Нурхатун Исмаилова
Формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ори-ентиров, соответствующих современным условиям жизни, особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Воспитание высоконрав-ственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Актуальность и значимость этой проблемы в современных условиях подчёрк-нута в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Россий-ской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010 года. Программа ориентирована на повышение общественного статуса патриотиче-ского воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального и определяет основные пути развития системы патрио-тического и нравственного воспитания, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
О проблеме совершенствования системы патриотического и духовно-нравственного воспитания, возрождения национальных российских традиций гово-рится и в Областной целевой программе «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области на 2012-2015 год» от 28.12.2011.
В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчерки-вается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих нацио-нальную и религиозную терпимость».
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты
В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошколь-ного возраста становится одной из актуальнейших, так как все нравственные качества берут начало в дошкольном возрасте (Козлова С. А. Дошкольная педагогика). Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее ре-шению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда за-кладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления де-тей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Особое значение для воспитания чувств имеет музыка. Именно поэтому одним из направлений в моей работе музы-кального руководителя стало нравственно-патриотическое воспитание дошкольни-ков. Музыка, поэзия, произведения искусства, лежащие в основе ознакомления детей с историей и культурой своего родного края, помогают воспринимать окружающую действительность эмоционально, вызывают чувство восхищения своей страной.
Анализ программ в области нравственно-патриотического воспитания, появившихся в последнее время, показал, что в них большое место уделяется ознакомлению детей с родным поселком, городом, страной, традициями, фольклором, народно-прикладным искусством, но большинство данных программ требует переработки и адаптации к конкретному дошкольному учреждению.
В связи с этим разработала систему мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным поселком, краем, областным центром.
Практическая значимость данной разработки состоит в том, что данная система мо-жет быть использована как отдельный блок при организации нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и куль-турой родного края.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую и специальную литературу по дан-ной проблеме.
2. Провести первоначальную диагностику, выявить уровень знаний детей о род-ном поселке, о Костромском крае.
3. Познакомить детей с достопримечательностями родного посёлка, его традици-ями, культурой, выдающимися людьми.
4. Развить познавательный интерес к родному краю, через его истории.
5. Сформировать представления дошкольников о городе Костроме, как област-ном центре, его символах, исторических памятниках, достопримечательностях.
6. Воспитать любознательность и интерес к культурным традициям, духовным ценностям своего народа, положительное отношение к Родине.
7. Сформировать нравственно-патриотические чувства : гуманизм, гордость, же-лание сохранить и приумножить богатства родного края.
8. Активизировать работу с родителями по пропаганде нравственно-патриотического воспитания в семье.
9. Создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию нравственно-патриотических качеств.
10. Провести итоговую диагностику, проанализировать достигнутые результаты.
Ожидаемые результаты:
Созданы условия для формирования нравственно-патриотических качеств у до-школьников.
Дети:
1. Имеют представления о родном посёлке.
2. Проявляют познавательный интерес к Костромскому краю, его истории, куль-турным традициям.
3. Имеют представления о городе Костроме, как областном центре.
4. Проявляют нравственно-патриотические чувства : гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства родного края.
Содержание мониторинга
Опрос, рассказ, игра «Собери и назови»
Могут рассказать об истории и традициях Костромского края.
Беседа, викторина.
Называют достопримечательности города Кострома
Викторина, беседа, дидактическая игра «Узнай и назови»
Сформированы нравственно-патриотические качества.
Гордятся тем, что живут в Вохме.
Интервьюирование, беседа.
Проявляют желание сохранить и приумножить богатства родного края.
Наблюдение, беседа.
Проявляют любовь к родному поселку, краю.
Наблюдение, беседа, экспериментальная деятельность.
Интересуются историей, культурой, традициями родного народа.
Наблюдение, беседа, опрос.
Этапы реализации: январь – май 2014 г.
1 этап – подготовительный
• Первоначальная диагностика детей.
• Анкетирование родителей, воспитателей.
2 этап – основной.
