Юсупова Светлана
Проведение родительских встреч в детских дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Проведение родительских встреч в детских дошкольных учреждениях»
«Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то,что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы пока не можем. Мы должны организовать семейное воспитание»
(А. С. Макаренко)
В наше время родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по педагогике и психологии ведут к ошибкам и непониманию, а значит- к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителя. Основной формой эффективной работы с родителями являются родительские встречи.
Публикация «Проведение родительских встреч в детских дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Чтобы встречи были более интересными, продуктивными, необходимо отступить от общепринятых стандартов встреч и применять такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создадут настрой на деловой, но доброжелательный диалог.
Использование такой нетрадиционной методики повышает интерес родитетелей к вопросу воспитания детей, обеспечивает больший процент явки на встречи, активизирует родителей на решение проблем питания, обучения и поведения детей в детском саду.
Темы родительских встреч, с использованием нетрадиционной методики:
Первая младшая группа
- «Зачем детям нужна мама? «
- «О здоровье по-серьезному»
- «О капризах и упрямстве»
- «Игра — не забава»
Вторая младшая группа
- «Давайте познакомимся!»
- «Быть культурным и опрятным»
- «Я знаю правила дорожного движения»
- «Уроки доброты»
Средняя группа
- «Папа может»
- «Путь к здоровью, силе, бодрости»
- «Люби все живое»
- «Сбережем природу вместе»
Старшая группа
- «Читаем вместе «
- «Труд — лучший воспитатель»
- «Семейные традиции»
- «Уроки вежливости»
Подготовительная к школе группа
- «О воспитании интереса к чтению и письму»
- «Будущие математики»
- «Искусство хвалить»
- «Собрание бабушек и дедушек»
- «Помочь учиться»
Основные этапы подготовки родительских встреч
1. Анкетирование родителей по теме встречи
Анкеты заполняются заранее дома, их результаты используются в ходе встречи.
2. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликации, рисунка.
Приглашения изготавливают дети самостоятельно или с помощью педагога. Приглашения раздаются за неделю до встречи.
3. Изготовление памяток с рекомендациями и советами на тему встречи.
Содержание памяток должно быть кратким и информативным, текст напечатан красивым крупным шрифтом.
4. Подготовка конкурсов, выставок по теме встречи
В конкурсах участвуют дети и родители.
Педагог знакомит родителей с образцами работ. Все работы выставляются до начала встречи. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.
5. Запись ответов детей по теме встречи на диктофон
6. Приглашение сказочных персонажей на встречу.
7. Изготовление плакатов по теме встречи.
Время проведения встречи 1 час.
Основные этапы проведения родительской встречи.
1. Вступление.
Короткое, эмоциональное, настраивающее на тему разговора.
2. Дискуссия
Беседа не затянутая, без рассматривания большого количества вопросов и ситуаций. Без упреков и поучений.
В качестве примеров использовать моменты из жизни детей в саду. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
Беседу лучше проводить при мягком освещении. Разбираемые ситуации по возможности инсценировать.
Переход от одной ситуации к другой можно разделять музыкальной минуткой.
3. Магнитофонные записи
Включаются на разных этапах встречи.
4. Самоанализ.
Воспитатель оглашает общепризнанные правила воспитания. Если в семье выполняются данные правила, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда, то желтого цвета, не выполняются — синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить ндежду, что все родители будут ими руководствоваться.
5. Практическая часть
Выполнение заданий всеми родителями соответсвенно теме встречи.
6. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни детского сада и воспитании детей.
7. «О насущном»
Короткие вопросы по теме встречи. Отвечают по желанию. Родитель вправе передать вопрос другому.
8. Высказывания великих людей.
На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказывания великих людей в соответсвии с темой встречи. Под музыку карточки передаются по кругу Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки.
9. Работа с памятками.
Родители читают тексты памяток и выделяют для себя в них те пункты и советы, которые они будут применять на практике с положительным результатом. Проходит обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.
10. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.
11. «Ваши дети -наше мнение».Характеристика на детей. Родителям важно и интересно мнение других о его ребенке. Основная задача воспитателя — выдержать доброжелательный тон беседы.
12. Конкурс на лучшее название.
Родителям предлагается подписать поделки детей. Педагог зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз
13. «Быстрые новости».
Знакомство родителей с новшествами в образовании, инновационными подходами в воспитании детей.
14. Эстафета.
Проводится игра по принципу «Я начну, а вы закончите». («Мой ребенок будет успешно учится, если я.»). При этом родители передают друг другу какой-либо предмет (желательно мягкую игрушку).
15. Подведение итогов.
Определяется тема следующей встречи, сроках проведения. Планирование
участия родителей в подготовки к встрече.
16. Заключительный этап.
Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев.
Чтобы узнать, насколько темы и содержание встречи отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.
Анкета для родителей
1. Что побудило вас прийти на встречу?
2. Как вы считаете, есть ли необходимость посещения таких встреч всей семьей? Почему?
3. Был ли вызван интерес у детей к родителськой встречи в ходе подготовки к ней?
4. Что вам больше всего понравиломсь в нашей встрече и подготовке к ней?
5. Какая часть встречи вам понравилась больше всего? Почему?
6. Было ли у вас желание участвовать в дискуссии? Почему?
Как показывает практика приходить родителей на встречи побуждают следующие мотивы :интерес к теме, уважение к педагогам, время, проведенное в совместной деятельности с детьми.
Подобные встречи помогают родителям разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить.
Это и есть подтверждение тому, что данная методика себя полностью оправдывает и достойна широкого применения.