Марина Битюкова
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка конспекта интегрированного занятия
Вид методической разработки – конспект занятия.
Аннотация:
Методическая разработка представлена конспектом занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Данная методическая разработка будет интересна воспитателям, работающим с возрастной категорией 5-7 лет, независимо от используемой образовательной программы. НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников в наблюдениях за изменениями в природе
Содержание:
1. Описание методической разработки
Объяснительная записка
1.1. Цели и задачи методической разработки….
1.2. Актуальность и новизна данной методической разработки….
1.3. Условия эффективности использования методической разработки 1.4. Список использованной и рекомендованной литературы
2. Основная часть – конспект
2.1. Особенности данного занятия….
2.2. Предварительная работа с детьми….
2.3. Задачи….
2.4. Наглядный материал….
Описание методической разработки
Объяснительная записка 1. 1Цели и задачи методической разработки Цель: обобщить и систематизировать знание дошкольников о мире природы, животных, птицах через проведение нетрадиционных занятий с использованием мнемотаблиц, презентаций.
Основными задачами разработки являются
- Создать условий для формирования экологической культуры у детей
- Развивать творческие способности детей посредством использования новых информационных технологий.
- Создать здоровьесберегающую развивающую среду для организации исследовательской и экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей.
1.2. Актуальность и новизна данной методической разработки
Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании. Каждый ребенок с малых лет должен понимать: «человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку».
А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что перед педагогами стоит задача определения наиболее эффективных путей в приобщении дошкольников в природе.
Новизна методической разработки состоит в использование современных нетрадиционных форм с использованием презентаций, мнемотаблиц, исследовательской деятельности, здоровьесберегающих технологий, что способствует обобщению знаний о природе, повышение интереса к обучению.
1.3. Условия эффективности использования методической разработки Эффективность данной методической разработки определилась следующими условиями: - готовность педагога и детей к проведению занятия; - наличие интересных игровых моментов и приемов работы с детьми; - постепенность и поэтапность работы.
4. Список использованной и рекомендованной литературы
1. Е. А. Алябеева «игры-путешествия на участке детского сада» М. : ТЦ Сфера,2015.
2.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «Путешествие в осенний лес»
2.1. Особенности данного занятия
Вид занятия : Ознакомление с окружающим Тип занятия : интегрированное Тема занятия : «Путешествие в осенний лес» Возраст детей:6-7лет
Методы: - словесный метод (художественное слово, беседа. обсуждение, рассказ); - игровой (дидактическая игра) – наглядного обучения (использование презентации, мнемотаблицы.) - практический (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, опыт «Как маскируются животные»).
2.2. Предварительная работа с детьми: - чтение художественной литературы; - наблюдения в природе; - рассматривание иллюстраций о природе, животных птицах; -загадывание загадок о животных и птицах; -работа с мнемотаблицами; -беседы о временах года, животных птицах; -оформление альбома «Правила поведения в природе.
2.3. Задачи
- формировать элементарные представления об изменениях в природе осенью; - накопление знаний о взаимосвязи животных, птиц, растений; - развивать наблюдательность, связную речь детей, произвольное внимание; - воспитывать бережное отношение к обитателям леса и чувство сострадания к ним; любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.
2. 4 Наглядный материал:
1. Мнемотаблица «Осень». 2. Аудиозапись «Голоса птиц», «Музыка леса». 3. Карточк - запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу». 4. Карточки с изображением птиц животных. 5. Презентация «Животные» 6. Мольберт (с изображением силуэты зайцев).
2.5. Содержание - ход занятия
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»)
Воспитатель: - Ребята, о каком времени года здесь говорится?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - А как вы догадались?
Дети: (трава пожелтела, птицы стали улетать)
Воспитатель: - А кто еще знает признаки наступления осени? Дети: (ответы детей) Воспитатель: - А кто расскажет об осени с помощью мнемотаблицы? Дети: (ответы детей) Воспитатель: - А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный листок, с помощью которого мы сможем отправиться в путешествие.
Воспитатель: - Ребята, а с каким настроением нужно отправляться в путешествие?
-Правильно, с хорошим. Вот сейчас мы таким настроением и зарядимся. Дети: (ответы детей) Эмоциональный настрой: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Отлично! Хорошим настроением мы зарядились. Теперь можно отправляться в путешествие. А хотите узнать, куда мы с вами отправимся? Тогда отгадайте загадку.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Ваню – хворостинкой
Дети: (ответы детей) - Правильно мы отправимся в лес. Сейчас время года – осень. - Значит, в какой лес мы с вами отправимся? Дети: (в осенний). Дети, вы хотите узнать, что же случилось в лесу? Тогда в путь. (Дети идут по кругу к стульчикам и поют)
Друг за другом пойдем, по тропинке в лес пойдем,
По тропинке в лес пойдем. Звонко песенку поем.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля Звонко песенку поем Воспитатель:-Ой, а что это за звуки, послушайте? Дети: (ответы детей) Воспитатель: - Ну, наконец-то мы прибыли в лес. Давайте поздороваемся с лесом. Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Воспитатель: - Что-то грустное и прощальное слышится в осеннем лесу. Чист и прозрачен воздух, прозрачна река. Тихо в лесу, шелестит под ногами опавшая листва. -- Ой а кто-то здесь? Дети: (ответы детей)
Воспитатель:- Фея Природы хочет услышать, как вы знаете правила поведения в лесу. - Для этого она предлагает нам игру «Если я приду в лесок». Фея Природы: - Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо «да», а если плохо, то все вместе говорим «нет». - Если я приду в лесок. И сорву ромашку? (нет)
- Если съем я пирожок. И выброшу бумажку? (нет) -А почему нельзя бросать в лесу бумажки и мусор?
