Шевцова Тамара
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
3. Место логических задач в умственном воспитании детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такое занимательная задачка содержит в себе некоторый «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
С целью развития мышления детей использую различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, недостающих в ряду фигур, например:
- Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
- Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник.
Логические задачи могут быть и другого содержания, например, следующими:
- Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
- у двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (прилож. №12)
Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию.
2.4 Загадки, кроссворды, ребусы, лабиринты.
Загадки
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения, а также способность создавать образ предмета по его словесному описанию. Чтобы процесс отгадывания загадок имел развивающий эффект, необходимо сформировать определенные умения:
- Выделять указанные в загадке признаки, неизвестного объекта и сопоставлять их между собой. Такое сопоставление приводит постепенно к отгадке.
- Не сообщать сразу отгадку и не растолковывать ответ. Главное не в быстром темпе отгадывания, а в том чтобы был найден верный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать.
- Когда ответ найден, научить ребенка доказывать правильность своего решения.
- Сложность загадки зависит от того, насколько знаком ребенку «засекреченный» объект.
Использую загадки в форме вечер – загадок, в специально – организованной деятельности, как организационный момент, в индивидуальной работе. Дети с удовольствием находят ответы, рассуждают, доказывают правильность ответа, сами придумывают загадки.
Лабиринты
Используя лабиринты как одно из средств развития логического мышления.
В уголке математики помещаю несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу:
-помочь белке найти свое гнездо;
- девочке выйти из леса;
- Хрюше пройти по лабиринту к Степашке…
Лабиринты представлены переплетением нескольких линий, которые постепенно усложняются. Постепенно используются более сложные лабиринты бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет выбирая ходы, минуя тупики. В процессе развивается настойчивость и умение сосредотачиваться, логически мыслить.
Ребусы, кроссворды.
В подготовительной к школе группы с детьми использовала ребусы и кроссворды. Эти игры знакомят с увлекательным занятием. Игры рассчитаны на детей умеющих читать. Перед тем как разгадывать ребус надо объяснить ребенку, что ребус – это загадка, написанная с помощью нарисованных предметов. Разгадать ребус – значит прочитать слово, загаданное в нем.
2.5 Активизация форм работы с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие полноценного развития дошкольника. А на сколько эффективно будет проходить, зависит только от взрослого, взявшего на себя ответственность за воспитания ребенка.
Ведь дети, в силу своей неопытности, не могут все многообразие игры.
Задача родителей – помочь ребенку познать многообразный мир игры, открыть ему дополнительные возможности обыденных предметов, заинтересовать неожиданными сюжетными линиями. Совместная игра укрепит доверительные отношения, позволит взрослому ненавязчиво развивать у ребенка те или иные качества.
Родителям была предложена анкета чтобы выяснить сформированы ли у ребенка познавательные интересы.
Это предпринято для того, чтобы привлечь родителей к совместной работе по развитию у детей мыслительных процессов, чтобы они поняли, что в каждом ребенке можно развить способность логически мыслить. Родители, заинтересовавшись задачами, упражнениями, играми идут навстречу.
С удовольствием подключаются к сбору интересных головоломок, загадок. Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы.
Взаимодействие осуществляется в разных формах:
- Консультации на интересующие родителей темы. Такие как: «Развитие логического мышления через дидактические игры», «Логика, как средство развития умственных способностей».
- Папки – передвижки через папки родители узнают о логических операциях и играх. «Логические слова «Вне» и «внутри»», «Логическая операция – упорядоченность действия». Также проводятся беседы по теме.
- Организация совместных мероприятий: «Вечер - загадок», «Поиграй со мной», «Торопись да не ошибись». Конкурсы: «Самый умный».
Данная практика показала себя эффективной: дети постепенно усваивают материал, повышается уровень логического мышления, активность детей в педагогическом процессе (Приложение № 7).
Выявление способностей к логическим операциям.
Анализ педагогического обследования развития у детей младшего дошкольного возраста к логическим операциям: сравнение, синтез. Классификация.
Цель: Выявить уровень логического мышления у детей.
Детям были предложены следующие задания:
- сравнение «Найди-ка», «Чем похожи». Выявить умение детей устанавливать сходства или различия по признакам;
- синтез «Составь фигуру», «Сложи круг». Выявить умение детей составлять (соединять) части предметов в единое целое;
- классификация, более сложная операция. Через задания увидеть умение детей делить группы на основание общих признаков. «Найди предметы одного цвета», «Третий лишний», умение видеть предмет, не относящийся к определенной группе с использованием наглядного материала. «Разложить геометрические фигуры» (по признаку «величина», умение расставлять фигуры в определенной последовательности.
Было обследован 21 ребенок, из них 10 детей показали высокий уровень развития, что составило 47%, 10 детей имеют средний уровень развития, что составило 47%, и 1 ребенок имеет низкий уровень развития, что составило 6%.
Наиболее сложным для детей является логическая операция «классификация». Детям трудно делить предметы по группам, находить лишний предмет, объяснить, почему он является лишним.
Целенаправленная работа с использованием дидактических игр и упражнений по определенным логическим операциям, таких как «Помоги собрать урожай», «Помоги зайчонку добраться до дома», «Большой и маленький» и др. Помогли детям в игровой форме лучше усвоить логические операции.
В начале учебного года 2009, была проведена первичная диагностика детей среднего дошкольного возраста. Детям были предложены следующие задания:
- найти предмет, который отличается от других;
- найди отличия;
- какую часть надо добавить, чтобы получилась целая картинка;
- как исправить ошибку;
- из каких коробок выпал предмет;
- помоги зайцу разложить предметы по этажам.
Выявила, что 12 детей имеют высокий уровень развития, что составило 57%, 9детей имеют средний уровень развития, что составило 43%. Низкого уровня нет.
В течение года работа над развитием логического мышления продолжилось. Дидактические игры включались как в совместную деятельность, индивидуальную работу, так и в занятия.
В конце учебного года проведена контрольная диагностика. Выявила, что 18детей имеют высокий уровень развития, что составило 86%, 3 ребенка имеют средний уровень развития, что составило 14%, низкого уровня нет.
Вывод: дети самостоятельно сравнивают, классифицируют, соединяют части предмета (операция «синтез»).
В октябре 2010 года с детьми старшего дошкольного возраста проведена первичная диагностика. Детям предложены следующие задания:
- найди варианты;
- разве так бывает?;
- из каких знакомых фигур состоит предмет;
- из каких фигур состоит данный прямоугольник;
- группируем по признакам, разложить предлагаемые предметы по нескольким признакам;
- что бывает…;
- плавает или летает.
Затруднение составило задание на логическую операцию «классификация», группируем по нескольким признакам.
Обследовано 23 ребенка. 20 детей имеют высокий уровень развития, что составило 87%, 3ребенка имеют средний уровень развития, что составило 13%, низкого уровня нет.
Планируется работа по дальнейшему развитию логического мышления через дидактические игры и упражнения.