Инна Дрыкова
Игровые упражнения, оказывающие влияние на коррекцию эмоциональной сферы
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Упражнения перед зеркалом.
«Удивилки» — поднять брови.
«Поразилки» — поднять брови, открыть рот.
«Улыбалки» — улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.
Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу «пассивных действий» : чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т. д., потом он сам руками поможет себе.
«Хмурилки» — нахмурить брови.
«Сердилки» — нахмурить брови, надуть губы.
Публикация «Игровые упражнения, оказывающие влияние на коррекцию эмоциональной сферы» размещена в разделах
Дифференциация различных эмоциональных значений основного тона высказывания.
«Волшебное письмо». Педагог предлагает детям прослушать текст, содержащий высказывания различной эмоциональной направленности, оформленные соответствующим основным тоном. Опираясь на «ключевые» слова высказывания, детям нужно «зашифровать» письмо при помощи пиктограмм. Речевой материал:
а) Шел сильный дождь. Маша смотрела, как дождь стучит в окно и грустила. Вдруг выглянуло яркое солнышко, прекратился дождь. Маша обрадовалась и побежала играть на улицу. (Пиктограммы ГРУСТЬ, РАДОСТЬ)
б) Саша обиделся на друга, который не позволил ему поиграть со своей машинкой. Грустный Саша вернулся домой, зашел в свою комнату и удивился: на столе стояла большая, красивая коробка. Что же в ней? Да ведь это новый, красный грузовичок! Увидев игрушку, Саша обрадовался и позабыл все свои обиды. (Пиктограммы ГРУСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, РАДОСТЬ)
Развития восприятия и понимания основного тона высказывания на основе знакомства с пиктограммами (на материале текстов).
«Нарисуй настроение» Педагог предлагает детям прослушать небольшой текст определенной эмоциональной направленности, выраженной основным тоном высказывания и значением «ключевых» слов. Затем дети должны закончить пиктограмму (схематично изобразить брови, рот, соответствующую эмоциональному содержанию текста.
Развитие эмоциональной отзывчивости, мимики и выразительности движений.
«Семья животных» Педагог предлагает детям разбиться на пары, один ребенок выполняет роль мамы, другой - детеныша. Логопед придумывает ситуацию, которую должны представить дети при помощи мимики, выразительных движений (животные играют; поссорились; помирились; мама жалеет (спасает) детеныша). Дети выбирают, семью каких животных они будут изображать (кошки, собаки, обезьяны и т. п.).
Развитие способностей выражать основные эмоции при помощи мимики, позы, выразительных движений.
Радость
«День рождения» У ребенка в руках воображаемый мешочек с угощением, который он протягивает детям по очереди. Дети благодарят ребенка, с помощью мимики, жестов и выразительных движений показывают, что угощение им понравилось.
Интерес
«Что случилось?» Педагог образно и выразительно описывает ситуацию, вызывающую интерес, например: «В нашем дворе сегодня состоятся соревнования между детьми нашего детского сада. Ребята будут показывать, какие они ловкие, сильные, смелые и сообразительные. Вам интересно, какие задания они будут выполнять?» Дети должны при помощи мимики, позы и выразительных движений продемонстрировать интерес.
Печаль
«Потеря» Педагог предлагает детям при помощи мимики, позы, выразительных движений изобразить ситуацию, в которой ребенок возил за собой на веревочке красивую машинку и не заметил, как она оторвалась и потерялась.
Гнев
«Медведь и пчелы» Педагог предлагает детям изобразить пчел, которые все лето собирали мед, приносили его в улей, и вдруг к ним залез медведь. Дети должны показать при помощи мимики и выразительных движений, как пчелы рассердились и выгоняют медведя.
Страх
«Гроза» Педагог предлагает детям представить ситуацию, когда за окном - гроза, сверкает молния, гремит гром. Ребенок остался дома один, наблюдал за грозой, ему стало страшно. С помощью мимики и выразительных движений дети должны изобразить страх. В качестве звукового сопровождения используются звуки и шум грозы, предъявленные в виде аудиозаписи.
Отвращение
«Соленый чай» Педагог предлагает детям представить, что они пьют чай, но вместо сахара кто-то случайно насыпал соль: «Чай стал соленым, невкусным, до чего же неприятно во рту! Дети с помощью выразительных движений и мимики изображают отвращение».
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
«Король-Боровик»
Ведущий произносит текст, а дети выполняют движения согласно тексту:
Шел Король-Боровик через лес напрямик. Он грозил кулаком и стучал каблуком. Был Король-Боровик не в духе, Короля покусали мухи.
«Тишина»
Дети вынимают из шкатулки записочки с ролями. Ведущий читает текст, а участники-актеры изображают то, о чем говорит ведущий, в соответствии со своей ролью. Текст, например, может быть таким (жирным шрифтом выделены роли) :
«Тишина»
Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул выстрел. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго, пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышло из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявкнула и хотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбежала к кошке и зарычала. Кошка лишь приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул выстрел. Дерево_вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка, и т. д.
ОБРАЗНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
«Посидим в тишине»
Детям предлагают представить, что в соседней комнате кто-то спит, его нельзя будить, а им необходимо срочно выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки; перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими металлическими шариками; сложить карандаши в пенал и т. п.
«Загадочный стук»
Из числа играющих детей выбирается водящий. Он выходит из комнаты и стучит в дверь: угрожающе, нетерпеливо, радостно, настойчиво, робко, как-то иначе (по выбору). Остальные дети должны понять эмоциональный подтекст стука. Ребенок, которому удается отгадать первым, становится водящим, и игра продолжается.
ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ОСВОБОЖДАЮЩИЕ ИГРЫ
«Зеркало наоборот»
Дети свободно располагаются в пространстве лицом к ведущему. Задача игроков выполнять действия противоположные тем, что показывает ведущий. Например, ведущий молчит, дети — кричат; ведущий сжимает руки в кулаки, дети — раскрывают ладошки; ведущий топает ногами, дети — хлопают в ладоши; ведущий раскидывает руки в стороны, дети — скре-щивают руки на груди и т. д.
«Шалтай-Болтай»
Дети хором произносят слова:
Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Куда упал? Во что попал?
Ребенок-водящий с закрытыми (а лучше с завязанными платком) глазами опускает руки в заранее приготовленные емкости с песком, крупой, кнопками, пуговицами, семечками; камушками, бисером, ракушками и др. и определяет их содержимое отдельно правой и левой рукой. Игру можно усложнить, если в емкости смешаны два-три наполнителя.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Русские народные игры это не только развлечение или физическая тренировка, но и средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности.
Русская народная игра «Бояре»
Эта игра оказывает коррекционное воздействие одновременно на всех участвующих в ней детей. Робкие и застенчивые в окружении активных и темпераментных сверстников начинают вместе с ними двигаться, произносить текст, веселиться. Импульсивные и недисциплинированные дети, соблюдая существующую в игре очередность, закрепляют опыт подчинения правилам, упражняют свои способности к сдерживанию и самоконтролю. Обилие структурированных телесных контактов со сверстниками чрезвычайно благотворно (успокаивающе) влияет на детей с агрессивными наклонностями.
Играющие образуют две шеренги. Обе шеренги стоят лицом друг к другу на расстоянии 20—30 шагов. Дети каждой шеренги крепко держат своих соседей за руки, чтобы при движении навстречу друг к другу шеренги не размыкались. В первой шеренге — бояре, желающие выбрать невесту из числа бояр второй шеренги, которые всячески этому выбору препятствуют. В результате между боярами разворачивается диалоги-ческое игровое действие.
Бояре 1: — Бояре, а мы к вам пришли. (Дети первой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов навстречу второй шеренге, которая остается на месте.) Молодые, а мы' к вам пришли. (Дети первой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов назад.)
Бояре 2: — Бояре, а зачем пришли? (Дети второй шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов навстречу первой шеренге, которая остается на месте.) Молодые, а зачем пришли? (Дети второй шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов назад.)
Бояре 1: — Бояре, нам невеста нужна. (Шеренги поочередно продолжают эти движения.) Молодые, нам невеста нужна.
Бояре 2: — Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Бояре 1: — (Дети останавливаются, советуются, кого выбрать.)
— Бояре, нам вот эта мила. (Дети, продолжая движение, указывают на ребенка, которого они выбрали.) Молодые, нам вот эта мила.
Бояре 2: — Бояре, у ней зубки болят.
Молодые, у ней зубки болят.
Бояре 1: — Бояре, мы ее к доктору сведем.
Молодые, мы ее к доктору сведем.
Бояре 2: — Бояре, она доктора боится.
Молодые, она доктора боится.
Бояре 1: — Бояре, а мы ей пряничка дадим.
Молодые, а мы ей пряничка дадим. Бояре 2: — Бояре, она прянички не любит.
Молодые, она прянички не любит. Бояре 1: — Бояре.
Отдавайте нам невесту навсегда!
После этих слов все дети прекращают движение. Бояре первой шеренги еще крепче смыкаются, беря друг друга под руки. Выбранная «невеста» разбегается и пытается разорвать «цепь» первых бояр. Если ей это удается, то она возвращается к своим боярам, захватив с собой детей из команды соперников, между которыми разорвалась цепь. Если не удается, то «невеста» становится в шеренгу к первым боярам.
Русская народная пальчиковая игра «На постой»
Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы — папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы.
Ночь, в избе все спят.
Раздается стук.
Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы
Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы
Мама: Что дети? Постукивают безымянные
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные
Дети: Папа! Постукивают мизинцы
Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы
Дети: Входите! Постукивают мизинцы
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения
Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.
Руки вытягиваются вперед.