Мария Владимировна Ушич
Методическая разработка «Развитие сенсорики у дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Развитие сенсорики у дошкольников с ЗПР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями:
1) Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
Публикация «Методическая разработка „Развитие сенсорики у дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
2) Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ЗПР одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17;
3) Основной образовательной программы дошкольного образования, МБДОУ «Детский сад № 20» г. Рязани;
3) Адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР 5 – 8 лет.
Цель коррекционного курса: формирование сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР 5 – 8 лет.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- формировать у детей разнообразные обследовательские действия;
- формировать у детей знание систем сенсорных эталонов - обобщённых представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
- побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;
- развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.
Описание места коррекционного курса в содержании адаптированной основной образовательной программы
Данный курс является элементом программы коррекционно-развивающей работы.
Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет. Форма организации занятий – подгрупповые занятия. Частота подгрупповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 20-30 минут. Срок реализации программы 1 год.
Содержание курса связано с содержанием других курсов Адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР 5 – 8 лет («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», индивидуальных и групповых коррекционных занятий, а также содержанием всех образовательных областей.
На занятиях курса «Развитие сенсорного восприятия» у детей формируются знания систем сенсорных эталонов - обобщённых представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов уточняется, расширяется и активизируется словарь дошкольников с ЗПР, развивается познавательный интерес и обследовательские действия с предметами.
Содержание данного курса также связано с содержанием курса «Формирование элементарных математических представлений». Дошкольники учатся дифференцировать предметы по различным признакам, что служит основой для успешного овладения детьми навыками анализа и синтеза, как основ мыслительных операций.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам программы коррекционного курса «Развитие сенсорного восприятия» относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
- различает форму, цвет, величину предмета (основные сенсорные эталоны);
- различает на слух различные ритмические структуры, состоящие из неречевых звуков, а также ритмическую структуру слова;
- определяет предметы путем «слепого» ощупывания (грубая дифференциация);
- различает запах пищевых продуктов и соотносит его с самим продуктом (пищевое лото);
- дифференцирует на ощупь содержимое тактильных мешочков с образцами;
- правильно определяет пространственное положение своего тела и его частей.
Система оценки достижений планируемых результатов
Во время прохождения программы коррекционного курса «Развитие сенсорного восприятия» предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика;
- итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных дефектологических занятиях по протоколу дефектологического обследования сенсорного восприятия дошкольников с ЗПР 5 – 8 лет, на основе которого заполняется дефектологическое представление на ребенка, составляется индивидуальный план работы, осуществляется оценка результативности дефектологической работы и корректировка программы.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа курса имеет 5 разделов, которые реализуются поэтапно:
1 раздел. Развитие зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета.
2 раздел. Формирование тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета.
3 раздел. Развитие слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки.
4 раздел. Формирование обонятельного и вкусового восприятия.
5 раздел. Формирование пространственно-временного восприятия.
1. Развитие зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, величины) на предметном материале через игровые упражнения (предметная манипуляция).
- Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, величины) на картинном материале и раздаточных дидактических пособиях.
- Формирование умения применять представления о форме, цвете и величине предмета в других образовательных областях и в свободной игре.
- Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
- Отработка зрительного восприятия цвета, формы и величины в повседневной образовательной и игровой деятельности.
2. Формирование тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета.
- Обучение умению дифференцировать предметы на ощупь при визуализации предмета (с побуждением к называнию предмета).
- Обучение умению дифференцировать предметы на ощупь «вслепую» (с побуждением к называнию предмета).
- Формирование целостного образа предмета при помощи предметной манипуляции и картинного материала.
3. Развитие слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки.
- Обучение умению различать неречевые звуки при грубой дифференциации.
- Обучение умению различать элементарные ритмические узоры.
- Обучение умению различать звуковой диапазон по громкости.
4. Формирование обонятельного и вкусового восприятия.
- Обучение умению дифференцировать запах и вкус пищевых продуктов.
- Обучение умению дифференцировать запахи не пищевых продуктов (моноароматы) и развивать воображение (наглядный материал).
5. Формирование пространственно-временного восприятия.
- Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела и его движениях.
- Формирование представлений о положении тела в пространстве группового помещения.
- Формирование временного восприятия.
В процессе работы по разделам программы коррекционного курса параллельно с развитием фонематического восприятия реализуются следующие направления дефектологической работы:
- Коррекция поведенческих расстройств.
- Расширение знаний и представлений об окружающем мире.
- Накопление, уточнение и активизация пассивного и активного словаря.
В процессе работы дошкольникам предлагаются задания, в ходе выполнения которых дети учатся правильно пользоваться сенсорными возможностями своего организма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.
При планировании подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет я опиралась на систему работы по развитию сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР Катаевой А. А., Стребелевой Е. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию» дополняя ее своими заданиями, упражнениями, играми, дидактическим материалом.
Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет.
1 занятие в неделю, всего — 31 занятие
месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя
Сентябрь Диагностика
Диагностика Диагностика Знакомство. Овощи. Фрукты. Цвет, форма, величина.
Октябрь Составление целого из частей Геометрические фигуры Выделение простой формы в предметах Анализ простейшей схемы — изображения человека Составление из частей целого. Ориентирование в пространстве
Ноябрь Определение направлений в пространстве Уточнение пространственных взаимоотношений Закрепление понятий: справа-слева, спереди-сзади Формирование тактильных представлений: ощупывание предметов; определение вслепую предметов
Декабрь Употребление слов: правый-левый, нижний-верхний, обозначение пространственного взаимоотношения между объектами Формирование вкусового и обонятельного восприятия с помощью продуктов питания Формирование слухового восприятия: различие неречевых звуков, простейших ритмов Закрепление слуховой дифференциации не речевых звуков, простейших ритмов
Январь Диагностика Диагностика Закрепление ориентировки в схеме тела человека Анализ пространственных положений геометрических фигур. Выделение признаков
Февраль Различие красного, желтого, оранжевого цветов. Называние цветов Группировка предметов по цвету (желтый, зеленый, синий) Классификация предметов по цвету и форме (красный, синий, фиолетовый) Сравнение предметов по двум признакам (цвету, форме)
Март Различие и называние черного и коричневого Закрепление знаний изученных цветов, геометрических фигур Закрепление понятий: большой-маленький, одинаковые по размеру Закрепление представлений о величине предметов : большой-маленький, средний Закрепление знаний изученных цветов, их названий. Определение правой и левой сторон на листе бумаги
Апрель Закрепление представлений о величине предметов Величина предметов : короткий-длинный, широкий-узкий Понятия: верх-низ, высокий-низкий, одинаковые Величина предметов : большой, маленький, средний Величина предметов : толстый-тонкий
Май Диагностика Диагностика Временные представления. Сутки Временные представления. Неделя Временные представления. Возраст
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Методическая литература;
- Интерактивная доска;
- Дидактические пособия в виде электронных викторин;
- Электронная рамка;
- Устройство воспроизведения аудиоматериалов;
- Наборы дидактических игр, пособий, сортеров, предметного материала, картинного материала для развития зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета;
- Наборы дидактических игр, пособий, пособий «образцов», предметного материала, для тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета;
- Наборы предметов для развития слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки (погремушки, шумовые коробочки, музыкальные инструменты и т. д.);
- Наборы предметов для развития обонятельного и вкусового восприятия (картинный материал, предметный материал, ароматическое лото и т. д.);
- Наборы предметов для развития проприоцептивного и пространственно-временного восприятия (дидактические игры, сигнальные карточки, звуковая дорожка, игрушки).
Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета.
Найди цветок для бабочки
Цель. Познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).
Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) – для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2–3 цветка и по 2–3 бабочки); по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.
Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же», бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.
В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».
Привяжи ленточки к шарикам
Цель. Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.
Оборудование. Воздушные шары трех цветов по количеству детей, цветные ленточки четырех цветов (три из них совпадают с цветом шаров, число ленточек превышает количество шаров, под-носик для ленточек, бубен.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. На столе под салфеткой лежат ленточки и бубен. Педагог вносит в группу сетку с уже надутыми воздушными шарами и говорит, что дети будут играть в праздник, маршировать с шарами. Для этого нужно к каждому шару привязать свою ленточку, достает их из-под салфетки. «Ленточка должна быть такая же, как шар, такого же цвета»,– говорит педагог и показывает, как подбирать ленточку: берет один из шаров, выбирает ленточку того же цвета, прикладывает ее к шару («такая же, красная», потом по очереди подзывает детей. Каждый получает шар, подбирает ленточку, а педагог помогает привязать ее к шару и говорит: «Какие у всех красивые шары с ленточками. У Тани и Сережи шары голубые и ленточки такие же, голубые. У Саши и Вовы шары синие и ленточки такие же, синие» и т. д. После этого дети маршируют с шарами под бубен, бегают по комнате, размахивая шарами, а затем по сигналу бубна подбегают к педагогу и отдают ему шары.
