Приложение МААМ

Методическая разработка профориентационной квест-игры

Анна Сушко
Методическая разработка профориентационной квест-игры
▼ Скачать + Заказать документы

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕЩЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ

методическая разработка профориентационной квест-игры

Выполнила:

Сушко Анна Леонидовна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №5

«Подсолнушек» г. Юрги»

Содержание

Введение….. 3

Ход мероприятия (форма, название….…. …. 6 Заключение…. 12 Список литературы…. 13 Приложение 1….14 Приложение 2….…15

Введение

Первый этап становления профессионального самоопределения начинается в дошкольном возраста и заключается в развитии представлений ребенка о мире профессий. Именно на этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми разнообразных ярких впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения ими начальных трудовых умений в доступных видах деятельности. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общее представление об окружающем мире, но и формирует элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Публикация «Методическая разработка профориентационной квест-игры» размещена в разделах

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области социально – коммуникативного развития. Обращение воспитателей, специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.

Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же важное, как для взрослого - работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. (Макаренко А. С.)

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Для получения необходимых знаний и навыков в профориентационом направлении ДОУ максимально эффективно подойдет проведение квест–игр.

Детский квест – это игровой тур по городу профессиональных увлечений и уникальная возможность для детей дошкольного возраста оказаться в мире самых востребованных профессий.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время, ненавязчиво, вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Квест-игры - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста позитивные установки и уважительное отношение к разным видам профессий с помощью игровой деятельности.

Задачи:

1. расширять представления детей о профессиях;

2. формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества.

3. обучать детей способам взаимодействия со сверстниками в командных играх;

4. обогащать и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;

5. развивать познавательный интерес, творческие способности детей;

6. воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда.

Категория участников: дети старшего дошкольного возраста

Время проведения: 1 час.

Предварительная работа:

Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего», беседы о профессиях.

Участники образовательного процесса: представители профессий, воспитатель, воспитанники старшей группы.

Материалы и оборудование: ноутбук, емкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, карта, лист белой бумаги, мольберт, набор предметов, использующихся в определенных профессиях.

Используемые помещения – приемная группы, групповое помещение, кабинет педагога дополнительного образования, кабинет психолога.

Структура квест - игры:

1 этап (вступительный): сюрпризный момент, электронное видео-послание.

2 этап (практический): выполнение заданий, следуя по карте.

3 этап (заключительный): подведение итога, отправка электронного письма.

Название профессиональных станций - «Станция профессий», «Пожарный», «Лаборатория».

Ход мероприятия

Организационный момент. Игровая ситуация «Собрались все дети в круг!»

Дети стоят в кругу, проговаривают:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг

И ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня я пришла на работу, и обнаружила, что рано утром на мой ноутбук пришло электронное письмо. Оказывается оно адресованно нашей группе. Вы хотите открыть письмо? (ответы детей).

Давайте посмотрим на экран и послушаем видео-послание (дети смотрят и слушают видео-послание профессора Потеряшкина).

Электронное видео-послание: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут профессор Потеряшкин. Случилась беда, вчера куда-то пропал секретный пароль от моего компьютера в лаборатории. Я обыскал каждый уголок своей лаборатории, но нашел лишь карту, которой раньше у меня не было. Я занимаюсь исследованием космоса, но, к сожалению, такую сложную карту вижу впервые. На обратной стороне карты была записка, в которой сказано, что восстановить пароль, можно пройдя по данному маршруту. Я решил обратиться к вам за помощью. Ребята, вы можете мне помочь, узнать, что это за карта? Я, к моему глубокому сожалению, не могу присоединиться к вам потому, что сейчас нахожусь на космической станции.

Воспитатель: Что думаете, ребята? (ответы детей). Профессор Потеряшкин прислал карту вместе с электронным письмом. Сейчас мы её откроем. (Дети рассматривают карту, делают предположения).

«Ну что друзья, готовы? Я Вам желаю удачи!» Отправляемся в путешествие! Дружба - поможет преодолеть нам все преграды и трудности. Один за всех – и все за одного! (Дети скрепляют руки в знак дружбы, рассматривают карту и следуют по ней).

Станция №1 «Станция профессий»

(В группе на доске висят картинки с профессиями, на столе конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята! Мы прибыли на первую станцию. Какая интересная станция. Что могут означать эти картинки?

