Ольга Корнишева
Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах
У многих авторов, работающих в области речевого развития детей, описаны методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Средствами развития связности высказывания служат художественная литература (составление пересказа, театрализованная деятельность (драматизация сказок, сюжетные картины (составление повествовательных рассказов). Что же в младшем дошкольном возрасте? Рассказ об игрушке. Посмотрим, что получается.
Публикация «Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Приведу простой пример, с которым все мы встречались неоднократно. В магазине ребёнок просит маму купить очередную игрушку: «Мам, купи, купи…» Что ответит мама, если купить очередную машинку или куклу сегодня не входит в её планы? Правильно: «Да зачем она тебе нужна!». Это даже не вопрос, потому что взрослый уверен, что ребёнок не сможет выстроить свою речь так, чтобы доказать, что игрушка ему необходима. Возможно, в этой ситуации неумение ребёнка как раз и во благо. А в другой?
Ребёнок просит маму купить такую же бумагу, из какой они делали сегодня поделки в детском саду. Что делает мама? Приводит его в отдел канцтоваров или материалов для творчества. Но вся бумага упакована, упаковки разных фирм отличаются, объяснить, какая именно бумага нужна, ребёнок не может. Хорошо, если мама позвонит в детский сад и спросит, а если нет, то ответ будет… Точно, «Сам ты не знаешь, чего хочешь!»
Эти 2 примера иллюстрируют неумение описать предмет и доказать его важность в определённый момент времени.
В августе 2019 года я набрала младшую группу и начала осваивать авторскую программу Н. М. Крыловой «Детский сад - Дом радости». Только нескольким детям к началу сентября уже исполнилось 3 года (в мае – июне, у остальных Дни рождения – с сентября по декабрь. Раньше я не работала с детьми такого возраста. Понимаю, что основой работы должна стать работа по развитию речи. Но как «разговорить» детей? Перечитывая в очередной раз методические рекомендации Н. М. Крыловой, нахожу один интересный момент: ребёнок более точно выражает свои мысли в общении со сверстником, чем со взрослым. Почему? Да потому, что общение со сверстником идёт о деятельности, причём о деятельности интересной. А с кем ещё ребёнок разговаривает, причём ещё и разными голосами? Конечно, с любимой игрушкой.
Значит, любимая игрушка может стать помощником развития связности высказываний. Как сделать игрушку любимой? Да буквально ввести её в детский коллектив как ещё одного малыша, сделать другом на все случаи жизни.
Давайте сравним два рассказа одного и того же ребёнка, сделанные с разницей в 3 дня (январь 2020 года). В первом случае ребёнок говорит для воспитателя, во втором - для Мишки.
1 рассказ.
Воспитатель сидит за детским столом, на котором 5 пар варежек (на сиреневых нет больших пальчиков, на красных – недовязан верх варежек, на жёлтых отсутствует манжета, зелёные с дыркой на ладошке, оранжевые связаны по всем правилам). Действия и речь ребёнка выделены курсивом.
- Мишка варежки меня попросил ему подобрать, я запуталась совсем. Помоги мне, пожалуйста. Перебирает все, надевает на свою руку, выбирает оранжевые:
- Вот эти, оранжевые.
-Почему эти? Красные, может, Мишке больше понравятся.
-Нет, эти (показывает оранжевые). Смотри (показывает, что на красных нет верха).
-Не поняла, почему ты выбрал оранжевые.
-Хорошие (уходит).
Второй рассказ.
Воспитатель сидит рядом с Мишкой. На столе разложены 5 пар варежек, четыре из которых – с недостающими деталями. Далее ребёнок разговаривает с Мишкой (действия и речь ребёнка выделены курсивом).
-Гулять пойду.
- Мишка, надо хорошие варежки. Руки замёрзнут.
- Хочу сиреневые.
- Пальчика нет.
- Ну и что.
- Лопатку как держать? Упадёт.
- Тогда красные.
- Пальчики замёрзнут. Видишь? (Показывает, надев на свою руку). Вот, на (подаёт оранжевые, эти хорошие.
- Не хочу.
- Тогда не пойдёшь. (Уходит).
Воспитатель: «Мишка обиделся, к стене отвернулся». Снова подходит.
- Эти варежки хорошие (показывает оранжевые, иди гулять.
- Почему хорошие?
- Пальчик есть, манжета. И вот (показывает на дырку в ладошке на зелёных варежках). Так замёрзнешь. А эти – хорошие (показывает снова на оранжевые).
Нетрудно заметить, что, разговаривая с воспитателем, ребёнок не пытается объяснить, почему выбрал для Мишки оранжевые варежки. Зачем? Взрослый для ребёнка – образец поведения, он и так всё знает, ему не нужна помощь в таких вопросах. А Мишка – другое дело, его надо научить, он на самом деле не знает, какие варежки выбрать. И ребёнок старается выстроить своё объяснение так, чтобы Мишка его понял. Что ж в итоге? Ребёнок, разговаривая с Мишкой, составил описательный рассказ о предмете (о варежке, сам того не замечая:
- Эти варежки хорошие (показывает оранжевые, иди гулять.
- Почему хорошие?
- Пальчик есть, манжета. И вот (показывает на дырку в ладошке на зелёных варежках). Так замёрзнешь. А эти – хорошие (показывает снова на оранжевые).
Пока монолог ребёнка «разбавлен» уточняющим вопросом Мишки «Почему хорошие?», но ведь монологические высказывания, как известно, и рождаются в недрах диалога. Таким образом, через диалог с игрушкой ребёнок учится составлять рассказ-описание, рассуждая при этом и доказывая.
Рассказ о любом предмете можно составить с ребёнком, используя игрушку. Главное, чтобы малыш чувствовал себя важным, умным, всё знающим, умеющим научить, что в общении со взрослым просто невозможно.