• НОД, беседы, исследовательская, продуктивная деятельность, развлечение с детьми.
• Создание аудиотеки, картотеки пословиц, поговорок, частушек о родном крае.
• Круглый стол с родителями.
• Встреча с фольклорным коллективом «Верейка»
• Брейн-ринг с родителями.
• Просмотр видеофильмов, презентаций.
• Конкурсы рисунков, чтецов.
3 этап – заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных результатов. Выводы.
В ходе реализации используются различные виды и формы образовательной дея-тельности, как с детьми, так и с родителями. Образовательная деятельность прово-дится с детьми подготовительной к школе группы 1 раз в неделю по 30 минут.
Теоретическая часть.
Обращение к проблемам нравственно-патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым и др. Эта проблема одна из сложнейших в педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в определенный период времени и которое определяет методы, сред-ства, формы работы с детьми.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необ-ходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практиче-ски все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Козлова С. А. в своей теории воспитания начал патриотизма отмечает, что «важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству». Она предлагает «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотиче-ского воспитания. Средства патриотического воспитания – само окружение, в кото-ром они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, различная деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду. Это означает, что формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции. Именно эти средства я использовала в работе по формированию нрав-ственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследовате-лями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, жи-вой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чув-ство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нрав-ственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающе-му миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Необходимость взаимосвязи нравственного и патриотического воспитания подчер-кивали многие исследователи (С. А. Козлова, Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова и др.). Обращение к отеческому наследию, изучение культуры предков, истории народа, его культуры, по их мнению, воспитывает у дошкольников уважение и любовь к родно-му краю, а также гордость за землю, на которой они живут.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ставят перед образовательны-ми учреждениями задачу: «воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способ-ности и таланты молодых россиян». Раскрывают смысл понятия «патриотизм» - «чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос». В концепции выделяются 4 ступени нравственно-патриотического становления лич-ности. Начальная – воспитание в семье, усвоение ценностей семейной жизни ребен-ком с первых лет жизни. Следующая ступень развития гражданина России – это «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, обла-сти, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную и социаль-ное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отече-ство», «малая родина», «родная земля», «родной язык»…».
Следует подчеркнуть, что в настоящее время существует достаточное количество методической литературы по данному вопросу. Проблема патриотизма отражена в современных программах воспитания и обучения дошкольников : «Истоки», «Дет-ство», «Из детства - в отрочество», «Москвичок», «Наследие». Современная концеп-ция патриотического воспитания в контексте всестороннего развития личности отра-жена в программе «Я - Человек». В этих методиках зачастую освещаются лишь от-дельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей, и отсутствует еди-ная система подхода к воспитательному процессу в этом направлении. Можно пред-положить, что это обусловлено многогранностью понятий нравственности и патрио-тизма в современном обществе: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохра-нять и приумножить богатство своей страны.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающе-му миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Разрабатывая систему мероприятий по формированию нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста, я опиралась на вышеизложенные концепции и педагогические теории. Данная разработка включила следующие компоненты содер-жания нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного воз-раста в условиях дошкольного образовательного учреждения:
1) Познавательный (представления ребенка об окружающем мире) :
• о культуре народа, его традициях, народном творчестве;
• об истории родного края, отраженной в художественной литературе, названиях улиц, памятниках;
• о символике родного края и страны (герб, гимн, флаг);
• о самых известных людях Вохомского и Костромского края;
2) Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) :
• любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
• интерес к жизни родного посёлка и области;
• уважение к культуре и традициям своего народа, к историческому прошлому;
• восхищение народным творчеством;
• любовь к родному языку, к родной природе;
3) Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) :
• игровая деятельность;
• продуктивная деятельность;
• музыкальная деятельность;
• познавательно-исследовательская деятельность.
Методическая часть.
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа с детьми должна проводиться систематически, целенаправленно, в тесном сотрудничестве с родите-лями и воспитателями. В своей работе я использую комплексный подход к вопросам формирования у детей гуманизма, любви к Родине – это взаимосвязь различных средств, методов и форм воспитания.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объеди-нить в несколько групп.
