Ольга Бунтукова
Методическая разработка в ДОУ «Учите детей наблюдать»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети – дошкольники, как известно, очень эмоциональны, восприимчивы. Они усваивают массу знаний об окружающих их предметах и явлениях и стремятся выработать к ним собственное отношение. Однако самостоятельно выработать материалистическое понимание не могут, так как у них мал объем знаний, недостаточен опыт, отсутствует способность самостоятельной критической оценки явлений и сведений, получаемых от взрослых. Абсурдные религиозные представления могут показаться ребенку такой же реальностью, как и естественные явления природы.
Публикация «Методическая разработка в ДОУ „Учите детей наблюдать“» размещена в разделах
К тому же дети доверчивы, склонны к подражанию взрослым, легко проникаются их убеждениями. Поэтому успех от атеистического воспитания дошкольника целиком зависит от внимания к этому вопросу со стороны взрослых.
Если мы сформируем у ребенка правильное понимание хотя бы некоторых явлений природы, окружающего мира, то эти первые кирпичики материалистического фундамента послужат в дальнейшем благоприятной почвой для формирования научного мировоззрения, для воспитания атеистов. Следует учесть и то, что первые детские впечатления ярки, часто оставляют след на всю жизнь.
Атеистическое воспитание дошкольников должно быть тесно связано с формированием у ребят общего материалистического мировоззрения.
Чтобы дети были свободны от неправильных религиозных, суеверных представлений, необходимо развивать ум детей : не только обогащать их знаниями, но и учить размышлять, докапываться до причин явлений. Нужно учить детей наблюдать. Еще Н. К. Крупская утверждала: «Всяческие суеверия и религиозные в том числе, вырастают на почве неумения наблюдать, проверять наблюдения, делать из них выводы».
«Программа воспитания в детском саду» рекомендует проводить такие наблюдения во время прогулок : за ходом солнца по небу. Солнце позже всходит и все раньше заходит, в связи с этим дни уменьшаются (зимой). За падением снега в ветреную и спокойную погоду, спросите ребенка: «Почему снег скрипит?»
Это ломаются лучики сухих, холодных снежинок. Откуда идет снег? Что есть на небе? Зимой проводится наблюдение за оттепелью. Узнайте вместе с детьми, в какую погоду бывают оттепели? Почему?
Если после оттепели ударит мороз, дети увидят гололед. Помогите детям объяснить это явление. В гололед очень скользко. Предложите подумать, что нужно сделать, чтобы малыши не упали. Дети предложат посыпать дорожки песком. Напомните им рассказ Н. Носова «На горке». Обратите внимание, что делают дворники в гололед. В феврале дети знакомятся с новыми явлениями: вьюга, метель, поземка. На прогулке дети почувствуют настоящую февральскую вьюгу, послушают, как завывает ветер, увидят, как тучи закрывают небо и солнце и повсюду метет снег.
Гуляя в парке, обратите внимание детей на деревья, хотя они и без листьев, но их легко узнать по кроне, стволу, расположению веток, цвету и расположению почек. Спросите детей, как деревья приготовились к зиме, растут ли деревья зимой, почему? Деревья умерли или нет? Как узнать? Срежьте несколько веточек, поставьте в воду, и вы увидите, как появятся зеленые листики. Значит, растения (деревья) живые, они только пережидают холодную зиму. С приходом весеннего тепла и света начнут появляться молодые листики.
Знакомят детей зимой и с тем, что под снегом пережидают лютую зиму травянистые растения. Покажите, как зимуют травы. Раскопайте снег, и там дети увидят в глубине зеленую травку. Предложите детям подумать, почему она зеленая. Сделайте вывод, ей не холодно под снегом. Вместе с детьми до прихода сильных морозов смастерите кормушку. Ежедневно подкармливайте птиц, наблюдайте, какая птица какой корм предпочитает. Обратите внимание на поведение птиц в разную погоду. В мороз они сидят нахохлившись, меньше щебечут, а в оттепель все птицы оживлены, больше летают. Закрепите знания детей о перелетных и зимующих птицах. Предложите детям ответить на вопрос, почему птицы улетают на юг. Прочтите детям об этом рассказы.
