Ирина Кривая
Методическая разработка самостоятельной игровой деятельности по теме «Использование дидактической игры для развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка самостоятельной игровой деятельности по теме
Игра - это жизненная лаборатория детства,
дающая тот аромат молодой жизни,
без которой эта пора ее была бы бесполезна
для человечества.
В игре, этой специальной обработке жизненного
материала, есть самое здоровое ядро разумной
школы жизни.
(С. Т. Шацкий)
Публикация «Методическая разработка самостоятельной игровой деятельности по теме „Использование дидактической игры для развития ребенка“» размещена в разделах
Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами своей методической разработкой, как я использую в самостоятельной деятельности дидактические игры для развития сенсорных и познавательных способностей детей 3-5лет.
По мнению многих выдающихся деятелей игра является одной из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Она является самоценной формой деятельности ребёнка дошкольного возраста. Её нельзя заменить другими видами деятельности. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным. Это отражено и в ФГОСДО: «…Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДОУ, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей.
Очень важное и ценное место в развитии сенсорных и познавательных способностей занимают дидактические игры, позволяющие шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактическая игра включает в себя: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
. Дидактическая игра, способствуют развитию познавательной деятельности. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности. Её основная задача для младших дошкольников - ознакомление со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине. Дидактические игры делятся на три группы: игры с игрушками, настольно- печатные, словесные.
Освоив правила игры под руководством взрослых, дети могут играть в неё самостоятельно. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста с использованием предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
Сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю в игре.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность).
Организуя самостоятельную работу детей необходимо помнить, что она выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ.
Создавая предметно- пространственную среду нашей группы, мы учитывали её развивающий характер, интересы детей, их познавательную активность. Для детей младшего возраста не имеющих недостаточно представлений о основных цветах и формах я использую игры : «Мозаика», различные пирамидки, «Весёлые прищепки» («Помоги найти солнышку лучики», «Вырасти травку для животных.», «Платье для осеннего весеннего, зимнего дерева» ; игры с пуговицами, пробками «Подбери пуговицы», «Бусы к платью», «Колёса к автомобилю, «Собери кисть ягоды рябины., винограда.» игры «Умные шнурочки» («Ёжик грибничок», Мышка любит сыр» ,»Пришей пуговицу» С большим, интересом дети играют в настольно печатные игры : «Сложи картинку»( 4-6 частей, домино : лото «Праздники. Времена года», «Найди тень», «Цвет и форма», «Составь узор», «Вкладыши».
В процессе такой игры обогащается чувственный опыт детей, развивается умение фиксировать его в речи, совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
Для детей среднего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. .Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе используют такие предметы, в которых разница между предметами становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета выкладывания узоров из разнообразных форм, используя при этом в некоторых играх пооперационные карты. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей,
С детьми этого возраста я продолжаю использовать для совместной и самостоятельной деятельности настольно-печатные дидактические игры. – интересное занятие для детей. Они разнообразны, различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Новизна методической разработки
В концепции модернизации об образовании говориться, что
развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в
ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. А это во многом зависит от педагогов-дошкольников, стоящих у истоков становления личности.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в
«Законе об образовании РФ» (ст. 14) перед педагогами назрела необходимость
переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу.
О значении игры для современного и полноценного развития дошкольника
свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их квалификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми.
В связи с этим и представляет особый интерес изучение игры, истинно
детской деятельности, и её активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Предпосылками или условиями возникновения моей работы над темой
послужил анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, мои собственные наблюдения за познавательной активностью у детей в процессе дидактических игр.
Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я
отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.
Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда
пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным,
создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития
познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и
углублять свои знания и умения.
Чем старше дети, чем выше уровень их общего развития и воспитания, тем
более значимой является педагогическая направленность дидактической игры для познавательной активности ребёнка.
Актуальность методической разработки
В настоящее время концепция модернизации Российского образования
одним из главных направлений определяет построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при
котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования. То есть программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Так вот познавательная активность и является одной из форм развития
инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.
В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные
вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и
самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию познавательной активности:
- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;
- дети слабо владеют познавательными действиями.
Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных
стандартов даёт большую возможность для развития познавательной
деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. И тем самым решаются противоречия между необходимостью игровой деятельности и социумом, где игра малоценна; между возрастными возможностями дошкольников и материальными возможностями социума.
Всё это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения
данной проблемы.
Цель: обогащение сенсорного и познавательного опыта детей посредством использования дидактических игры.
Целью педагогической деятельности данной методической разработки является повышение эффективности педагогического процесса по формированию познавательных и сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры; поиск путей оптимального решения задач познавательного развития старших дошкольников : максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки организма, с другой.
Задачи:
• Формировать у детей систему сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов. Развивать умения использовать эталоны, как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал.)
• Формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и систему эталонов в практической и познавательной деятельности.
• Развивать познавательный интерес, логическое мышление, аналитические способности детей: сравнивать и группировать предметы по нескольким сенсорным признакам: форме, размеру и цвету.
• Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов и основными способами их обследования.
• Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая у них положительно-эмоциональный отклик на игровое действие;
Ход самостоятельной игровой деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице холодно, а в нашем зале тепло и весело. К нам в гости пришло маленькое солнышко. Посмотрите, как оно весело улыбается и здоровается со всеми своими лучиками. Давайте и мы поздороваемся с солнышком и зарядимся его хорошим настроением, улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Пусть хорошее настроение не покидает нас целый день. Ребята, весёлый колокольчик приглашает нас поиграть.
- Перед игрой давайте повторим правила, как нужно вести себя во время игры.
Правила этих игр вам знакомы.
«Собери грузовой транспорт» (для детей 3-5 лет)
Дидактическая задача : развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, выполнять задания самостоятельно, закреплять знания детей о геометрических фигурах и видах грузового транспорта.
Игровая задача : смоделировать различные виды транспорта.
Материал: набор логических геометрических фигур (блоки Дьенеша, рисунок образец.
Игровые правила : 1. Принимать участие в игре может один, два ребенка (все дети при наличии нескольких наборов игры). Играют дети одновременно.
Алгоритм проведения игры. 1. Педагог предлагает рассмотреть рисунок –образец, беседа о видах грузового транспорта его использовании; о форме и цвете, размере деталей модели. 2. Показ воспитателям последовательности сборки этой модели 3. Для правильного самостоятельного выполнения задания детям следует рассмотреть и отобрать нужные фигуры для модели. 4. Самостоятельная деятельность ребенка (индивидуальный подход к степени сложности задания). 5. Подведение итогов сборки моделей: рассматривание результатов работы.
Варианты игры (усложнение) : развести груз мишке и зайке по заданию: мишке все фигуры кроме желтых кругов, зайки все фигуры кроме жёлтых квадратов.
Игра: «Веселый поезд» (для детей 3-5 лет)
Дидактическая задача : закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию.
Игровая задача : смоделировать поезд и его пассажиров
Материал: наборы палочек Кюйзенера, карточки схемы с рисунком поезда из палочек различной длины, ковралин.
Игровые правила : 1. Принимать участие в игре может один два ребенка (все дети при наличии нескольких наборов игры). Играют дети одновременно.
Алгоритм проведения игры. 1. Педагог предлагает рассмотреть рисунок –образец, беседа о железнодорожном транспорте,профессии машинист; о форме и цвете, размере деталей модели. 2. Показ воспитателям последовательности сборки этой модели 3. Для правильного самостоятельного выполнения задания детям следует рассмотреть и отобрать нужные фигуры для модели. 4. Самостоятельная деятельность ребенка (индивидуальный подход к степени сложности задания). 5. Подведение итогов сборки моделей: рассматривание результатов работы.
Варианты игры (усложнение) : посадить пассажиров по вагонам (любые фигурки) разной формы, цвета и размера.
Игра «Профессии» (для детей 3-5 лет)
Дидактическая задача : закреплять знания ребенка о таких профессиях, как повар, врач, полицейский, какими орудиями труда пользуются люди этих профессий, научиться обобщать картинки по группам, воспитывать уважение к людям разных профессий.
Игровая задача : собрать из пазлов 2 картинки - блока о разных профессиях.
