли малыши, устали. А домики-кармашки с мамами найти не могут. Опечалились рыбки-малыши, заплакали. Давай найдем их мам. (Далее педагог работает с каждой рыбкой отдельно.) Красный малыш плачет: «Где моя мама?» Где его мама? Отнеси

малыша в его домик к маме. (И т. д.)

Дидактическое пособие Сенсорный паровозик включает в себя ряд упражнений и заданий на мелкую моторику, количественный счет, закрепление величин, формы, размера и цвета. Здесь имеются задания на выполнение шнуровки, сбор урожая в корзинку (нанизывание яблок и груш на ниточку, наряди елочку, собери пирамидку. Также имеются упражнение на развитие речи -дид. игра «Назови детенышей» в виде пазлов и многие другие.

Дидактическое пособие Сенсорная «книжка- малышка», также включает ряд упражнений и заданий на мелкую моторику, количественный счет, закрепление величин, формы, размера и цвета. Здесь имеются задания на выполнение шнуровки, укрась дерево листиками, укрась полянку цветочками, наряди елочку, собери пирамидку и т. п.

Также широко используются разнообразные игры-поручения, игры с прятаньем и поиском «Сенсорный автобус», «Сенсорный домик, «Сенсорный кубик». Дидактические игры «Времена года», «Овощи и фрукты», «Животные» и т. д. Игры, способствующие восприятию формы, величины и размера, цветового и зрительного восприятия. Такие как, «Геометрическое лото», «Найди предмет, похожий на данную фигуру». Игры с загадыванием и отгадыванием: «Волшебный мешочек», «Волшебная коробочка». Сюжетно- ролевые игры, разнообразные игры с прищепками «Добавь солнышку лучики, «Добавь ежику иголочки», «Добавь тучке капельки». Интересные игры для развития осязания : «Разноцветные рукавички», «Сенсорные мешочки», «Цветочная полянка», «Собери фрукты», «Куб сенсорики» и многие другие.

В результате проведенной работы у детей наблюдалась :

-положительная динамика уровня развития мелкой моторики

-сформировалось устойчивое представление о сенсорных эталонах

-сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по определенному признаку

-улучшились показатели внимания, логического мышления, памяти, речи

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 17:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД