алмаз салманова
Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круги на практике
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОО
«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»
Методическая разработка ракета «Дружба»
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
Публикация «Использование технологии „Утренний“ и „Вечерний“ круги на практике» размещена в разделах
3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).
Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Задачи:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умения слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.
Конспект мастер – класс «Утренний и вечерний круг»
Подготовила воспитатель старшей группы Салманова Алмаз Рустамовна МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ»
Утренний круг.
Цели утреннего сбора :
- Создать эмоциональный настрой на весь день - “задать тон”.
Создать условия для межличностного и познавательно-делового
общения детей и взрослых.
Задачи:
1. Создание эмоционального настроя на весь день;
2. Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);
3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)
Первый этап: приветствие.
Дети под музыку, стоя в кругу, приветствуют друг друга:
Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд, руку
Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд, руку
Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг (берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками)
Приветствие
Я люблю свой детский сад,
В нём полным-полно ребят,
Может — сто, а может — двести,
Хорошо, когда мы вместе.
Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой является
Упражнение: «Добрые дела».
Воспитатель: Посмотрите на своих друзей, что вы хотели бы им рассказать, какие наиболее интересные события произошли в вашей жизни? (ресурсный круг : передавая игрушку, друг другу дети рассказывают наиболее интересные события, которые переполняют их и чем бы они хотели поделиться)
Третий этап: групповая деятельность
3 Игра «Волны».
Цель: развивать способы невербального общения дошкольников со сверстниками.
Ход игры
Дети садятся в круг, а воспитатель предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море», - говорит он, - потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.
После такой тренировки воспитатель предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.
Четвертый этап: презентация макета ракеты: «Дружба». Методическая разработка Салмановой А. Р.
Цель: Стимулировать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
Создать эмоционально положительный настрой в группе.
Задачи:
Образовательная: учить взаимодействовать со сверстниками, умение уступать в спорных ситуациях.
Развивающая: развивать эстетику, культуру поведения.
Воспитательная: воспитывать культуру речи, чувство доброты, взаимовыручки, сотрудничества, ответственности за свои поступки.
Четвертый этап, стимулировать на продуктивный день:
Воспитататель: А теперь ребята посмотрите на эту ракету, это не простая ракета, это ракета Дружбы и мы все вместе полетим на этой ракете к планете Доброты! Но что бы лететь на этой ракете, нужно быть дружелюбным, вежливым, добрым, терпеливым, сострадательным, милосердным в общем воспитанным ребёнком. Посмотрите, ребята в люках ракеты изображены фигурки такие же, как на ваших шкафчиках, ну ка покажите, где чей люк!
Дети: называют свои фигурки, показывают их на макете ракеты.
Воспитатель: правильно, молодцы ребята, так вот не случайно в люках на этой Ракете, ваши фигурки, в течении дня мы будем класть карточки со смайлами в эти люки, веселый смайл будет означать что вы сделали хороший поступок, грустный – плохой. В конце дня каждый подойдет к своему «люку» достанет карточки и мы вместе посчитаем каких смайлов больше. Те, у кого окажутся больше веселых смайлов – вел себя хорошо, а у кого больше грустных смойлов – плохо, ему надо поработать над своим поведением! Так же на вечернем сборе мы определим, согласно заработанным смайлам, кто будет капитаном ракеты, а капитаном может стать только тот ребенок, кто вел себя лучше всех в течении дня и получил наибольшее количество веселых смойлов, и ни одного грустного. Фотография этого ребенка будет помещаться на самом носу ракеты, и будет находиться там до следующего вечера, пока мы не определим следующего командира таким же способом! Всем понятны условия полета? (да) Тогда в путь!
над своим поведением!
Пятый этап: ежедневные новости.
Обмен информацией (идеями, новостями) :
Обсуждение плана на текущий день (календарные события, особое событие, о плане действий на текущий день, определение дежурных, распределение обязанностей, (Выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме, если тема новая; работа в центрах, если тема продолжается).