Подарим куклам бусы
Цель. Учить выполнять чередование цветов по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.
Оборудование. Куклы, мишки, зайки по числу детей, крупные бусы двух цветов, леска или тонкая проволока для нанизывания бус, подносики по числу детей.
Ход игры. Педагог показывает детям бусы из 6–8 крупных бусин, чередующихся по цвету (например, красные и синие или белые и голубые). При рассматривании помогает детям определить, что бусы состоят из бусин (шариков) двух цветов, которые ритмично чередуются. Затем достает куклу и надевает на нее бусы. Кукла радуется, благодарит, говорит, что она стала нарядная, красивая. Педагог раздает всем играющим другие игрушки и предлагает детям сделать такие же бусы и подарить их куклам, зверятам. Каждому ребенку дают поднос с бусинами двух цветов, леску или проволоку. Педагог еще раз просит рассмотреть готовые бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог по необходимости помогает им, указывая на ошибки и сопоставляя с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол, педагог помогает завязать бусы. Куклы благодарят детей.
Чей домик?
Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма, по размеру подходящие к прорези.
Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3–5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».
Магазин
Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.
Оборудование. Игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, юла, неваляшка, дом из двух прямоугольников, часы, телевизор, зеркало, пирамидки, кубики-вкладки и круглые вкладки и др., карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал и др.).
Ход игры. Педагог раскладывает на своем столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими формами: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу мяч. Мне нужны такие деньги». (Показывает карточку с изображением круга.) Потом раздает карточки всем детям. Каждый ребенок выбирает себе игрушку и подает продавцу карточку с изображением соответствующей формы. В дальнейшем роль продавца выполняет ребенок.
Найди форму в предмете
Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.
Оборудование. Крупные рисунки с контурным изображением разных предметов (чебурашка, елка с игрушками, дом и т. п., конверты с разными геометрическими формами по числу детей.
Ход игры. Педагог показывает детям один из рисунков, например Чебурашку, и сравнивает части его тела с какой-либо геометрической формой: «Головка у него круглая. Вот такая. (Достает из конверта круг.) Туловище овальное. Вот такое. (Достает из конверта овал.) Уши круглые. Вот такие. (Достает из конверта 2 круга. Все формы раскладывает на листе под изображением чебурашки.) Теперь я дам каждому картинку и конверт с формами. Вы возьмете из него такие формы, на какие похож рисунок на картинке. Все формы положите под картинку». Педагог раздает детям картинки и конверты с геометрическими формами. Оказывает детям необходимую помощь.
Угадай, чего не стало
Цель. Продолжать учить детей называть геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник, запоминать их, оперировать образом форм в представлении.
Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник – ромб, экран, наборное полотно.
Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно экраном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо знать.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте, что я спрятала».) Дети называют. При повторении игры расположение форм на наборном полотне меняется.
Спрячь шарик в ладошках
Цель. Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький, поднос.
Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.
Спрячь игрушки
Цель. Пользоваться пробами при выполнении задания.
Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие, коробки двух размеров по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуждает детей пробовать.
Зоопарк
Цель. Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.
Оборудование. Трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон, клетки для них из картона, наборное полотно.
Ход игры. Педагог рассказывает детям, что в зоопарк привезли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое место. Ставит в наборное полотно две клетки – самую маленькую и чуть побольше – и достает два трафарета – зайца и лису. Кто-либо распределяет их по клеткам. Дети под руководством педагога отмечают, что заяц маленький, а лиса большая. Взрослый выставляет еще две клетки – для волка и тигра. Оказывается, что они больше лисы. Затем появляются клетки для лисы и слона.
Вариант игры. В наборное полотно располагают сразу все клетки вперемешку. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине.
Ежик
Цель. Продолжать учить соотносить объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять знание слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.
Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.
Ход игры. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей – папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева. (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить на стол перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине.) Вдруг папа-еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». – «Побежали в лес,– предложила мама-ежиха. – Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине.) Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками, и они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он один зонтик дал ежу-папе, а другой – ежихе; следующего ребенка – почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.