Игровые правила : 1. Принимать участие в игре может до 5-6 человек. Играют дети одновременно, кто быстрее соберёт карточки, тот и выиграл.
Материал: пазлы разных размеров. (центральный большой элемент с рисунком профессии и боковые элементы, атрибуты этой профессии).
Алгоритм игры : педагог знакомит детей с каждой группой рисунков одной профессии (последовательно, названием атрибутов и их использованием (изображение на боковых элементах) 2. Ребёнок группирует карточки одной профессии прикрепляет их к центральному элементу. Эту игру тоже можно усложнять различными вариантами. 3 Самостоятельная деятельность ребенка (индивидуальный подход к степени сложности задания). 4. Подведение итогов: рассматривание результатов работы.
Трафареты-вкладыши «Транспорт воздушный, наземный, водный» (для детей 3-5 лет)
Дидактическая задача : развивать умение подбирать вкладыши определенной формы, устанавливать соответствие формы вкладыша транспорта и выреза или вкладывать по заданию. Закреплять у детей представление о формах, цвете. Развивать у детей графические навыки, творческое восприятие, образное мышление, мелкую моторику рук
Игровая задача : совместить вкладыши и вырезы в рамке.
Материал: 4 рамки с трафаретами и вкладышами.
Игровые правила : 1. Принимать участие в игре может один два ребенка (все дети при наличии нескольких наборов игры). Играют дети одновременно.
Алгоритм игры : 1. Педагог знакомит детей с каждой группой транспорта наземный, водный, воздушный. 2. Вкладывание карточек- вкладышей по показу воспитателя в рамки: а) не группируя вкладыши б) группируя по заданию виды транспорта: грузовой, пассажирский; наземный, водный, воздушный; обвести транспорт по трафарету с прорисовыванием элементов транспорта (колеса, окна и другие детали) 3. Самостоятельная деятельность ребенка (индивидуальный подход к степени сложности задания). 5. Подведение итогов: рассматривание результатов работы.
Лото «Цвета» (для детей 3-5 лет)
Дидактическая задача : закреплять представления о цвете предметов.
Игровая задача : устанавливая соответствие круга по цвету, собрать картинку с предметами одного цвета, устанавливая соответствие круга по цвету.
Материал: карты с рисунком предметов одного цвета, маленькие карточки
Ход игры : игрок прикладываетбоковые карточки с рисунком предмета определённого цвета к центральной карте.
Игра «Собери пассажирский транспорт» (для детей 4-7 лет)
Дидактическая задача : упражнять детей в различении цвета и размера геометрических деталей магнитного конструктора, развивать мелкую моторику рук, внимания
Игровая задача : собрать из деталей конструктора модель автобуса
Материал: магнитная доска, рисунок образец геометрические детали мягкого магнитного конструктора.
Игровые правила : 1. Принимать участие в игре может один два ребенка (все дети при наличии нескольких наборов игры). Играют дети одновременно.
Алгоритм проведения игры. 1. Педагог предлагает рассмотреть рисунок транспорта, беседа. 2. Показ воспитателям последовательности сборки этой модели 3. Для правильного выполнения задания детям следует рассмотреть и отобрать нужные фигуры для модели. 4. Самостоятельная деятельность ребенка (индивидуальный подход к степени сложности задания). 5. Подведение итогов сборки моделей: рассматривание результатов работы.
Игра «Выложи узор» (для детей 3-5 лет)
Дидактическая задача : выложить узоры из магнитных элементов, используя знания эталонов цветов, закрепить знания геометрических фигур, порядка при счёте
Игровая задача : собрать из магнитных элементов геометрические фигуры, цифры.
Материал: магнитная доска, магнитные элементы, рисунок образец.
Игровые правила : 1. Принимать участие в игре может один два ребенка (все дети при наличии нескольких наборов игры). Играют дети одновременно.
Алгоритм проведения игры. 1. Педагог предлагает рассмотреть рисунок –образец (беседа о последовательности составления узора, фигуры, цифрового ряда от 1 до 10, использования элементов по цвету и размеру). 2. Показ воспитателем последовательности сборки этой модели 4. Самостоятельная деятельность ребенка (индивидуальный подход к степени сложности задания). 5. Подведение итогов: рассматривание результатов работы.
