Папки-передвижки

Консультация по развитию речи детей в средней группе

Юлия Дьячкова
Консультация по развитию речи детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура, лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связную речь развивается в направлении от диалогической к монологической.

Публикация «Консультация по развитию речи детей в средней группе» размещена в разделах

На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка : совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

Основным направлением в звуковой культуре речи является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции. Попутно уделяется внимание развитию фонематического слуха, речевому дыханию, интонационной выразительности, темпу речи.

Усложняется грамматическое оформление речи, дети 4-5 лет проявляют грамматическую самостоятельность: не только воспроизводят услышанное, но и творчески принимают усвоенное. Дети могут согласовывать слова в предложении.

Новые слова питают детскую любознательность. Словарная работа связана с вычислением в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесным обозначением. При этом для ребенка важна наглядность.

У детей четырех лет речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картине, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.

Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях, но и в режимных процессах, в игре.

Задачи развития речи детей среднего дошкольного возраста.

1. Расширение, углубление словарного запаса, активного и пассивного словаря.

2. Овладение грамматическим строем речи.

3. Развитие связной речи.

4. Развитие фонематического слуха и формирования правильного произношения всех звуков родного языка.

5. Воспитание звуковой и интонационной выразительности речи.

Январь

1 занятие

ЗКР. Драматизация сказки"Теремок"

Программные задачи:

Учить детей обыгрывать роли, добиваться выразительного их исполнения.

Учить отчетливо произносить звук Ж: изолированный, в слоге, в словах, в чистоговорках. Развивать речевое дыхание - учить произносить звук Ж длительно на одном выдохе. Воспитывать интонационную выразительность.

2 занятие

Составление детьми описательного рассказа об игрушке.

Дидактическая игра "Какой предмет"/Венгер Л. А. /

Программные задачи:

Продолжать формировать умение составлять описательные рассказы об игрушках по образцу рассказа воспитателя. Учить детей отгадывать загадывать загадки. Развивать сообразительность, логику мышления

3 занятие

Пересказ сказки В. Сутеева "Кто сказал "мяу"?", ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Учить детей драматизировать сказку: выразительно пересказывать, имитируя движения животных. Дифференцировать в речи произношение звуков Ж-Ш в слогах, словах, чистоговорках. Развивать речевое дыхание, длительность речевого выдоха.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в сказке.

4 занятие

Беседа о зиме

Программные задачи:

Закрепить представления о зиме, ее признаках. Рассказать о приметах зимних месяцев, о жизни людей, диких и домашних животных, птиц во время зимнего периода. Развивать наблюдательность, интерес к явлениям живой и неживой природы.

2 половина дня -работа с театральными куклами - нарукавные куклы.

Цель: рассказать детям о технике вождения нарукавных кукол, развивать интонационную выразительность речи, интерес к театрализованным действиям.

Досуговая деятельность-драматизация сказки "Заюшкина избушка"- для малышей.

Цель: развивать интонационную выразительность речи, умение обыгрывать сюжет. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Февраль

1 занятие

ЗКР, Дидактическая игра "Когда это бывает?"

Программные задачи:

Напомнить детям артикуляцию звука Ч, поупражнять в произношении звука в словах и фразах. Учить произносить звук утрированно, контролируя деятельность выдоха, узнавать интонируемый звук в рифмовке. Развивать слуховое внимание, память.

2занятие

Рассматривание и составление рассказа по пейзажной картине "Зимний пейзаж" Грабарь

Программные задачи:

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине, описывать природу, настроение художника. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными среднего рода. Учить понимать содержание картины. Воспитывать эстетический вкус, любовь к произведениям искусства. Развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.

3 занятие

Сочинение сказок по мотивам литературного произведения Ш. Перро "Красная шапочка" с помощью настольного театра.

Программные задачи:

Упражнять детей в рассказывании сказки с элементами творческого рассказа. Развивать умение придумывать собственный сюжет, продолжать начатую историю. Активизировать пассивный словарь. Воспитывать интонационную выразительность речи.

4 занятие

Заучивание стихотворения из цикла "Мамин день", конкурс "я дарю подарок маме"/искусство поздравления/. Психотехнические игры/Мой мир в диалоге исскуств/ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Учить детей составлять поздравительные тексты, составлять восклицательные предложения, интонационно выражать речь. Упражнять в четком, выразительном чтении заученного стихотворения. Воспитывать речевое дыхание, длительный речевой выдох. Дифференцировать звуки Ч-Ш в слогах, словах, чистоговорках.

Работа с родителями - оформление стенгазеты "Развивать речь ребенка " с участием логопеда ДОУ.

Цель: сообщить информацию об особенностях развития речи детей среднего дошкольного возраста, о роли родителей в ее становлении, дать советы по работе с детьми - упражнения, пальчиковые игры, рекомендации.

Март

1 занятие

ЗКР, дидактическая игра на развитие средств общения /Мои мир в диалоге искусств/

Программные задачи:

Объяснить и показать детям артикуляцию звука Л, поупражнять их в произношении звука изолированно, в слогах, словах, в стихах. Учить произносить звук Л медленно, быстро. Воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарь.

2 занятие

Составление рассказа по картине "Ранняя весна" Саврасова. Дидактическая игра "Когда это бывает?"

Программное содержание:

Упражнять детей в согласовании частей речи при составлении предложении. Учить понимать содержание картины, называть, то что видели, отвечать на вопросы, делать простейшие умозаключения.