(ответы детей)

(Дети обнаруживают под одной из картинок конверт, предлагают открыть, воспитатель зачитывает задание)

Воспитатель: Продолжить наше путешествие мы сможем в том случае, если будем выполнять задания. На каждой станции вы будете получать цифру.

И так первое задание.

Задание 1

Игра «Угадай профессию»

Назовите профессии, которые вы видите? Посмотрите внимательно на картинки и скажите кратко, кого вы видите на картинках? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием. Но чтобы узнать, где спрятана цифра, необходимо выполнить еще одно задание.

Задание 2

Игра «Что лежит в коробке?»

На столе стоит коробка, в которой находятся вещи, принадлежащие определенной профессии (Повар, полицейский, пожарный, продавец, врач, парикмахер). Дети должны взять вещь и назвать профессию человека, которому необходима эта вещь для работы.

Ведущий: Молодцы ребята, вы правильно отвечали, но где же спрятана цифра? Может быть, посмотрим на дне коробки. (Дети находят первую цифру пароля)

– Ну что же, продолжим наше путешествие.

Станция 2 «Пожарный»

Пожарный: Здравствуйте, ребята! Моя профессия пожарный. Пожарные несут свою тяжелую службу днём и ночью. Пожары могут возникнуть по разным причинам. Вы знаете, по каким причинам возникает пожар? Пожары возникают из-за неисправной электропроводки; забытый включенный утюг, плита; игра со спичками.

Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете, все ли могут стать пожарными? Какие качества должны быть у пожарного?

(Ответы детей) Пожарный должен быть смелым, ловким, быстрым, сильным, принимать быстро правильное решение.

(раздаётся стук в дверь, вбегает испуганный кот Матроскин)

Матроскин: Спасите. Помогите. Спасите-е-е!

Пожарный: Что случилось?

Матроскин: Только что у меня загорелся холодильник и я убежал.

Пожарный: Как это случилось? А сам ты не пострадал?

Матроскин: Я, то цел, а вот наш с Шариком дом в Простоквашино сгорит скоро. Спасите, помогите!

Пожарный: Я не смогу один справиться с пожаром, мне нужны помощники.

Воспитатель: Ребята, поможем ему потушить пожар? (Ответы детей)

Пожарный: Тогда нам необходимо взять с собой то, что нужно для тушения пожара.

Подвижная игра «Что нужно при тушении пожара»

Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в две шеренги. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные и не имеющие отношения к этой профессии (каска, противогаз, огнетушитель, топор, песок и др.). Участник должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующий ребенок и т. д. Выигрывает команда, участники, которой быстрее выполнят задание.

Пожарный: Молодцы ребята, вы быстро справились с заданием! Пожар потушен! А для вас у меня есть вот такая карточка. (Отдает детям вторую цифру).

Воспитатель: Ну вот, у нас есть уже две цифры, пора продолжить дальше наше путешествие.

Станция 3. «Лаборатория»

(Воспитатель с детьми входит в комнату, за столом сидит ученый и проводит эксперименты)

Ученый: Здравствуйте ребята. Очень рад вас приветствовать у себя в гостях.

Меня зовут профессор Умникум.

Воспитатель: А чем вы занимаетесь?

Ученый: Я ученый и занимаюсь исследованием свойства воды. Вот послушайте, что я выяснил:

Вода прозрачная, не имеет ни формы, ни вкуса, не цвета, не запаха

Вот сейчас я хочу провести один интересный опыт, но моя помощница заболела.

Воспитатель: Так может быть ребята тебе помогут.

Ученый: Я буду Вам очень признателен. Для проведения эксперимента вам необходимо надеть защитные фартуки, шапки, очки.

Эксперимент

В ёмкость наливаем воду и ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода исполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.

Ученый: Ребята, я совсем забил спросить: Почему вы здесь оказались? Может вы что-то ищите?

Дети: Да, нам нужны зашифрованные цифры.

Ученый: Кажется, я могу вам помочь. Сегодня как раз нашел неизвестный мне конверт, наверно это вам. (Отдает конверт ребятам)

(Дети открывают конверт и достают письмо)

Воспитатель: В письме сказано, что это оставшаяся нужная нам цифра секретного пароля в лаборатории профессора Потеряшкина. Но увидеть мы её сможем, только проявив находчивость и смекалку.

