Кызынгашева Татьяна Александровна
Методическая разработка «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением зрения в условиях ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети со зрительной глазной патологией видят мир искаженно, соответственно характеру своего заболевания. Самостоятельное выделение свойств и качеств предметов у них затруднено. У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой. Решать эти проблемы – функциональная обязанность педагога.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Вся система коррекционной работы направлена на развитие зрительного восприятия, на формирование у детей навыков зрительного обследования. Дошкольники учатся выделять цвет, форму, величину предмета; анализируют его строение; определяют с помощью зрения, из чего предмет сделан, для чего он нужен и т. д. У детей формируется система предметных представлений.
В связи с этим в дошкольном возрасте большое внимание уделяется охране и гигиене зрения детей, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций.
Проанализировав опыт своей работы, я пришла к выводу, что необходимо для улучшения зрения детей использовать тренировочные тренажёры для глаз, со зрительными стимулами (предметами) и офтальмотренажёры.
В основу методической разработки положены зрительные гимнастики, авторских методик Э. С. Аветисова, ГГ. Демирчогляна, Е. Н. Подколзиной, В. Ф. Базарного, которые доказывают возможность и необходимость использования, тренировочные тренажёры для глаз и офтальмотренажёры в коррекционно-развивающей работе для улучшения зрения детей.
Цель методической разработке - помочь детских садов, успешно решать коррекционно-развивающие задачи, для улучшения зрения детей старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т. д.).
• Развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.
• Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.
• Развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов
Описание методик и применения
1. Тренировочные упражнения для глаз
Упражнения со зрительными стимулами (предметами)
На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами : «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.
«Птичка»
Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.).
собой невелички.
Как они летели, все люди глядели. (Вправо-влево.)
Как они садились, все люди дивились. (Вверх-вниз.)
Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами
2. Офтальмотренажеры могут быть сюжетные, графические, модульные или выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т. д.
Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Они могут быть сюжетные, графические, модульные или выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т. д.
Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.
На схемах (лист ватмана размером 1x2 м) изображаем какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т. д. Толщина линии - примерно 1 см. Плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагаем «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу».
На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводим в положении сидя или стоя. Педагог предлагает детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяем 5-6 раз. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.
На схемах (лист ватмана размером 1x2 м) изображаем какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т. д. Толщина линии - примерно 1 см. Плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагаем «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу».
На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводим в положении сидя или стоя. Педагог предлагает детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяем 5-6 раз
Большие офтальмотренажеры для детей, мы внесли в них игровой и познавательный сюжет; при этом: размер настенных панно составляет от 2 до 5 м. В группе создали большие настенные панно: «Волшебные часы», «Полет бабочек», «Город геометрических фигур», «Бегущие человечки; «Дорожное движение», «В гостях у сказки», «Путешествие по Африке», «Разноцветные дорожки», «Радуга». Методика проведения упражнений и занятий на больших тренажерах аналогична методике проведения упражнений с малыми тренажерами. Мы стараемся сочетать упражнения для глаз с правильным дыханием, также с физическими упражнениями.
Упражнение «Часы»
Старший дошкольный возраст. Выполняется в положении стоя или cидя. Перед детьми на стене расположено большое панно.
1. Поднять глаза вверх, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т. е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем наоборот: 12, 9, 6, 3, 1.
2. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох, следить глазами за руками, pyки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
3. «Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на центре круга. Педагог называет какую-либо цифру, а дети находят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.
Вариант упражнения со стихами «Часы»
Тик-так, тик-так! Вот так, вот так! (Движения глазам, вправо-влево.)
Тик-так, тик-так!
А теперь еще вот так! ( Движения глазам: вверх-вниз.)
Тик-так, тик-так!
Делай с нами, делай так! (Движения глазам по часовой стрелке)
Тик-так, тик-так! Стрелки движутся не так!
(Движения глазам по кругу против часовой стрелки.)
Этапы обучения детей работе на офтальмотренажерами
Первый этап, подготовительный. Ознакомление детей с офтальмо тренажёром. Педагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур, предлагает детям следить глазами и указкой.
Второй этап, основной. Ребенок ведет указкой по офтальмо тренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.
Третий этап, заключительный. Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмо тренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.
Предложенные методические разработки : тренировочные упражнения для глаз и офтальмотренажёры будут полезны в применении воспитателями в качестве коррекционно-развивающей работы для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.