Папки-передвижки

Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах (1 фото)

Ольга Корнишева
Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах

У многих авторов, работающих в области речевого развития детей, описаны методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Средствами развития связности высказывания служат художественная литература (составление пересказа, театрализованная деятельность (драматизация сказок, сюжетные картины (составление повествовательных рассказов). Что же в младшем дошкольном возрасте? Рассказ об игрушке. Посмотрим, что получается.

Публикация «Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах» размещена в разделах

Приведу простой пример, с которым все мы встречались неоднократно. В магазине ребёнок просит маму купить очередную игрушку: «Мам, купи, купи…» Что ответит мама, если купить очередную машинку или куклу сегодня не входит в её планы? Правильно: «Да зачем она тебе нужна!». Это даже не вопрос, потому что взрослый уверен, что ребёнок не сможет выстроить свою речь так, чтобы доказать, что игрушка ему необходима. Возможно, в этой ситуации неумение ребёнка как раз и во благо. А в другой?

Ребёнок просит маму купить такую же бумагу, из какой они делали сегодня поделки в детском саду. Что делает мама? Приводит его в отдел канцтоваров или материалов для творчества. Но вся бумага упакована, упаковки разных фирм отличаются, объяснить, какая именно бумага нужна, ребёнок не может. Хорошо, если мама позвонит в детский сад и спросит, а если нет, то ответ будет… Точно, «Сам ты не знаешь, чего хочешь!»

Эти 2 примера иллюстрируют неумение описать предмет и доказать его важность в определённый момент времени.

В августе 2019 года я набрала младшую группу и начала осваивать авторскую программу Н. М. Крыловой «Детский сад - Дом радости». Только нескольким детям к началу сентября уже исполнилось 3 года (в мае – июне, у остальных Дни рождения – с сентября по декабрь. Раньше я не работала с детьми такого возраста. Понимаю, что основой работы должна стать работа по развитию речи. Но как «разговорить» детей? Перечитывая в очередной раз методические рекомендации Н. М. Крыловой, нахожу один интересный момент: ребёнок более точно выражает свои мысли в общении со сверстником, чем со взрослым. Почему? Да потому, что общение со сверстником идёт о деятельности, причём о деятельности интересной. А с кем ещё ребёнок разговаривает, причём ещё и разными голосами? Конечно, с любимой игрушкой.

Значит, любимая игрушка может стать помощником развития связности высказываний. Как сделать игрушку любимой? Да буквально ввести её в детский коллектив как ещё одного малыша, сделать другом на все случаи жизни.

Давайте сравним два рассказа одного и того же ребёнка, сделанные с разницей в 3 дня (январь 2020 года). В первом случае ребёнок говорит для воспитателя, во втором - для Мишки.

1 рассказ.

Воспитатель сидит за детским столом, на котором 5 пар варежек (на сиреневых нет больших пальчиков, на красных – недовязан верх варежек, на жёлтых отсутствует манжета, зелёные с дыркой на ладошке, оранжевые связаны по всем правилам). Действия и речь ребёнка выделены курсивом.

- Мишка варежки меня попросил ему подобрать, я запуталась совсем. Помоги мне, пожалуйста. Перебирает все, надевает на свою руку, выбирает оранжевые:

- Вот эти, оранжевые.

-Почему эти? Красные, может, Мишке больше понравятся.

-Нет, эти (показывает оранжевые). Смотри (показывает, что на красных нет верха).

-Не поняла, почему ты выбрал оранжевые.

-Хорошие (уходит).

Второй рассказ.

Воспитатель сидит рядом с Мишкой. На столе разложены 5 пар варежек, четыре из которых – с недостающими деталями. Далее ребёнок разговаривает с Мишкой (действия и речь ребёнка выделены курсивом).

-Гулять пойду.

- Мишка, надо хорошие варежки. Руки замёрзнут.

- Хочу сиреневые.

- Пальчика нет.

- Ну и что.

- Лопатку как держать? Упадёт.

- Тогда красные.

- Пальчики замёрзнут. Видишь? (Показывает, надев на свою руку). Вот, на (подаёт оранжевые, эти хорошие.

- Не хочу.

- Тогда не пойдёшь. (Уходит).

Воспитатель: «Мишка обиделся, к стене отвернулся». Снова подходит.

- Эти варежки хорошие (показывает оранжевые, иди гулять.

- Почему хорошие?

- Пальчик есть, манжета. И вот (показывает на дырку в ладошке на зелёных варежках). Так замёрзнешь. А эти – хорошие (показывает снова на оранжевые).

Нетрудно заметить, что, разговаривая с воспитателем, ребёнок не пытается объяснить, почему выбрал для Мишки оранжевые варежки. Зачем? Взрослый для ребёнка – образец поведения, он и так всё знает, ему не нужна помощь в таких вопросах. А Мишка – другое дело, его надо научить, он на самом деле не знает, какие варежки выбрать. И ребёнок старается выстроить своё объяснение так, чтобы Мишка его понял. Что ж в итоге? Ребёнок, разговаривая с Мишкой, составил описательный рассказ о предмете (о варежке, сам того не замечая:

- Эти варежки хорошие (показывает оранжевые, иди гулять.

- Почему хорошие?

- Пальчик есть, манжета. И вот (показывает на дырку в ладошке на зелёных варежках). Так замёрзнешь. А эти – хорошие (показывает снова на оранжевые).

Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах

Пока монолог ребёнка «разбавлен» уточняющим вопросом Мишки «Почему хорошие?», но ведь монологические высказывания, как известно, и рождаются в недрах диалога. Таким образом, через диалог с игрушкой ребёнок учится составлять рассказ-описание, рассуждая при этом и доказывая.

Рассказ о любом предмете можно составить с ребёнком, используя игрушку. Главное, чтобы малыш чувствовал себя важным, умным, всё знающим, умеющим научить, что в общении со взрослым просто невозможно.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах
Опубликовано: 26 марта 2020 в 21:15
+105Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Корнишева (УИ 377747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД