Татьяна Скрягина
Воспитание эмоциональной отзывчивости, коррекция межличностных отношений
Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности —восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).
Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано выше, проявляется в наибольшей степени в двух способностях:
- ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха)
- чувстве ритма (эмоциональная способность).
Публикация «Воспитание эмоциональной отзывчивости, коррекция межличностных отношений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Темочки
Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности, а также в музыкально-ритмических движениях.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека в будущем.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции.
Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.
При каждых встречах с детьми я приучаю их к мысли, что самое главное в музыкальном зале – это музыка. Она королева музыкальной страны. Я нарисовала карту Музыкального государства, где в океане настроений, находится архипелаг, на котором расположена Музыкальная страна.
Королеве Музыки все должны подчиняться и слушаться. Без её разрешений и указаний мы не можем двигаться. Если она говорит, мы все внимательно слушаем и ни в коем случае не разговариваем. Так постепенно я приучаю детей, к тому, что во время звучания музыка отвлекаться, смотреть по сторонам нельзя. Королева Музыка – не простая королева, она – волшебница. И стоит её взмахнуть своей волшебной палочкой, как мы сразу же можем превратиться в весёлых порхающих бабочек, гордых принцев и принцесс, отважных солдатиков, испуганных зайчат и т. д.
«Приготовьтесь к музыке» - я очень часто так говорю детям, этими словами я даю им установку на восприятие, а если нужно к активному воспроизведению.
Как известно занятия музыкой влияют на общую культуру поведения детей.
С раннего возраста приучаю детей на встречу с музыкой приводить себя в порядок. Все дети танцуют только в чешках, чтоб не помешать музыкальным звукам. К встрече с королевой Музыки все должны быть подтянутыми и аккуратными, мальчики – в шортах, девочки обязательно в юбочках или платьицах.
Начиная с групп младшего дошкольного возраста, прививаю детям навыки культуры поведения: знания этикета (поклон- приветствие, умение мальчиков пригласить на танец девочку, проводить после танца, с поклоном поблагодарить, уступить место и т. д. Вообще я считаю, умение себя вести красиво, иметь красивые манеры, очень важно, ведь как гласит арабская пословица «Танец начинается с манер».
Чередование различных заданий и видов музыкальной деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, необходимо вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх также уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать.
Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
В своей работе я придаю большое значение развитию нравственных качеств личности ребёнка – способность к эмпатии, чувство доброты, любви к ближнему.