Анна Сушко
Методическая разработка профориентационной квест-игры
▼ Скачать + Заказать документы
КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕЩЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ
методическая разработка профориентационной квест-игры
Выполнила:
Сушко Анна Леонидовна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №5
«Подсолнушек» г. Юрги»
Содержание
Введение….. 3
Ход мероприятия (форма, название….…. …. 6 Заключение…. 12 Список литературы…. 13 Приложение 1….14 Приложение 2….…15
Введение
Первый этап становления профессионального самоопределения начинается в дошкольном возраста и заключается в развитии представлений ребенка о мире профессий. Именно на этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми разнообразных ярких впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения ими начальных трудовых умений в доступных видах деятельности. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общее представление об окружающем мире, но и формирует элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Публикация «Методическая разработка профориентационной квест-игры» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области социально – коммуникативного развития. Обращение воспитателей, специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же важное, как для взрослого - работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. (Макаренко А. С.)
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Для получения необходимых знаний и навыков в профориентационом направлении ДОУ максимально эффективно подойдет проведение квест–игр.
Детский квест – это игровой тур по городу профессиональных увлечений и уникальная возможность для детей дошкольного возраста оказаться в мире самых востребованных профессий.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время, ненавязчиво, вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Квест-игры - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста позитивные установки и уважительное отношение к разным видам профессий с помощью игровой деятельности.
Задачи:
1. расширять представления детей о профессиях;
2. формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества.
3. обучать детей способам взаимодействия со сверстниками в командных играх;
4. обогащать и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;
5. развивать познавательный интерес, творческие способности детей;
6. воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда.
Категория участников: дети старшего дошкольного возраста
Время проведения: 1 час.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего», беседы о профессиях.
Участники образовательного процесса: представители профессий, воспитатель, воспитанники старшей группы.
Материалы и оборудование: ноутбук, емкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, карта, лист белой бумаги, мольберт, набор предметов, использующихся в определенных профессиях.
Используемые помещения – приемная группы, групповое помещение, кабинет педагога дополнительного образования, кабинет психолога.
Структура квест - игры:
1 этап (вступительный): сюрпризный момент, электронное видео-послание.
2 этап (практический): выполнение заданий, следуя по карте.
3 этап (заключительный): подведение итога, отправка электронного письма.
Название профессиональных станций - «Станция профессий», «Пожарный», «Лаборатория».
Ход мероприятия
Организационный момент. Игровая ситуация «Собрались все дети в круг!»
Дети стоят в кругу, проговаривают:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг
И ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня я пришла на работу, и обнаружила, что рано утром на мой ноутбук пришло электронное письмо. Оказывается оно адресованно нашей группе. Вы хотите открыть письмо? (ответы детей).
Давайте посмотрим на экран и послушаем видео-послание (дети смотрят и слушают видео-послание профессора Потеряшкина).
Электронное видео-послание: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут профессор Потеряшкин. Случилась беда, вчера куда-то пропал секретный пароль от моего компьютера в лаборатории. Я обыскал каждый уголок своей лаборатории, но нашел лишь карту, которой раньше у меня не было. Я занимаюсь исследованием космоса, но, к сожалению, такую сложную карту вижу впервые. На обратной стороне карты была записка, в которой сказано, что восстановить пароль, можно пройдя по данному маршруту. Я решил обратиться к вам за помощью. Ребята, вы можете мне помочь, узнать, что это за карта? Я, к моему глубокому сожалению, не могу присоединиться к вам потому, что сейчас нахожусь на космической станции.
Воспитатель: Что думаете, ребята? (ответы детей). Профессор Потеряшкин прислал карту вместе с электронным письмом. Сейчас мы её откроем. (Дети рассматривают карту, делают предположения).
«Ну что друзья, готовы? Я Вам желаю удачи!» Отправляемся в путешествие! Дружба - поможет преодолеть нам все преграды и трудности. Один за всех – и все за одного! (Дети скрепляют руки в знак дружбы, рассматривают карту и следуют по ней).
Станция №1 «Станция профессий»
(В группе на доске висят картинки с профессиями, на столе конверт с заданием)
Воспитатель: Ребята! Мы прибыли на первую станцию. Какая интересная станция. Что могут означать эти картинки?
(ответы детей)
(Дети обнаруживают под одной из картинок конверт, предлагают открыть, воспитатель зачитывает задание)
Воспитатель: Продолжить наше путешествие мы сможем в том случае, если будем выполнять задания. На каждой станции вы будете получать цифру.
И так первое задание.
Задание 1
Игра «Угадай профессию»
Назовите профессии, которые вы видите? Посмотрите внимательно на картинки и скажите кратко, кого вы видите на картинках? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием. Но чтобы узнать, где спрятана цифра, необходимо выполнить еще одно задание.
Задание 2
Игра «Что лежит в коробке?»
На столе стоит коробка, в которой находятся вещи, принадлежащие определенной профессии (Повар, полицейский, пожарный, продавец, врач, парикмахер). Дети должны взять вещь и назвать профессию человека, которому необходима эта вещь для работы.
Ведущий: Молодцы ребята, вы правильно отвечали, но где же спрятана цифра? Может быть, посмотрим на дне коробки. (Дети находят первую цифру пароля)
– Ну что же, продолжим наше путешествие.
Станция 2 «Пожарный»
Пожарный: Здравствуйте, ребята! Моя профессия пожарный. Пожарные несут свою тяжелую службу днём и ночью. Пожары могут возникнуть по разным причинам. Вы знаете, по каким причинам возникает пожар? Пожары возникают из-за неисправной электропроводки; забытый включенный утюг, плита; игра со спичками.
Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете, все ли могут стать пожарными? Какие качества должны быть у пожарного?
(Ответы детей) Пожарный должен быть смелым, ловким, быстрым, сильным, принимать быстро правильное решение.
(раздаётся стук в дверь, вбегает испуганный кот Матроскин)
Матроскин: Спасите. Помогите. Спасите-е-е!
Пожарный: Что случилось?
Матроскин: Только что у меня загорелся холодильник и я убежал.
Пожарный: Как это случилось? А сам ты не пострадал?
Матроскин: Я, то цел, а вот наш с Шариком дом в Простоквашино сгорит скоро. Спасите, помогите!
Пожарный: Я не смогу один справиться с пожаром, мне нужны помощники.
Воспитатель: Ребята, поможем ему потушить пожар? (Ответы детей)
Пожарный: Тогда нам необходимо взять с собой то, что нужно для тушения пожара.
Подвижная игра «Что нужно при тушении пожара»
Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в две шеренги. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные и не имеющие отношения к этой профессии (каска, противогаз, огнетушитель, топор, песок и др.). Участник должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующий ребенок и т. д. Выигрывает команда, участники, которой быстрее выполнят задание.
Пожарный: Молодцы ребята, вы быстро справились с заданием! Пожар потушен! А для вас у меня есть вот такая карточка. (Отдает детям вторую цифру).
Воспитатель: Ну вот, у нас есть уже две цифры, пора продолжить дальше наше путешествие.
Станция 3. «Лаборатория»
(Воспитатель с детьми входит в комнату, за столом сидит ученый и проводит эксперименты)
Ученый: Здравствуйте ребята. Очень рад вас приветствовать у себя в гостях.
Меня зовут профессор Умникум.
Воспитатель: А чем вы занимаетесь?
Ученый: Я ученый и занимаюсь исследованием свойства воды. Вот послушайте, что я выяснил:
Вода прозрачная, не имеет ни формы, ни вкуса, не цвета, не запаха
Вот сейчас я хочу провести один интересный опыт, но моя помощница заболела.
Воспитатель: Так может быть ребята тебе помогут.
Ученый: Я буду Вам очень признателен. Для проведения эксперимента вам необходимо надеть защитные фартуки, шапки, очки.
Эксперимент
В ёмкость наливаем воду и ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода исполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.
Ученый: Ребята, я совсем забил спросить: Почему вы здесь оказались? Может вы что-то ищите?
Дети: Да, нам нужны зашифрованные цифры.
Ученый: Кажется, я могу вам помочь. Сегодня как раз нашел неизвестный мне конверт, наверно это вам. (Отдает конверт ребятам)
(Дети открывают конверт и достают письмо)
Воспитатель: В письме сказано, что это оставшаяся нужная нам цифра секретного пароля в лаборатории профессора Потеряшкина. Но увидеть мы её сможем, только проявив находчивость и смекалку.
(Дети пытаются рассмотреть цифру, напечатанную мелким шрифтом)
Воспитатель: Что же нам делать ребята? Как нам узнать, что за цифра там изображена?
(Дети предлагают варианты)
Ученый: Думаю, я могу вам помочь. У меня есть предмет, с помощью которого можно увидеть то, что спрятали от наших глаз. (Ученый достает лупу) (Ребята с помощью лупы рассматривают изображение и видят нужную цифру)
Воспитатель: Ребята, нужно поблагодарить профессора за оказанную нам помощь.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Мы узнали все цифры секретного пароля. Но как же нам передать их профессору Потеряшкину?
(Ребята предлагают варианты)
Воспитатель: Нам срочно нужен компьютер, чтобы отправить сообщение профессору. Давайте посмотрим на карту и вернёмся ближайшим путём обратно к компьютеру. (Воспитатель, с детьми следуя карте, возвращается к компьютеру и отправляет письмо.)
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы выполнили все задания, и нашли утерянный пароль от компьютера профессора. Вам понравилось наше путешествие? Какие задания для вас были самые трудные? А самые интересные? А что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? Какие профессии вы сегодня встречали? Какая профессия понравилась больше?
Ответы детей.
(Воспитатель находит сундучок и обращает внимание детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла! Это замечательная коробочка с запиской, и в ней написано: «Спасибо огромное вам ребята, что помогли отыскать пароль! Оставляю вам небольшую благодарность за вашу помощь! Профессор Потеряшкин»
Дети открывают коробочку, в нем находятся угощения для ребят и медальоны с различными видами профессий.
Воспитатель: Ребята, а кем вы хотите стать в будущем, когда вырастите и почему? А что нужно делать, чтобы получить желаемую профессию? (ответы детей: хорошо учиться в школе, потом в техникуме или институте)
Заключение
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.
Список литературы
1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
2. Гусева Т. Кем быть? [Текст]/ Т. Гусева. – Москва, - 2009. - №6. – 92с.
3. Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.
4. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога: Программа и методические рекомендации /М. Ковардакова, И. Стеклова, М. Тимиреева, С. Королева, И. Никитина. – М. : АРКТИ, 2010.- 72 с.
5. Загадки о профессиях https://ped-kopilka.ru/
6. Кондрашов В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: В. П. Кондрашов. - Саратов: Изд-во СГУ, 2001г.
7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст] / Т. В. Потапова - М. : Сфера, 2005.