Балганум Сейткалиева
Методическая разработка «Красна речь пословицей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Красна речь пословицей».
Цель: способствовать повышению культуры речи.
Задачи:
Коррекционная - формировать умение правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.
Развивающая – развивать познавательный интерес к русскому языку.
Воспитательная – воспитывать навык трудолюбия.
Оборудование: конспект, рисунки с пословицами, толковые словари.
Публикация «Методическая разработка „Красна речь пословицей“» размещена в разделах
Ход занятия.
1. Организационный момент. Правильная посадка. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется пословица.
2. Новый материал.
- Что же такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С. И. Ожегова).
- Послушайте пословицу «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».
Объясните смысл?
Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.
- Что же общего между пословицей и поговоркой?
Краткость (лаконичность).
Устойчивость.
Связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи).
Принадлежность и искусству слова.
Широкая употребляемость.
Пословица – это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки – как можно ярче, образнее, охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь.
Человек без родины – что соловей без песни. (пословица).
Как сыр в масле катается. (поговорка).
Готовь сани летом, зимой телегу. (пословица)
Говорит – что рублем дарит. (поговорка)
Ему говорить – что к стенке горох лепить (поговорка)
Решетом воду носит. (поговорка).
Русские писатели высоко ценили значение пословиц и поговорок.
Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах.
- Объясните их смысл.
Пословица недаром молвится.
Пословица ведется, словно веником метется.
Пословица – всем делам помощница.
- Кто придумал пословицы и поговорки? (народ).
- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письменности).
- Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели).
Таким писателем был Владимир Иванович Даль. Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863, ученый создал сборник «Пословицы русского народа).
Игра «Закончи фразу»
Терпенье и труд … (все перетрут).
С волками жить… (по волчьи выть).
Что посеешь… (то пожнешь).
Шила в мешке… (не утаишь).
Ученье свет, … (а неученье тьма).
Один в поле… (не воин).
На безрыбье… (и рак рыба).
3. Самостоятельная деятельность.
Игра «Магические числа».
Задание: назови пословицы, где встречаются числа.
Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Сто голов – сто умов. Семь раз отмерь, да один отрежь. Семь бед – один ответ. Одной рукой узла не завяжешь. Один за всех и все за одного. Одна пчела много меду не натаскает.
4. Подведение итогов.
- Чем занимались на занятии?
- Что такое пословица? Поговорка?
- Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?