-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да) -Для чего его можно оставить?
-Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет) -А если костер останется непотушенным?
-Если сильно насорю, и убрать забуду, (нет)
-Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)
Молодцы! Воспитатель: Фея природы очень рада, что вы знаете как себя вести в лесу, поэтому разрешает нам полюбоваться красотой осеннего леса.
Воспитатель: - Ой, а куда мы пришли? Ребята, как вы думаете? Дети: (наверное, на болото) - А какая вода осенью в болоте? Дети: (холодная) Воспитатель: - Проверьте, правда, холодная? Дети: (проверяют) Воспитатель:- А как же нам перебраться через болото, чтобы не замочить ноги. Ведь если мы замочим ноги, то обязательно…. (заболеем) Дети: (по кочкам) Воспитатель: -Правильно, нужно проскакать по кочкам на другой берег болота. Прыжки с кочки на кочку.
Воспитатель: -Ой, как сильно ветер подул и перепутал все листочки с деревьев. Дидактическая игра «С какого дерева листок?» (дети выходят по очереди, выбирают листок, показывают остальным ребятам и громко называют название дерева). Воспитатель: - Сейчас деревья сами расскажут о себе
Берё за: Осенью я надеваю золотое платье. Золотым дождём сыплются на землю мои листья. В застывшей тишине плывут по воздуху мои листья-кораблики и рассказывают свои, только им известные стихи. Ё лочка: Каждую осень, в день моего рождения, деревья дарят мне подарки. Рябина дарит мне красные фонарики, берёза золотые кораблики. И стою я нарядная, разноцветная. Воспитатель: Молодцы ребята, вы все листочки отыскали! Пойдем дальше, идите осторожно, раздвигайте колючие ветки, приподнимайте их, не уколитесь. Физкультминутка. Мы с друзьями.
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места! (Повороты влево- вправо.)
Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)
А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это спрятался за пеньком?
Дети: Еж.
Давайте заведем хоровод и спросим куда идет ежик.
Хоровод «Ежик».
- Ежик, а как ты готовишься к зиме?
Еж (ребенок) :
Я тоже буду спать, как мишка.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил,
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил,
- Я устилаю листьями свою зимнюю постель. Кубарем катаюсь по траве и накалываю листву на свои иглы. Вот так я приношу сухие листья в свою норку.
Воспитатель: - Спасибо тебе ежик.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, здесь еще какие-то следы. Чьи же это? (Лисьи)
- Обратите внимание, как расположены следы. Наверное, лиса за кем-то охотилась. Как она крадется, когда охотится, давайте и мы также пойдем по ее следам.
Воспитатель: - А вот и лиса. Расскажи, лисичка, как ты готовишься к зиме?
Лиса (ребенок) : Я осенью линяю. У меня вырастает теплая шерсть. Цвет шерсти я не меняю, я зимой рыжая, потому что мне не от кого прятаться, я сама хищник и запасов на зиму не делаю.
Воспитатель: - Ребята, а где живет лиса, кто знает? (В норе)
- Чем питается?
- А чтобы лисоньке было легче гнаться за добычей, надо чтобы у нее лапки были ловкие, быстрые, давайте вместе сделаем зарядку?
Зарядка «Лиса»
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица – Лиса!
Воспитатель: - Спасибо, лисичка, нам пора отправляться дальше.
- А вот и новые следы. Чьи они? (Заячьи)
(Дети прыгают по следам зайца, а в это время играет песня «Зверя по следам любого узнавать умею я) .
Воспитатель: - Здравствуй, зайчик. Расскажи нам, как ты готовишься к зиме?
Заяц (ребенок) : Осенью я меняю серую шубку на белоснежную, теплую, пушистую. Вот и вся моя подготовка к зиме.
- Зайчик, а почему ты свою нору не утепляешь?
- А у меня нет домика, я зарываюсь от зимней стужи в пушистый снег под кустом.
- Недаром говорят: «Родной куст и зайцу дорог».
Да, ребята, осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!
Опыт «Как маскируются животные»
(Вырезать заранее силуэт зайца из белого листа и прикрепить его на альбомный лист)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что вы видите на листе? Дети: (ничего)
Воспитатель:- На этом листе прикреплен зайчик, но его не видно на белом фоне. А если его поместить на зеленый фон, вы видите зайца? Дети: (Да)
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, волк или лиса заметят его на белом снегу?
- Так зачем же заяц меняет шубку? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Вывод: Животные часто меняют окраску – так, чтобы она слилась с цветом окружающего пейзажа. Это помогает им прятаться от хищников.
Воспитатель: Ребята, а кто это песенку поет? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Да, ребята птицы поют прощальную песенку и улетаю на юг. А все ли птицы улетают в теплые края?
Проводится игра «Улетает - не улетает» (встали в круг, я называю,птицу в вы отвечаете, улетает она на зиму или нет.)
Воспитатель: Молодцы, ребята вот и закончилось наше путешествие по лесу,что вам понравилось сегодня. Что нового вы узнали? Дети: (ответы детей). Воспитатель: Смотрите, ч то перед нами корзинка, а в корзинке угощение, и письмо «Ребята я знаю, что сегодня вы себя вели очень хорошо. Я надеюсь, что каждый из вас будет любить природу и не причинит ей зла!- Фея Природы» Воспитатель: Дети, давайте все вместе попрощаемся с лесом.
До свиданья, лес дремучий! Мы к тебе еще придем. За дары спасибо скажем, Песню звонкую споем
Приложения
Приложение 1
Мнемотаблица «Осень»
Приложение 2