Игра «Весёлые ниточки» (для детей 3-5 лет)
Дидактическая задача : закреплять у детей умения создавать геометрические фигуры, используя разный материал, закреплять понятия «длиннее – короче», обозначать результат сравнения словами «длинный – короткий».
Игровая задача : выложить на ковролине, используя нити разной длины, фрагмент сказки «Колобок»
Оборудование: разноцветные нити разной длины, ковролин, рисунок – образец.
Игровые правила : Принимать участие в игре может один два ребенка). Играют дети одновременно.
Алгоритм проведения игры. 1. Педагог предлагает рассмотреть рисунок –образец (беседа о последовательности выполнения фрагмента к сказке) 2. Показ воспитателем приёма выкладывания геометрических фигур, используя нити разного цвета и разной длины 4. Самостоятельная деятельность ребенка (индивидуальный подход к степени сложности задания). 5. Подведение итогов: рассматривание результатов работы.
Игра «Весёлый конструктор»(для детей 4-5 лет)
Дидактическая задача : закреплять конструктивные способности, умения при конструировании использовать фигуры : овал, полукруг.
Игровая задача :сконструировать животных, используя фигуры овал и полукруг.
Оборудование: детали конструктора, рисунок - образец
Алгоритм проведения игры. 1. Педагог предлагает рассмотреть рисунок –образец (беседа о последовательности составления модели, фигуры) 2. Показ воспитателем последовательности сборки этой модели 3. Самостоятельная деятельность ребенка (индивидуальный подход к степени сложности задания). 4. Подведение итогов: рассматривание результатов работы.
Игра «Строитель» (игра для детей 4 -5 лет)
Дидактическая задача :закреплять знания о профессии строитель, о процессе строительства дома.
Игровая задача :проследить последовательность выполнения строительных работ, смоделировать дом поэтапно.
Материал:детали для строительства дома
Игровые правила :играет один человек
Алгоритм проведения игры :1. Рассматривание вместе с воспитателем картинок о строительстве дома, беседа о строительных профессиях 2. Показ воспитателем последовательности строительства дома 3. Самостоятельная деятельность детей 4. Подведение итогов игры
Игра «Геометрик» (игра для детей 4 -5 лет)
Дидактическая задача : развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.
Игровая задача : найти на игровом поле, используя резинки, различные геометрические фигуры.
Материал: доска с гвоздями, резинки.
Алгоритм проведения игры. 1. Педагог предлагает рассмотреть детям на поле спрятавшиеся различные геометрические фигуры и с помощью волшебной резинки их найти. 2. Показ воспитателем на игровом поле знакомых геометрических фигур3. Самостоятельная деятельность ребенка (индивидуальный подход к степени сложности задания). 4. Подведение итогов: рассматривание результатов работы.
Игра «Сложи узор» (игра для детей 2 – 8 лет)
Дидактическая задача : способствовать развитию у ребенка внимания, памяти, логического мышления, творческого пространственного воображения, закреплять цветоощущения, умение анализировать. Воспитывать аккуратность целеустремленность, усидчивость.
Игровая задача :собрать узор из кубиков по рисунку
Материал:кубики, рисунки «Чудо –кубики 2»
Алгоритм проведения игры : 1. Рассмотреть рисунок узора, беседа по рисунку 2. Показ воспитателем последовательности сложения узора (сова, жук) 3. Самостоятельная деятельность ребенка (индивидуальный подход к степени сложности задания). 4. Подведение итогов: рассматривание выполненного узора
Подведение итогов самостоятельной деятельности детей. – Ребята, вы сегодня поиграли в разные игры, сконструировали знакомых забавных животных, угадали профессии. Дети, если вам понравились эти игры, научите в них играть своих друзей.
Солнышку очень понравились ваши умения играть самостоятельно, делать свой выбор, решать поставленную в игре задачу и поэтому оно приготовило для вас сюрприз – угощение.
Ребята, мы играли в игры непростые. Очень умные такие.
Те, кто в них играет. Никого не обижает.
А нам же друзья, на прощанье
Осталось сказать: «До свиданья!»