К художественным средствам относятся художественная литература, изобразитель-ное искусство, музыка, кино, диафильмы объединить в группу художественных средств. Эти средства способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспита-нии чувств.
Еще одним средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников яв-ляется природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание за-ботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на лич-ность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
Не менее важным средством формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художе-ственная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нрав-ственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отноше-ний.
Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотиче-ских качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Цели и задачи, которые я поставила перед собой, определили основные формы и ме-тоды работы с детьми. При этом я учитывала тесную взаимосвязь задач нравственно-патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни.
В ходе проведения мероприятий использовала различные методы и приёмы. Напри-мер, на экскурсии «Достопримечательности Вохмы», целью которой являлось вы-звать познавательный интерес к родному посёлку и его достопримечательностям, я использовала не только наблюдение, но и метод сравнения. Мы сравнивали купече-ские дома изображенные на старинных фотографиях с тем, как они выглядят в насто-ящее время, делали выводы. Течение экскурсии сопровождалось рассказом и бесе-дой. Дети с интересом узнавали, кому раньше принадлежали эти здания, а что сейчас расположено в этих зданиях они наперебой рассказывали сами. Когда мы возвраща-лись с экскурсии, дети решили сделать макеты купеческих домов и создать в группе уголок «Вохма-Вознесенье», а на прогулке мы водили хоровод Вохомского края «Сашенька». Перед экскурсией была проведена предварительная работа. Я познако-мила детей с историей возникновения Вохмы, её старинным названием, разучила хо-ровод. Полученные на экскурсии знания закрепили в дидактической игре «Собери и назови». Дошколята складывали из частей картинку с изображением какой-либо до-стопримечательности Вохмы и называли её.
Беседуя с детьми о том, где они живут, я задала вопрос: «А почему ваша улица так называется?». Ответ на этот вопрос я предложила детям найти вместе с родителями. В результате исследовательской деятельности детей и родителей мы создали альбом «Улицы нашего посёлка». Ребята с гордостью рассказывают о земляках, в честь ко-торых названы улицы.
В разных видах и формах деятельности использую сообразные методы и приёмы в разнообразных сочетаниях. Знакомясь с конспектом интегрированной НОД «Вохма – моя малая Родина» (Приложение 3) мы увидим сочетание наглядного, словесного, практического, игрового, информационно-рецептивного, исследовательского мето-дов.
Обязательным в любой образовательной деятельности является создание мотивации, умение заинтересовать ребенка происходящим, только тогда начнут формироваться его нравственно-патриотические качества.
Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Для создания положительной эмоциональ-ной атмосферы и активизации познавательного интереса детей широко применяю иг-ровые приемы в ходе организованной деятельности. Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т. д.).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышле-ние. Поэтому я использую не только художественную литературу, иллюстрации, ди-дактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (националь-ные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т. д.). Огром-ную помощь в этом оказывает фольклор. Посиделки в мини-музее «Русская изба» вызывают неподдельный интерес детей (Приложение 2). Они как бы переносятся в прошлое, их окружают предметы старинного быта, звучат песни, частушки Вохом-ского края, да и сами ребята одеты в русскую одежду, играют в народные игры. Этот перенос в прошлое завораживает их, надолго запоминается. Последовательное озна-комление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества по-могает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Я провожу с родителями не только просветительскую работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольни-ков, родители становятся непременными участниками процесса воспитания: помога-ют в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных нацио-нально-культурных и трудовых традиций. Такие формы совместной с родителями деятельности как: брейн-ринг, совместные экскурсии, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, участие в конкурсах, круглых столах, дают воз-можность активизировать родителей и вовлечь их в процесс формирования у детей нравственно-патриотических качеств.
Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием пред-ставлений о родном крае, области. Поэтому большое внимание в своей разработке я уделила ознакомлению детей с Костромской областью и её центром – Костромой. Данную работу проводила аналогично работе по ознакомлению с родным посёлком.