Получи документы

Методическая разработка «Применение здоровье-сберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ»

Любовь Кондакова
Методическая разработка «Применение здоровье-сберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровительные, такие как:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3. С помощью здоровье-сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Публикация «Методическая разработка „Применение здоровье-сберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ“» размещена в разделах

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются :

• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

• Стабильность эмоционального благополучия ребенка;

• Повышение уровня речевого развития детей;

• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);

• Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье-сберегающих технологий :

Песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. В ДОУ музыкальные занятия могут включать упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой.

Упражнение основного комплекса дыхательной гимнастики по Стрельниковой

«Ладошки»

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем – носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. На счет «раз» сжимают кулачки, одновременно шумно шмыгают носом, Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель её включения – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада. Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и дея-тельности головного мозга. Используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Упражнение «Резиновая игрушка» (А. Барто) (на развитие нижнего дыхания)

Купили в магазине

Резиновую Зину.

Резиновую Зину

В корзине принесли.

Она сказала:

-Ш-ш-ш-ш!

Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.

Потом сказала:

-С-с-с-с!

Затем сказала:

-Х-х-х-х!

Потом устало:

-Ф-ф-ф-ф!

Потом так странно:

-К-к-к-к!

И так обычно:

-Т-т-т-т!

Потом легонько:

-П-п-п-п!

И очень твердо:

-Б-б-б-б!

Жужжала тихо:

-Ж-ж-ж-ж!

И вовсе сдулась:

-З-з-з-з!

Упражнение «Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».

Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом.

Упражнение «Вопрос-ответ»

Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая, восходя-щая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и на-оборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).

Кричу в лесу:

-А-а-а-у-у-у! Переход от звука (а) внизу.

А мне в ответ: к звуку (у) вверху.

-А-а-а-у-у-у!

Опять кричу:

-А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ:

-А-а-а-у-у-у!

Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а»,»А-э», «Э-ы».

Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

«Таня плачет».

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч. А. Барто.

(Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».)

«Гласные».

Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

Затем упражнение повторяется беззвучно.

«Мартышки».

Мы теперь не ребятишки,

А веселые мартышки!

Дети вытягивают губы, двигают ими, строя гримасы.

Игровой массаж.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются, или ритмодекларируются, или музыка звучит просто фоном. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» своё тело и лицо.

Цель – научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно влиять на внутренние органы.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.)

Проводя массаж определенных частей тела, используют поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребенок разговаривает со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т. д.

Мы часто используем самомассаж по системе Аллы Алексеевны Уманской - одна из самых эффективных методик по укреплению здоровья организма, которая подходит от новорожденных до взрослых! Эта методика основана на воздействии девяти биоточек организма. Этот самомассаж нужно делать как минимум, два раза в день, утром и вечером. Он, к тому же, занимает мало времени.

Упражнения для массажа головы.

«Сено».

Пальцами, словно граблями, дети ведут от затылка, висков, лба, к середине головы.

Сено мы душистое

Граблями сгребем.

Стог огромный,

Стог пушистый

Соберем, соберем.

Упражнения для массажа тела.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине ребрами ладоней.)

Мы морковку трём, трём(. Гладят спину пальцами вверх-вниз)

Мы капусту солим, солим. (Бегают» пальчиками по спине.)

Мы капусту жмём, жмём. (Жмут).

Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину.)

«Две Наталочки»

Дети легко щиплют себя в соответствии со словами текста.

Две бойкие Наталочки

Не играют в «салочки».

Две смелые Наталочки

Играют – Ах! – в «щипалочки».

Щиплют ушки,

Щиплют щечки,

Щиплют ручки,

Локоточки.

Щиплют шейку,

Щиплют ножки,

А потом живот немножко.

Не ругайте вы Наташ –

Они делают … массаж!

Пальчиковые игры.

Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координацию пальцев рук, способствуют развитию мозга ребенка.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Формирование речи у человека идет при формировании жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, что эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей.

Музыкотерапия.

Важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Это создание музыкального сопровождения, которое коррегирует психофизический статус детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Музыкотерапия проводится в течение всего дня: детей встречают, укладывают спать, пробуждают после дневного и ночного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий и свободной деятельности.

Хочу добавить, что музыкальные занятия с использованием здоровье-сберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. И, конечно же, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют самостоятельное музицирование детей в группе.

Публикации по теме:

Игры с применением здоровье сберегающих технологий.Игры с применением здоровье сберегающих технологий. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,.

Конспект комплексного занятия для детей младшей группы с использованием здоровье — сберегающих технологийКонспект комплексного занятия для детей младшей группы с использованием здоровье — сберегающих технологий h3]Конспект комплексного занятия для детей младшей группы с использованием здоровье - сберегающих технологий[/h3] Тема: «Веселое путешествие».

Методическая разработка «Безопасность и здоровье наших воспитанников»Методическая разработка «Безопасность и здоровье наших воспитанников» Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Поэтому правильное физическое воспитание детей.

Методическая разработка «Математика в продуктивной деятельности» во второй младшей группе Задания, входящие в методическую разработку «Математика в продуктивной деятельности» могут быть использованы педагогами в рамках проведения.

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес»Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Заколдованный лес»Цель: развивать воссоздающее воображение посредством природоведческих игр. Программные.

Методическая разработка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на неделю Планирование на неделю по теме «Специальные машины». Цель: Закреплять формирование обобщающего понятия «Специальные машины». Итоговое мероприятие:.

Методическая разработка сценария музыкально-спортивного праздника «В гостях у Морского Царя»Методическая разработка сценария музыкально-спортивного праздника «В гостях у Морского Царя» Цели: 1. Формирование здорового образа жизни детей; 2. Закрепление и совершенствование приобретённых умений и навыков. Задачи: 1. Совершенствовать.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Музыкально-методическая разработка по слушанию музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных» Автор: Музыкальный руководитель ДОУ Иванова Ирина Ивановна Описание материала: Предлагаю музыкально-методическую разработку по слушанию.

Zoom-встреча «Звезда памяти». Конспект образовательной деятельности с детьмиZoom-встреча «Звезда памяти». Конспект образовательной деятельности с детьми Zoom-встреча: «Звезда памяти» Участники: дети дошкольного возраста (4-5лет) с родителями и воспитателем. Время: период самоизоляции, время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Применение здоровье-сберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ»
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 23:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Применение здоровье-сберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кондакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД