Юлия Стрекаева
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №14 «Улыбка»
(МКДОУ № 14 «Улыбка»)
Личный вклад воспитателя Стрекаевой Ю. А. в повышение качества образования и внедрение новых образовательных технологий на основе совершенствования методов обучения и воспитания, участия в инновационной деятельности ДОУ
Методическая разработка
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Автор: воспитатель Стрекаева Ю. А.
Актуальность
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие образовательно - воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. В ходе театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, она помогает всесторонне развивать ребенка, формирует способности распознавать эмоциональное состояние
Особенности педагогического руководства театрализованной игрой
с детьми младшего дошкольного возраста
Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребенок использует предметы-заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослых.
Основу для пополнения художественных впечатлении составляет чтение детской литературы. Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения - все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.
Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Для развития театрально-игровой деятельности взрослый должен предоставить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх все новые и новые сюжеты. В самостоятельной игре дети часто с интересом играют в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки, управляют пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В 3-4 года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Взрослый помогает детям советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющиеся в игровой комнате.
Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Взрослому необходимо вызывать в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре. Чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребенок будет отображать его в своих играх.
Теоретическая база опыта
1. Доронова Т. Н. Играем в театр : театрализованная деятельность детей 4-6 лет : метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005
2. Маханева М. Д. Занятия театрализованной деятельности в детском саду. - М. , : ТЦ СФЕРА, 2009
3. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Театрализованные игры в детском саду - М. : Школьная пресса, 2001
4. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М. : Владос, 2003
Цель: - создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Срок реализации опыта – 2 года.
Формы работы:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры-драматизации.
Для достижения цели определила последовательность действий:
-Изучение научно-методической литературы по теме;
-Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста;
-Разработка перспективного плана работы с детьми по театрализованной деятельности;
-Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства.
Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:
• возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
• доступность содержания деятельности;
• сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
• постепенное усложнение;
• цикличность.
В группе оборудовала театральный уголок, «уголок уединения», где ребёнок может проиграть какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра : кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.
В группе имеется природный и бросовый материал, костюмы для ряженья. Функционирует уголок по развитию речевой активности, в который совместно с детьми мы решили поместить: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, картотеку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, потешек, настольно-печатные игры: «Истории в картинках», «Мои любимые сказки», домино «Сказка за сказкой» и т. д, наглядный материал. В книжном уголке разместила книги – раскладушки, книжки – малышки. В театрализованном уголке - фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольного театра, музыкальные инструменты.
Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».
Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Игрушки») которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания. Исполняя потешки, дети проговаривали слова с движениями пальцев. Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка» показывала в разных вариантах театра : настольный, фланелеграф, театр ложек, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.
В играх-драматизациях с детьми младшего дошкольного возраста особое место отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Кроме этого рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В. Васнецова, Е. Рачаевой, В. Г. Мельниченко, В. Лебедевой, С. Малинко, А. Жуковой, М. Тюрина, проводила беседы. Такая работа позволила детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас детей.