Беседуйте с детьми о том, как тяжела жизнь животных в лесу. Им холодно и голодно. Познакомьте детей с различными произведениями о жизни животных зимой. Необходимо уделить большое внимание воспитанию у детей добрых чувств к животным, научить их не проходить мимо плохого отношения к ним.
Таким образом, «Программа воспитания в детском саду» способствует и направляет материалистическое мировоззрение ребенка, учит правильно понимать явления общественной жизни и природы.
Чтобы развить интерес к природе, желание правильно ее понять и правильно объяснить многие явления, умение активно мыслить и общаться, предлагаем вам провести с детьми ряд опытов.
Закрепить знания детей о том, что все живое любит свет.
По ориентирам отмечайте путь солнца по небу: утром, днем, вечером. Сделайте вывод, с приходом зимы солнце все позже всходит и раньше заходит, поэтому дни уменьшаются. Понаблюдайте, что рост растений приостановлен, а многие отмерли на зиму. Сделайте вывод, что растениям нужен свет.
В двух бумажных стаканчика посадите по горошине. Один держите на свету, второй в затемнении, поливайте их одинаково. Пронаблюдайте, в каком стаканчике раньше появится росток. Сделайте вывод, для роста растений нужен свет.
Весной или летом можно наблюдать, что высокие травы и деревья вырастают там, где больше солнечного света, а низкие – в их тени.
Весной можно пронаблюдать, как распускаются подснежники, отметить, что раньше они появились на пригорках, где больше солнечного света.
Осенью же наоборот, самыми последними высыхают те растения, которые больше получают света.
Весной понаблюдайте за тем, что световая продолжительность дня увеличилась. Понаблюдайте за комнатными растениями. Они начинают оживать и зеленеть. Сделайте с детьми вывод, что растениям нужен свет.
Закрепить знания детей о том, что всему живому нужна влага.
Обратите внимание детей на то, что комнатные растения растут быстрее и цветут чаще, если их поливают, растения, которые не получают необходимого количества влаги, засыхают.
В два бумажных стаканчика посадите горошины. Оба поставьте в теплое место на свет, но полив делайте разный. Скоро в том стаканчике, где земля поливалась, появится росток. Сделайте вывод, о необходимости влаги всему живому.
Покажите детям, как образуется дождь. Подставьте зеркало к кипящей воде, скоро оно отпотеет, вниз начнут скатываться капельки воды. Объясните детям, что это пар опять превратился в воду. Так же испаряется роса, лужи после дождя.
Закрепите знания детей, о необходимости всему живому тепла.
Осенью выкопайте астру, пересадите в горшочек. И наблюдайте. На улице сильные холода, а у вас на подоконнике цветет астра. Сделайте вывод, это потому, что растениям для роста и цветения нужно тепло.
Спросите детей, почему птицы улетают на юг. Сделайте вывод, тепло нужно не только растениям, но и животным.
А знают ли дети, куда делись насекомые? Возьмите решето, насыпьте в него землю, просейте. В решете останутся куколки и личинки насекомых, можно их найти на обратной стороне опавших листьев. Скажите детям, что так насекомые прячутся от зимних холодов.
В январе отметьте, что света стало больше. Но почему же деревья не тронулись в рост? Что кроме света нужно растениям? Растениям нужно тепло.
Это можно проверить так. Срезать несколько веточек, например, тополя. Через несколько дней появятся листочки. Спросите детей, почему у деревьев не появляются листочки, а веточка вся зеленая? Этот опыт еще доказывает и то, что зимой деревья приостанавливают рост, но не умирают.
Принесите в комнату снег и лед, пронаблюдайте, что вперед растает, почему. Объясните детям, что это вода, изменившаяся под влиянием холода.
Весной можно наблюдать, первые цветы появляются там, где больше тепла.
Весной у деревьев начинается сокодвижение, выделяется тепло, и у самых корней появляются лунки. Объясните детям, это дерево своим теплом растопило снег. Именно поэтому здесь и появляются первые цветы.
Таким образом, во время живого созерцания в доступной форме перед детьми раскрывается связь организма со средой.