Маргарита Новожилова
Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы хотим вам рассказать об одном из видов арт-терапии, который мы используем в работе с детьми- это песочная терапия.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму, где основной акцент делается на творческом самовыражении. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии детей (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Как любой вид деятельности, которую мы совершаем с ребёнком, так и песочная терапия, имеет ряд своих задач. Они согласуются с внутренним стремлением ребенка к само актуализации. Поэтому песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
Публикация «Методическая разработка „Инновационная деятельность в работе с родителями“» размещена в разделах
• -развивать творческий потенциал ребёнка
• -активизировать пространственное воображение
• -развивать образно-логическое мышление
• -тренировать мелкую моторику руки
• - развить самооценку и обрести веру в самого себя.
• - развить стремление к процессу преодоления трудностей;
• - овладеть чувством контроля;
• - в большей степени полагаться на самого себя;
Песочная терапия- это работа с песком. Песок это тот материал, который всем доступен. Ребёнок его не боится, нарисовал, что- то не получилось стёр, разровнял песок и рисуй снова. С малых лет мы отправляем ребёнка в большую педагогическую песочницу, где его учим сначала строить куличики, затем строить мосты, замки, дороги. Наша песочница в садике это подносы с песком или манной крупой. Песок должен быть мелкий, чистый и приятный на ощупь. Мы рекомендуем предлагать песочную терапию в случае, если ребё нок:
• Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
• Ограничен в проявлении своих чувств;
• Имеет проблемы в принятии решения.
Мир стоит на кончиках наших пальцев, то есть чем больше ребёнок делает руками какие- то действия (рисует, лепит, проводит тактильные ощущения) тем с большей уверенностью можно сказать, что он вырастит развитой, гармоничной, уверенной в себе личностью. Поэтому все действия его руками:
• стимулирует развитие ребёнка
• совершенствуется мелкая моторика
• развиваются тактильные чувства
• повышается самооценка ребёнка (он не боится, что-то сделать неправильно).
Занятия в нашем детском саду мы проводим как групповые, так и индивидуальные. В зависимости от поставленных задач на данном этапе.
Каждое занятие это игра с ребёнком, поэтому используется большое количество разнообразного материала и игрушек. На своих занятиях мы используем некоторые методы и приёмы работы с песком.
• -найди сокровища (в песок прячутся небольшие предметы, ребёнок находит по одной игрушке и выставляет перед собой. Здесь можно отрабатывать: счёт, форму предметов, величину, из какого они материала и т. д.).
• - игры на ориентирование (части суток, направление и т. д.)
-рисование прямых линий (дорожки для человечка, для машин)
-рисование волнистых линий (рисование волн на море. Использовать кораблики, морских обитателей).
• - рисование предметов округлой формы (н-р рисование листьев, воздушных шаров и т. д.).
• -предметы состоящие из четырёхугольных форм (рисование квадратов, обводить по шаблону и т. д.).
• -закрепление: неваляшка, пирамидки, вазы для цветов
-ряд предметов объединяем в маленькие сюжеты (рисование сюжетов из сказок. Н-р «колобок» нарисовать дорожку на ней колобка и медведя. Здесь ребёнку нужно вспомнить сказку, его героев и рассказать её).
• -создание узоров на песке ( подойдут любые предметы: бусинки, пуговицы, капсулы от киндеров, шнурочки, штампы и т. д.).
• -рисование невиданного зверя (попросить ребёнка его нарисовать, а потом его расспросить о нё м: ка зовут, где живёт, какого цвета, что он кушает и т. д. Всё это отлично развивает речь ребёнка.)
• -создание волшебного города (даётся разнообразный материал, игрушки, тем самым развивая воображение ребёнка).
В суете современной жизни, постоянной погоне за материальными ценностями, родители просто не в состоянии уделить достаточное внимание своим детям. Они перекладывают ответственность за воспитание ребёнка на педагогов, оправдывая себя дефицитом времени. А ведь это не правильно. Воспитание ребёнка- это большая ответственность, которая ложится на плечи родителей. Родители сами в ответе за образование и воспитание своих детей. Воспитание ребёнка- это прежде всего, воспитание себя. Родитель не сможет научить ребёнка тому, чего не умеет сам. Поэтому мы проводим мастер- классы с родителями по арт- терапии. Рассказываем им о приёмах работы, вовлекаем их в совместную с ребёнком игру, отвечаем на возникающие у них вопросы, рассказываем чем можно заняться с ребёнком дома.
Каждый ребёнок верит в волшебство и мы ему помогаем его сотворить, увидеть его, поверить в его существование. Ведь работа с песком проста и очень приятна.
Воспитатель МАДОУ №72 "Светлячок" Новожилова М. П.