3 занятие

Группировка предметов (одежда, обувь, головные уборы, дидактическая игра "Подбери признак ", ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Познакомить детей с тем, что вещи, которые носят люди, делятся на одежду, обувь, головные уборы. Выяснить, какие из этих вещей ребята знают, уточнить название некоторых из них. Учить детей группировать вещи, использовать в речи соответствующие собирательные существительные. Дифференцировать в речи звуки Л-Ль в слогах, словах, чистоговорках.

4 занятие

Пересказ рассказа "Лев и собачка" Л. Н. Толстого, дидактическая игра "Весна- красна"

Программное содержание:

Учить детей при пересказе сохранять последовательность изложения. Поощрять не только за подробный, но и за выразительный рассказ. Учить использовать в речи авторские выражения. Развивать мышление, память.

Досуговая деятельность-развлечение "Скоро сказка сказывается. "

Цель: развивать воображение, творчество, диалогическую речь, интонационную выразительность речи.

Апрель

1 занятие

ЗКР. Отгадывание загадок.

Объяснить и показать детям артикуляцию звука Р, поупражнять их в произношении звука изолированно, в слогах, в словах. Учить произносить звук Р медленно, быстро. Воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарь. Развивать логическое мышление, сообразительность.

2 занятие

Рассказ воспитателя о телефоне. Дидактическая игра "Веселая карусель" (Кто, где живет - животный и растительный мир Калмыкии)

Программное содержание:

Добиться усвоения детьми следующих знаний: телефон нужен людям, чтобы передавать важные известия, поздравлять с праздниками, с днем рождения, вызывать врача к больному и пр. По телефону следует разговаривать приветливо, вежливо. Ознакомить детей с новыми словами и выражениями- телефон, мобильный, клавиши, вас слушают, если можно позовите, пожалуйста, и др.

3 занятие

Беседа о весне, ЗКР/повторение/

Программные задачи:

Закрепить представления детей о весне, характерных признаках сезона. Рассказать о приметах весенних месяцев, о пробуждающейся жизни животных и птиц, неживой природы. Обогащать словарь детей. Дифференцировать произношение звуков Р-Рь в слогах, словах, чистоговорках.

4 занятие

Интегрированное занятие "Здравствуй, весна-красавица!"/аппликация/

Программные задачи:

Развивать логическое мышление, умение согласовать окончания прилагательных и существительных. Воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

2 половина дня

Сочинение сказок с помощью изобразительных средств "Весенняя сказка"

Цель: активизировать пассивный словарь детей, мышление, память. Развивать наблюдательность, интерес к словотворчеству.

Май

1 занятие

ЗКР, дидактическая игра "Говори наоборот"

Программные задачи:

Напомнить детям артикуляцию звуков Р и Л, поупражнять в правильном произношении этих звуков. Закрепить произношение звуков в словах. Учить находить звук в слове-названии предмета. Учить различать звуки Р и Л воспитывать звуковую выразительность речи (тихо, громко и т. д.) развивать быстроту реакции, сообразительность, словотворчество.

2 занятие

Составление детьми описательных рассказов, дидактическая игра "Колечко" /игровые упражнения Венгер Л. А. /

Программные задачи:

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам, включающие название предмета и его приметы: цвет, размер и другие особенности внешнего вида. Развивать память, мелкую моторику рук.

3 занятие

ЗКР/Повторение/, дидактическая игра "Подбери признак"

Программные задачи:

Проверить, помнят ли дети звуки с которыми их знакомили на предыдущих занятиях, правильно ли произносят их. Предложить задания на узнавание звука в загадках, на нахождение звука в названиях предметов, имен и пр. Поощрять желание детей импровизировать.

4занятие

Конкурс-викторина "Город правильной речи"

Программные задачи:

Развивать логическое мышление, сообразительность, память, воображение. Закрепить уточнить знания детей о произведениях художественной литературы, сезонных изменениях в природе, признаках предметов и т. д.

Досуговая деятельность-драматизация калмыцкой сказки "Три бабочки"

Цель: воспитывать интерес и любовь к фольклору калмыцкого народа, развивать любознательность, интонационную выразительность речи.

Дополнительная работа по развитию речи

1. Индивидуальная работа в уголке книги (чтение, рассматривание иллюстраций и пр.)

2. Игры-драматизации во второй половине дня.

3. Связь с другими видами занятий (интеграция с занятиями по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, ребенок и окружающий мир, экологией).

4. Различные виды театрализованной деятельности (настольный театр, кукольный и др.)

5. Праздники и развлечения (тематические, календарные).

6. Домашние задания для совместной деятельности родителей и детей.

7. Сочинение сказок, историй, рассказов с использованием средств изодеятельности.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы.Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы. Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД в средней группе по развитию речиКонспект НОД в средней группе по развитию речи Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема: Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и.

Конспект по развитию речи в средней группе Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «Животные и их детёныши». Задачи: Учить детей по набору игрушек составлять короткий.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Простые советы по развитию речи детей 3–4 лет. Консультация для родителейПростые советы по развитию речи детей 3–4 лет. Консультация для родителей Часто родителям внушают, что для развития ребёнка надо обязательно тратить деньги на множество развивающих игр и «учебников», водить его.

Автор публикации:
Консультация по развитию речи детей в средней группе
Опубликовано: 16 января 2022 в 16:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация по развитию речи детей в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Дьячкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД