Войтенко Елена Леонидовна
Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Войтенко Елена Леонидовна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Предгорного муниципального округа Ставропольского края
Ставропольский край Предгорный муниципальный округсело Винсады
Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место. Яркий, меняющийся мир ребенок познает с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, полученная с помощью органов чувств, передается в головной мозг, там анализируется и в итоге «выдает» целостную картинку. И чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее происходит сенсорное развитие ребенка.
Публикация «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Целью сенсорного воспитания является развитие сенсорных способностей у детей. Эти способности формируются в процессе развития восприятия, которое зависит от усвоения и использования различных сенсорных моделей в деятельности педагога. Сенсорные эталоны - выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- влияет на эстетическое чувство;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Перед сенсорным развитием стоят разнообразные цели и задачи.
В раннем детском возрасте важно сформировать представления о цвете, форме и размере, обеспечивая разнообразие в этих представлениях.
В средний дошкольный период формируются сенсорные этапы устойчивые, закрепленные в речи представления между цветами, геометрическими формами и величиной предметов.
В старшем дошкольном возрасте : при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух, различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.
При помощи специально организованной деятельности дети усваивают, что одна и та же форма может отличаться по величине углов, соотношению осей или сторон, что формы можно сгруппировать, отделив прямолинейные от криволинейных. Усвоение эталонов формы предполагает узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и тому подобное. У детей складываются представления об отдельных ее измерениях - длине, ширине, высоте. Совершенствование представлений о цвете приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности, о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомятся с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов. Главное, чтобы ребенок мог различать их на глаз.
Важно помнить, что игра – это основная форма деятельности детей дошкольного возраста в детских садах. Через игру дети приобретают опыт, знакомятся с окружающим миром и учатся взаимодействовать с ним.
Дидактические игры-это вид образовательной деятельности, организованный в форме дидактических игр, реализующих ряд игровых и активных принципов обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценки. Дидактические игры используются педагогами для обучения, развития и воспитания детей.
Выбирая дидактические игры для развития органов чувств у детей, необходимо проанализировать, соответствует ли их содержание возрасту.
Если мы, педагоги, будем соблюдать вышеупомянутую модель организации дидактических игр для дошкольников, то уровень их сенсорного развития будет расти на глазах, а результаты образовательной деятельности не заставят себя ждать. Таким образом, играя в специально созданных нами, взрослыми, условиях, дети будут расти в комфорте и осознавать реальность окружающего их мира.
Закреплению знаний способствуют игры, где ребенок самостоятельно изображает, а затем вырезает различные геометрические фигурки. Дети начинают различать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. Впоследствии они начинают решать задачи "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием языка и обучением детей рисованию, изготовлению моделей и поделок, то есть продуктивной деятельностью. Продуктивная деятельность включает в себя не только способность воспринимать, но и способность воспроизводить такие характеристики, как цвет, форма, размер и положение предметов по отношению друг к другу, посредством рисования и поделок. Для этого важно не только усвоить сенсорные критерии, но и развить оригинальное восприятие.
Роль дидактической сенсорной игры в развитии детской восприимчивости неоспорима. Решая дидактические игровые задачи, дети развивают внимание, память и мышление, а также умение сравнивать, классифицировать, группировать, чувствовать и характеризовать. Игры для развития органов чувств доставляют детям огромное удовольствие и развивают наглядно-образное и поведенческое, а также визуальное мышление.
Особое место среди разнообразных игр для детей дошкольного возраста занимают дидактические игры, и такие игры существуют уже много веков. Мы так же можем найти нечто общее во всех развивающих играх и игрушках, из какой бы части света они ни происходили. В играх прослеживается взгляд на ребенка как на существо, воспитанное мыслью разных народов, и они необходимы для полноценного развития ребенка, включая познание окружающего мира, веселое настроение, эмоциональное и красочное общение с окружающими людьми, активное поведение и движение, чтобы раскрыть свой разум и проявить себя. Они необходимы для полноценного развития ребенка.
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности. В противном значительно снижается эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач.
В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте огромно. Это отмечали великие психологи и педагоги своего времени. Они занимались исследованиями в данной области, проводили эксперименты, разрабатывали теорию развития сенсорного воспитания, которая имеет долгий путь. Итак, в данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты сенсорного развития детей разного возраста. Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путё м: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.