(Дети пытаются рассмотреть цифру, напечатанную мелким шрифтом)

Воспитатель: Что же нам делать ребята? Как нам узнать, что за цифра там изображена?

(Дети предлагают варианты)

Ученый: Думаю, я могу вам помочь. У меня есть предмет, с помощью которого можно увидеть то, что спрятали от наших глаз. (Ученый достает лупу) (Ребята с помощью лупы рассматривают изображение и видят нужную цифру)

Воспитатель: Ребята, нужно поблагодарить профессора за оказанную нам помощь.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Мы узнали все цифры секретного пароля. Но как же нам передать их профессору Потеряшкину?

(Ребята предлагают варианты)

Воспитатель: Нам срочно нужен компьютер, чтобы отправить сообщение профессору. Давайте посмотрим на карту и вернёмся ближайшим путём обратно к компьютеру. (Воспитатель, с детьми следуя карте, возвращается к компьютеру и отправляет письмо.)

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы выполнили все задания, и нашли утерянный пароль от компьютера профессора. Вам понравилось наше путешествие? Какие задания для вас были самые трудные? А самые интересные? А что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? Какие профессии вы сегодня встречали? Какая профессия понравилась больше?

Ответы детей.

(Воспитатель находит сундучок и обращает внимание детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла! Это замечательная коробочка с запиской, и в ней написано: «Спасибо огромное вам ребята, что помогли отыскать пароль! Оставляю вам небольшую благодарность за вашу помощь! Профессор Потеряшкин»

Дети открывают коробочку, в нем находятся угощения для ребят и медальоны с различными видами профессий.

Воспитатель: Ребята, а кем вы хотите стать в будущем, когда вырастите и почему? А что нужно делать, чтобы получить желаемую профессию? (ответы детей: хорошо учиться в школе, потом в техникуме или институте)

Заключение

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.

Список литературы

1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.

2. Гусева Т. Кем быть? [Текст]/ Т. Гусева. – Москва, - 2009. - №6. – 92с.

3. Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.

4. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога: Программа и методические рекомендации /М. Ковардакова, И. Стеклова, М. Тимиреева, С. Королева, И. Никитина. – М. : АРКТИ, 2010.- 72 с.

5. Загадки о профессиях https://ped-kopilka.ru/

6. Кондрашов В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: В. П. Кондрашов. - Саратов: Изд-во СГУ, 2001г.

7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст] / Т. В. Потапова - М. : Сфера, 2005.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методическая разработка «Адыгейские национальные игры» Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить.

Методическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возраста Собирает лето чемоданы Говорят, июль - макушка лета. Взбиралось-раскачивалось лето долго, а теперь катится, не останавливаясь! Не успеем.

Методическая разработка игры-викторины по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы Пояснительная записка Данная игра-викторина направлена на формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. В ходе игры.

Методическая разработка игры-викторины: ВодаМетодическая разработка игры-викторины: Вода Методическая разработка игры-викторины: Вода. Цель: Дать детям знания о необходимости защиты водных ресурсов страны. Задачи: • систематизировать.

Методическая разработка игры «Космос» для старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос» (для старшего дошкольного возраста) I. Планомерное обогащение опыта детей 1. Рассматривание энциклопедий: - «Почему.

Методическая разработка по рассказыванию «Игры зимой»Методическая разработка по рассказыванию «Игры зимой» Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию материал, который можно.

Методическая разработка «Зимние игры и забавы»Методическая разработка «Зимние игры и забавы» Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию методическую разработку по теме " Зимние игры и забавы". Данный материал составлен для работы.

Методическая разработка развивающей дидактической игры по типу Кругов Луллия для детей младшего дошкольного возрастаМетодическая разработка развивающей дидактической игры по типу Кругов Луллия для детей младшего дошкольного возраста Словесная дидактическая игра (три в одном): «Детки потерялись» «Угадай кто где живет?» «Наши животные проголодались». Актуальность авторской.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Издательский дом» Сюжетно-ролевая игра «Издательский дом» Цель. Способствовать творческому использованию в сюжетно-ролевой игре представлений о работе издательского.

Методическая разработка «Подвижные игры на прогулке»Методическая разработка «Подвижные игры на прогулке» Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка профориентационной квест-игры
Опубликовано: 10 января 2021 в 09:02
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка профориентационной квест-игры» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сушко (УИ 236517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД