Зенфира Гайфуллина
Развивающий куб «Времена года» для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Актуальность
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада.
Публикация «Развивающий куб „Времена года“ для детей младшего возраста» размещена в разделах
Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года. Дети должны понять и запомнить последовательность смены времён года.
Мы думаем в настоящее время, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию «Дерево». Исполняются такие пособия разного размера, из различных материалов и прекрасно работают, как наглядный материал. Мы не являемся исключением и хотим предложить свой вариант использования такого пособия.
Николаева С. Н. отмечает, что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Словесные игры проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.
Игры с макетом «Дерево» востребованы детьми и способствуют всестороннему развитию, развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Назначение: разработка предназначена педагогам для использования дидактических игр времена года.
Описание:
Куб «Времена года» многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Куб является развивающее - обучающим пособием на тему «Времена года».
Пособие представлено в виде куба. Куб разделё н на 4 части: весна, лето, осень, зима, которые объединяет дерево в центре каждой композиции. На дереве наглядно видна смена времён года, таким образом, мы поможем изучить ребенку множество полезной информации в игровой форме. А дети выучат названия времён года, узнают, почему зиму всегда сменяет весна, а лето-осень. А также научится считать, ориентироваться в пространстве и сравнивать предметы (больше - меньше); научится различать оттенки основных цветов. Цель дидактической игры: знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями,которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Закрепить понятия «весна», «лето», «осень», «зима», знание и наиболее характерные признаки времен года.
Описание сторон куба: Весна. Главные изменения в природе: весной на деревьях появляются первые листочки, распускаются цветы, греет солнышко, тает снег.
Лето. Главные изменения в природе: тепло, ярко светит солнце, всё живое оживает, на деревьях созревают фрукты.
Осень. Главные изменения в природе: холодает, листья на деревьях желтеют и опадают.
Зима. Главные изменения в природе: похолодало, выпал снег и можно играть в снежки или лепить снеговика. С неба падают снежинки.
Все детали на липучках,это удобно для детей. Ребёнок учится расстёгивать - застёгивать липучки (самое простое и любимое). Этот куб многофункциональный,можно также использовать на ООД по ФЭМП, развитие речи. Всем желаю воспитывать у детей любовь к природе и желание беречь ее!
Цель методического пособия: формирование представлений о временах года у детей дошкольного возраста, умение различать признаки времен года.
Задачи:
Обучающие: формировать знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности; закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия; формировать навык составления творческого рассказа о сезонных изменениях природных явлений, животных, птицах и т. д.
Развивающие : расширять кругозор, развивать речь, внимание, память, наглядно - образное и словесно-логическое мышление, воображение, сенсорное восприятие, мелкую моторику; стимулировать творческую активность детей.
Воспитательные: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
Практическая значимость:
• появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;
• дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его;
• повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала;
• предусматривает реализацию и интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Новизна
Цель деятельности педагога заключается не только в том, чтобы с помощью дидактической игры формировать у ребёнка умение ориентироваться в различных свойствах предметов. Использование дидактических игр помогает развивать у детей первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д. В ходе дидактической игры развивается и аналитическое восприятие ребёнка.
Ожидаемый результат:
Оптимизация процесса усвоения детьми среднего дошкольного возраста представлений о временах года. Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Варианты дидактических игр и бесед,
с использованием пособия «Времена года»
Беседы
1. «Составь рассказ о весне»
Цель: Побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов.
Ход беседы: на макете прикреплены предметы, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа. Потом предлагает детям самостоятельно составить небольшой рассказ по образцу.
2. Беседа «К нам весна шагает».
Цель: закрепление и обобщение знаний о весне.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Хотите послушать стихотворение о весне?
Дети: Да.
Воспитатель: Я распускаю почки, в зеленые листочки
Деревья поливаю, движением полна.
Зовут меня весна!
Понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: Повторим еще раз. (повторение стихотворение) .
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете признаки весны?
Дети: Тает снег, солнышко светит ярче, растет трава, начинается капель, на деревьях набухают почки, прилетают птицы.
Игра. Ребята давайте проведем пальчиковую гимнастику.
Кап, кап, кап
Звенит капель.
На дворе апрель.
Воспитатель: Ребята, вспомним стихотворение про «Апрель».
Апрель, апрель, на дворе звенит, капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи, после зимней стужи.
3. Беседа «Лето красное пришло».
Цель: обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов, особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Развивающая среда : иллюстрации о временах года, карты с изображением леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений, букет цветов.
4. Беседа «Об осени»
Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды, о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных.
5. Беседа «Зимушка - Зима».
Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных.
6. Беседа «Поговорим о природе».
Цель: учить детей определять времена года по описанию характерных признаков времён года; рассказывать, опираясь на картинку и собственный опыт.
1. Дидактическая игра «Найдите ошибку».
Цель: закрепить представление детей о признаках времен года; развивать фонематический слух, внимание.
Правила игры: воспитатель называет приметы ранней осени, а дети хлопают в ладоши, если услышит ошибку.
Ход игры:
- Ранней осенью тепло.
- Люди загорают и купаются в сентябре.
- В сентябре часто идут дожди.
- В сентябре листья опадают, и начинается листопад.
- В садах и парках цветут цветы.
- В сентябре нет овощей на полях.
- Перелётные птицы собираются на север.
2. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: учить детей определять времена года по описанию характерных признаков времён года; рассказывать, опираясь на макет и собственный опыт.
Правила игры: дети по предложению ведущего описывают свою картину, обращая внимание на название предмета, и называют, когда бывает.
Ход игры:
Солнце, сосульки, лужи – весной; листопад, засохшая трава – осенью;
яркое солнце, горячий песок – летом; снег, мороз, метель – зимою.
3. Дидактическая игра «Назови цвет времени года».
Цель: закрепить представление детей о признаках времен года через цветовую гамму, соответствующую времени года; уточнить знание детей цветов и оттенков; развивать эстетический вкус, умение замечать красоту природы.
Правила игры:
Выбирается сезон года, играющие рассматривают соответствующую сюжетную картинку, называют цвета и оттенки времени года.
4. Дидактическая игра «Большие и маленькие листочки»
Цель: Учить детей различать листочки по величине, закрепить понятия: большой – маленький.
Правила игры: взрослый прикрепляет на макет дерева большие листочки и предлагает ребёнку, около большого листочка прикрепить еще один большой листочек, около маленького листочка – маленькое.
5. Дидактическая игра «Что где находится?»
Цель: Развитие умения правильно ориентироваться в пространстве. Закрепление понятия; вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развитие умения объяснять свои ответы. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Материалы: Затем ребенок называет все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между).
6. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; формирование умения на примерах устанавливать последовательность времен года; расширение знаний о сезонной одежде; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Материал: в данной игре используется макет дерева. Предметные картинки с признаками времен года. Карточки с сезонной одеждой и детьми одетыми в одежду для разного времени года.
Ход игры: педагог предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их у основания дерева. Затем педагог предлагает ребенку подобрать карточки с сезонной одеждой соответствующей выбранным картинкам.
7. Дидактическая игра «Времена года».
Цель: формировать представление детей о чередовании времён года, их характерных особенностей, учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе, расширять и обогащать словарь детей по теме «Времена года», развивать кругозор, внимание и память. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Правила игры: воспитатель предлагает детям из наборов картинок собрать соответствующий времени года сюжет и составить рассказ по картинке. Затем показать соответствующее время года на макете.
8. Дидактическая игра «Четыре сезона – четыре времени года».
Цель: формирование представления детей о сезонных изменениях в природе.
Правила игры: ведущий раздаёт детям картинки и организует рассматривание их, обращая внимание на цвет, форму, название каждого предмета. Потом предлагает детям приложить картинки к соответствующему времени года на макеты.
Заключение.
В ходе использования методического пособия «Времена года» были сделаны следующие выводы:
1. В процессе практической деятельности было установлено, что дидактические игры с методическим пособием «Времена года» являются эффективным средством экологического воспитания дошкольников и способствует экологизации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
2. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
3. В результате организованной деятельности на основе работы с данным пособием дети закрепили понятия: «времена года», «признаки времен года», «погода», «растительный мир», «животный мир» и т. д. У детей расширились знания о признаках времён года, о последовательности жизненных циклов в природе, о тех закономерных изменениях, которые с ней происходят. Дети научились составлять описательные рассказы о временах года, используя картинки.
Развивающая деятельность детей продолжается : формируется умение подбирать предметные и сюжетные картинки; происходит обогащение активного словаря, грамматического строя речи, развитие связной речи.
4. Работа по использованию макета будет продолжена.
Литература:
1. Рыжикова Д. С. Развитие временных представлений у младших школьников. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
3. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: [д/с № 29 с Русско-Высоцкое]//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009.–№ 5.–С. 19–21.