Воспитатель:
-А сейчас я предлагаю вам, ребята (переход к следующему режимному моменту).
-Вы со мной согласны?
Вечерний сбор
Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре
Воспитатель: наступил вечер, ребята, что при встрече надо сказать?
Дети: Добрый вечер!
Воспитатель: Молодцы! Вечер добрый! А как прошел ваш день, ребята?
Что хорошего с вами произошло за прошедший день в детском саду? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Высказываются по кругу, передавая из рук в руки мягкую игрушку. Время высказывания воспитатель ограничивает звуковым сигналом (колокольчик).
Воспитатель: Ребята давайте присядем на коврик я сейчас прочту вам стихотворение, а вы послушайте его внимательно и мы с вами поговорим, о чем говорится в этом стихотворении.
Самосвал
Гулял однажды во дворе я,
И вдруг увидел самосвал!
Такой красивый,
красно-жёлтый,
Серёжка, друг, его держал!
Ему машину подарила
На праздник мама. Вот беда –
Ведь я об этом самосвале
Мечтал всю жизнь,
мечтал всегда!
Я сразу очень рассердился,
Моим врагом Серёжка стал!
Ведь не ему, а мне был нужен
Тот красно-жёлтый самосвал!
И чтоб Серёжка не зазнался,
Хотел сказать ему тогда,
Что мне ни капельки, нисколько
Машина эта не нужна!
Но тут мой друг меня увидел,
Ко мне он быстро подбежал,
Такой весёлый и счастливый,
Сказал, что очень меня ждал.
И долго мы потом играли…
И вдруг неважно стало мне,
Что самосвал тот подарили
Серёжке, другу, а не мне.
(Ольга Травина)
Воспитатель: Ребята о чем этот стих (о дружбе) ; о чем мечтал мальчишка? (о самосвале); почему Сережа стал сразу врагом (потому что ему купили самосвал, как поступил Сережа (предложил играть вместе, как вы думаете, ребята, мальчики умеют дружить (да?
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что нужно для настоящей дружбы? Ребята что бы дружба была настоящей нужно чаше говорить друг другу вежливые слова. Предлагаю дополнить предложения, я буду читать стихотворения, но закончить предложения предстоит вам.
Игра «Доскажи словечко». Читает на заранее подготовленных карточках.
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома —
Не стесняйся, не лукавствуй.
А скажи погромче
(здравствуй).
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу (привет).
Если просишь что-нибудь.
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать (пожалуйста).
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте (любезны,
Будьте (добры).
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну (извините!
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания всем скажите: (До свидания)
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: (Благодарю)
Тебе подарят что-нибудь —
Благодарить не позабудь!
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить (Спасибо)
Молодцы, ребята! А теперь пришло время подсчета смайлов и подведения итогов дня.
Дети достают из кармашков, в форме люка, смайлы считают вместе с воспитателем.
Ребята предлагаю тем детям у кого получилось больше грустных смайлв проговорить за какие поступки он их получил и отдать их мне все грустные смайлы и постараться больше не поступать подобным образом. А те ребята которые получили больше веселых смайлов то же пусть расскажут нам за что они их получили, предлагаю положить эти смайлы обратно в контейнер и сохранить все свои хорошие поступки. А командирам сегодня стал, тот кто набрал наибольшее количество веселых смойлов и это у нас Маргарита! Поздравляем тебя, Маргарита, ты теперь командир ракеты до самого завтрашнего вечера!
Рефлексия: взявшись за руки произносим бечё вку:
Спасибо за сегодня, спасибо за сегодня.
Спасибо за сегодня, спасибо за сейчас.
Спасибо, спасибо, спасибо за сегодня,
Спасибо, спасибо, спасибо за сейчас.
Воспитатель:
-А сейчас я предлагаю вам, ребята (переход к следующему режимному моменту).
-Вы со мной согласны?
Методическая разработка ракета «Дружба!»