Вера Феданкова
Консультация по слушанию музыки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по разделу «Слушанье музыки»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕНО – МУЗЫКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ ЧЕРЕЗ СЛУШАНЬЕ МУЗЫКИ.
Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели всестороннего развития личности ребенка. Одним из средств формирования личности ребёнка, является музыкальное воспитание и первое звено в этой системе занимает - Слушание музыки.
Публикация «Консультация по слушанию музыки в детском саду» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
В. Г. Белинский писал: «влияние музыки на детей благодатно…она наполнит гармонией их юные души». И действительно, с самого раннего детства дети окружены музыкой. Отчасти музыка для них лишь фон. Моя задача, как педагога, научить детей не просто слушать музыку, но и слышать ее. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
В наше время, богатое обилием и доступностью новых технологий, не так легко завлечь внимание современного ребенка. И поэтому, на своих занятиях, я стараюсь использовать современные технологии и методы, которые будут детям понятны и интересны. Одним из этих методов я хочу поделиться с вами. Надеюсь данная работа поможет вам в достижении нашей общей цели: развивать наших детей и учить их музыке.
Занятия по данной методике лучше проводить у детей со второй младшей группы.
На чем же основана методика?
Возможно, многие из вас уже слышали о технике рисования на воде – Эбру. Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму.
По окончании, рисунок можно перенести на бумажный лист, а так же на другие поверхности: дерево, ткани, керамику, кожу.
В итоге, совместив рисование Эбру со слушаньем музыки, мы получаем максимальный результат: ребенок не только слушает музыку, но и паралельно выражает эмоции и чувства, за счет необычности техники рисования рисунок может меняться вместе с музыкой. Новый музыкальный штрих, отражается новым завитком или яркой каплей на рисунке. В процессе слушанья и рисования ребенок расслабляется и мозг на уровне подсознания способен выдавать богатство внутреннего мира ребенка. Этот процесс завлекает даже самых неусидчивых деток, что позволяет нам провести плодотворную работу с отстающими детьми.
Симбиоз рисования Эбру со слушаньем музыки – это не только увлекательно, интересно и захватывающе, но так же позволяет решать главные задачи программы воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» :
- знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки;
- развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
- дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.
Конечно к подобным занятиям нужна особая подготовка, начиная с подбора материалов для рисования (о них чуть позже) и заканчивая подбором музыкального материала.
Музыкальные произведения для детей должны быть классическими, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Они должны передавать чувства, настроения, доступные детям. Объём детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой. Используют как инструментальную музыку, так и вокальную (песня, романс, ария, которая может быть с сопровождением и без него.
Репертуар для слушания музыки
Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра: «Детская полька» Глинки, отрывки из «Лебединого озера» Чайковского, «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Полька» Рахманинова)
Из произведений западных классиков в программный репертуар входят: («Птичка» Грига, «Смелый наездник» Шумана, марши Шуберта, времена года Вивальди)
Много внимания уделено произведениям советских композиторов. Среди них Прокофьев, Шостакович, Кабалевский, Александров).
Наиболее доступны из произведений инструментальной программной музыки пьесы из «Детских альбомов» Майкапара, Гречанинова.
Значительную художественную ценность представляет музыка русского классика Чайковского, а также его «Детский альбом», специально написанный для детей. Большинство произведений этого сборника доступны дошкольникам по тематике, музыкальному образу. В них переданы картины детской жизни, весёлых игр.
С помощью инструментальной музыки дети также познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. Например: «Клоуны» Кабалевского, «Лошадка» Потоловского, «Шарманка» Шостаковича, «Мотылёк» Майкапара, «Воробушки» Красева и др.
Не нужно забывать и о воспитании будущего гражданина, патриота нашей Родины. Следует включать в репертуар по слушанию музыки произведения о Родине, об армии, о дружбе народов.
Материалы для рисования:
вода с загустителем;
краски;
емкость;
кисти;
гребни, деревянные палочки;
бумага.
Понимаю что не все могут приобрести профессиональные материалы, но для знакомства можно сделать загуститель и краски самостоятельно. Конечно в итоге картинка будет отличаться, но принцип остается один, рисование красками на жидкости.
Загуститель для Эбру своими руками Для этого необходимо в воде развести крахмал или муку до состояния вязкого клейстера. Точных пропорций нет.
Краски
Для этого вам понадобится растворитель и обычные масляные краски. Каждый цвет разводится в отдельной емкости, чтобы не смешивать их между собой. Если вместо воды для рисования использовать молоко, то допускается разведение самой обычной гуаши.
Емкость можно использовать любую: пластиковые контейнеры, подложки, в общем все в чем можно удержать жидкость формата не меньше А5. Кисти из конского волоса, бамбуковые палочки, гребешок.
И, пожалуй, самое важное, как же проходит само занятие.
При первом занятии, мы говорим о том, что будет происходить. Что музыку можно не только слышать, но и увидеть через рисунки.
В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три вопроса:
- 1) Какие чувства передаёт музыка?
Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки
(музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая). На этапе после первого прослушивания мы общаемся и разбираем произведение. Педагог должен задавать вопросы и уметь слушать. Разбираем какие цвета красок мы будем использовать.
- 2) О чём рассказывает музыка?
На этом этапе дети начинают творить, музыка не прекращает звучать, но уже гораздо тише. И конечно общение не прекращается мы говорим о том, что музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях. Создается первый слой (фон) с помощью кисти или палочки. На полученный фон ставятся точки уже из других цветов.
- 3) Как рассказывает музыка?
Дальше приступаем к 3 этапу. Здесь происходит знакомство детей с языком музыки, это мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения. Все эти средства музыкальной выразительности на рисунке проявляются в виде узоров, линий, завитков, волн, мелких точек.
Слой за слоем, дети создают картину из того, что они слышат, эмоции, чувства, все это выражается в цвете красок и выливается в причудливые картины.
Кратко и сжато делюсь с вами этим материалом, надеюсь он будет для вас полезен и применим. Успехов в творчестве!