Наталья Мурыгина
Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Данная разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений. Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями, логопедами детских садов, заинтересованных в развитии певческих навыков, творческих способностей детей и внедрения инновационных форм взаимодействия.
Публикация «Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Упражнения для развития певческих навыков детей с использованием ИКТ могут реализовываться внутри коллектива детей (как в групповой, так и в межгрупповой деятельности) и в индивидуальной работе.
Введение.
Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы в дошкольном учреждении, а также исторический опыт показал, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его всестороннее развитие.
Пение, по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребёнка. Данная проблема всегда актуальна, так как пение, вокально-хоровая работа являются важной формой музыкальной деятельности в системе массового музыкального воспитания.
В работе по пению с детьми старшего дошкольного возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовые мышцы у детей недостаточно сформированы, поэтому надо учить детей петь естественным, светлым звуком, исключая форсированное пение.
Формирование певческих навыков - один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с организмом ребёнка. Поэтому педагог должен не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, находить такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Одним из таких успешных приёмов можно считать использование упражнений для развития голоса, разработанных с помощью ИКТ.
Ещё К. Д. Ушинский утверждал, что принцип наглядности является важнейшим принципом дошкольного образования. Связано это с физиологическими особенностями, поскольку зрительный анализатор – самый развитый, поэтому ребёнку легче воспринимать информацию наглядно.
Использование ИКТ позволяет педагогу расширить границы использования наглядности в воспитательно - образовательном процессе, имеет множество преимуществ, например, позволяет ускорить и разнообразить средства, используемые ранее, в качестве наглядности. Использование ЭОР в совместной и самостоятельной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки, через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение с помощью ИКТ. Систематическое, планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей.
Поэтому цель данной методической разработки - развитие певческих навыков дошкольников средствами ИКТ. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Способствовать развитию певческого дыхания;
• Развивать дикцию;
• Совершенствовать точность интонирования;
• Расширять голосовой диапазон;
• Формировать культуру правильного пения;
• Создать и разработать упражнения для развития певческих навыков дошкольников с использованием ИКТ.
Развитие певческих качеств дошкольника довольно сложный и длительный процесс. В процессе формирования вокальных навыков ребёнка, чаще всего используются упражнения с использованием дирижёрского жеста. Не всем детям понятен дирижёрский жест, поэтому возникает потребность в использовании наглядных средств, для доступности восприятия.
Исходя из возникших противоречий, возникла мысль выстроить систему активизации творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков средствами ИКТ.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
В работе над развитием певческих навыков я руководствуюсь следующими принципами:
1. Целенаправленность, систематичность, плановость.
Заключается в разработке системы, используемой в работе над пением и поэтапном развитии певческих навыков.
2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей.
Проведение индивидуальных занятий для детей с разным уровнем развития певческих навыков. Подбор песенного репертуара в соответствии с возрастными и физическими возможностями детей.
3. Принцип доброжелательности и открытости.
Создание положительной мотивации в образовательном процессе, формирование артистических качеств ребёнка для участия в концертной деятельности.
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста с использованием ЭОР и классических приёмов. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных и возрастных возможностей дошкольника упражнения, используемые в работе музыкальных руководителей детских садов.
Развитие певческих навыков включает в себя работу над дикцией, дыханием, звукообразованием, чистотой интонации и пением в ансамбле. Руководствуясь разработками известных авторов: Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А. Битус, В. Емельянова по данной тематике мною были созданы ЭОР, которые позволяют в игровой и непринуждённой форме развивать речевой аппарат, улучшать дикцию, правильно брать дыхание и выдыхать во время пения, а также увеличивать голосовой диапазон.
На первоначальном этапе развития певческих навыков следует уделить особое внимание дыханию и сформировать умение ребёнка правильно делать вдох и выдох, не прерывая музыкальную фразу. Научить спокойному вдоху, без участия плеч, вдохнув небольшое количество воздуха, помогают упражнения А. Н. Стрельниковой «Насос», «Кошечка», «Ладошки» и системе Д. Огороднова «Понюхать цветок». Мною было разработано упражнение «Ладошки» с использованием ИКТ, объединяющее упражнения «Понюхать цветок» и «Ладошки» А. Н. Стрельниковой. Яркость, используемого материала и создание благоприятной атмосферы позволяет на более доступном уровне объяснить детям методику правильного певческого дыхания. На следующем этапе задача усложняется, перед пением или между фразами дети тоже «нюхают цветок» и, не разрывая фразы, задерживают дыхание. В упражнении «Я иду с цветами» слайд со знакомым изображением цветка можно показывать перед вступлением и во время пения, где это потребуется педагогу для более понятного и доступного разъяснения. Упражнение «Праздничный торт» развивает дыхание. На его примере можно объяснить детям, что вдох должен быть коротким, а выдох – лёгкий и неслышный.
Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. В. Емельянов в своей работе различает статические и динамические артикуляционные упражнения. Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения. В ходе работы над улучшением дикции были разработаны такие ЭОР как: «Весёлые зверята», «Часы», «Солнышко и туча».
Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Например, речевая зарядка «Путешествие в лес» и упражнение «Аквариум» (Т. Э. Тютюнниковой») с использованием наглядности, в качестве ЭОР, создают положительную мотивацию и помогают детям лучше прочувствовать и понять текст.
Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука. Определить высоту регистра помогают детям упражнения с изображением зверей и птиц – упражнение «Большие и маленькие», в которых дети видят и соотносят размеры и тембровые различия и, соответственно голосом их передают.
Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую ЭОР, показывающие детям направление (движение) мелодии.
Для эффективности используются ЭОР с движущимися деталями: упражнения «Музыкальная лесенка», «Вальс».
В работе над развитием диапазона голоса применяются упражнения «рисуем голосом».
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. Дети изображают голосом полёт снежинки, бабочки, оторвавшегося осеннего листочка ветра. Такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять. В данном направлении разработаны такие ЭОР: «Полёт снежинки», «Бабочка», «Динозаврик», «Осенний листочек».
Заключение.
Работа над проблемой состояла в разработке и использовании на практике упражнений для развития певческих навыков дошкольников средствами ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста.
В процессе работы выяснилось, что уровень певческих навыков детей значительно увеличился. Таким образом, можно сделать вывод об актуальности и целесообразности использования данных ЭОР.
Перспектива в работе:
• Продолжить работу по развитию певческих навыков дошкольников;
• Разработать новые упражнения для развития певческих навыков с использованием ИКТ.
Список использованной литературы:
1. Кацер О. В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
2. Волкова Г. В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
3. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
4. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
5. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
6. Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь». М. : Просвещение, 1985.
17. Битус А. Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.