Юлия Дьячкова
Консультация по развитию речи детей в средней группе
Пояснительная записка
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура, лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связную речь развивается в направлении от диалогической к монологической.
Публикация «Консультация по развитию речи детей в средней группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка : совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться со взрослыми и сверстниками.
Основным направлением в звуковой культуре речи является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции. Попутно уделяется внимание развитию фонематического слуха, речевому дыханию, интонационной выразительности, темпу речи.
Усложняется грамматическое оформление речи, дети 4-5 лет проявляют грамматическую самостоятельность: не только воспроизводят услышанное, но и творчески принимают усвоенное. Дети могут согласовывать слова в предложении.
Новые слова питают детскую любознательность. Словарная работа связана с вычислением в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесным обозначением. При этом для ребенка важна наглядность.
У детей четырех лет речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картине, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях, но и в режимных процессах, в игре.
Задачи развития речи детей среднего дошкольного возраста.
1. Расширение, углубление словарного запаса, активного и пассивного словаря.
2. Овладение грамматическим строем речи.
3. Развитие связной речи.
4. Развитие фонематического слуха и формирования правильного произношения всех звуков родного языка.
5. Воспитание звуковой и интонационной выразительности речи.
Январь
1 занятие
ЗКР. Драматизация сказки"Теремок"
Программные задачи:
Учить детей обыгрывать роли, добиваться выразительного их исполнения.
Учить отчетливо произносить звук Ж: изолированный, в слоге, в словах, в чистоговорках. Развивать речевое дыхание - учить произносить звук Ж длительно на одном выдохе. Воспитывать интонационную выразительность.
2 занятие
Составление детьми описательного рассказа об игрушке.
Дидактическая игра "Какой предмет"/Венгер Л. А. /
Программные задачи:
Продолжать формировать умение составлять описательные рассказы об игрушках по образцу рассказа воспитателя. Учить детей отгадывать загадывать загадки. Развивать сообразительность, логику мышления
3 занятие
Пересказ сказки В. Сутеева "Кто сказал "мяу"?", ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Учить детей драматизировать сказку: выразительно пересказывать, имитируя движения животных. Дифференцировать в речи произношение звуков Ж-Ш в слогах, словах, чистоговорках. Развивать речевое дыхание, длительность речевого выдоха.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в сказке.
4 занятие
Беседа о зиме
Программные задачи:
Закрепить представления о зиме, ее признаках. Рассказать о приметах зимних месяцев, о жизни людей, диких и домашних животных, птиц во время зимнего периода. Развивать наблюдательность, интерес к явлениям живой и неживой природы.
2 половина дня -работа с театральными куклами - нарукавные куклы.
Цель: рассказать детям о технике вождения нарукавных кукол, развивать интонационную выразительность речи, интерес к театрализованным действиям.
Досуговая деятельность-драматизация сказки "Заюшкина избушка"- для малышей.
Цель: развивать интонационную выразительность речи, умение обыгрывать сюжет. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Февраль
1 занятие
ЗКР, Дидактическая игра "Когда это бывает?"
Программные задачи:
Напомнить детям артикуляцию звука Ч, поупражнять в произношении звука в словах и фразах. Учить произносить звук утрированно, контролируя деятельность выдоха, узнавать интонируемый звук в рифмовке. Развивать слуховое внимание, память.
2занятие
Рассматривание и составление рассказа по пейзажной картине "Зимний пейзаж" Грабарь
Программные задачи:
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине, описывать природу, настроение художника. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными среднего рода. Учить понимать содержание картины. Воспитывать эстетический вкус, любовь к произведениям искусства. Развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
3 занятие
Сочинение сказок по мотивам литературного произведения Ш. Перро "Красная шапочка" с помощью настольного театра.
Программные задачи:
Упражнять детей в рассказывании сказки с элементами творческого рассказа. Развивать умение придумывать собственный сюжет, продолжать начатую историю. Активизировать пассивный словарь. Воспитывать интонационную выразительность речи.
4 занятие
Заучивание стихотворения из цикла "Мамин день", конкурс "я дарю подарок маме"/искусство поздравления/. Психотехнические игры/Мой мир в диалоге исскуств/ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Учить детей составлять поздравительные тексты, составлять восклицательные предложения, интонационно выражать речь. Упражнять в четком, выразительном чтении заученного стихотворения. Воспитывать речевое дыхание, длительный речевой выдох. Дифференцировать звуки Ч-Ш в слогах, словах, чистоговорках.
Работа с родителями - оформление стенгазеты "Развивать речь ребенка " с участием логопеда ДОУ.
Цель: сообщить информацию об особенностях развития речи детей среднего дошкольного возраста, о роли родителей в ее становлении, дать советы по работе с детьми - упражнения, пальчиковые игры, рекомендации.
Март
1 занятие
ЗКР, дидактическая игра на развитие средств общения /Мои мир в диалоге искусств/
Программные задачи:
Объяснить и показать детям артикуляцию звука Л, поупражнять их в произношении звука изолированно, в слогах, словах, в стихах. Учить произносить звук Л медленно, быстро. Воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарь.
2 занятие
Составление рассказа по картине "Ранняя весна" Саврасова. Дидактическая игра "Когда это бывает?"
Программное содержание:
Упражнять детей в согласовании частей речи при составлении предложении. Учить понимать содержание картины, называть, то что видели, отвечать на вопросы, делать простейшие умозаключения.
3 занятие
Группировка предметов (одежда, обувь, головные уборы, дидактическая игра "Подбери признак ", ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Познакомить детей с тем, что вещи, которые носят люди, делятся на одежду, обувь, головные уборы. Выяснить, какие из этих вещей ребята знают, уточнить название некоторых из них. Учить детей группировать вещи, использовать в речи соответствующие собирательные существительные. Дифференцировать в речи звуки Л-Ль в слогах, словах, чистоговорках.
4 занятие
Пересказ рассказа "Лев и собачка" Л. Н. Толстого, дидактическая игра "Весна- красна"
Программное содержание:
Учить детей при пересказе сохранять последовательность изложения. Поощрять не только за подробный, но и за выразительный рассказ. Учить использовать в речи авторские выражения. Развивать мышление, память.
Досуговая деятельность-развлечение "Скоро сказка сказывается. "
Цель: развивать воображение, творчество, диалогическую речь, интонационную выразительность речи.
Апрель
1 занятие
ЗКР. Отгадывание загадок.
Объяснить и показать детям артикуляцию звука Р, поупражнять их в произношении звука изолированно, в слогах, в словах. Учить произносить звук Р медленно, быстро. Воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарь. Развивать логическое мышление, сообразительность.
2 занятие
Рассказ воспитателя о телефоне. Дидактическая игра "Веселая карусель" (Кто, где живет - животный и растительный мир Калмыкии)
Программное содержание:
Добиться усвоения детьми следующих знаний: телефон нужен людям, чтобы передавать важные известия, поздравлять с праздниками, с днем рождения, вызывать врача к больному и пр. По телефону следует разговаривать приветливо, вежливо. Ознакомить детей с новыми словами и выражениями- телефон, мобильный, клавиши, вас слушают, если можно позовите, пожалуйста, и др.
3 занятие
Беседа о весне, ЗКР/повторение/
Программные задачи:
Закрепить представления детей о весне, характерных признаках сезона. Рассказать о приметах весенних месяцев, о пробуждающейся жизни животных и птиц, неживой природы. Обогащать словарь детей. Дифференцировать произношение звуков Р-Рь в слогах, словах, чистоговорках.
4 занятие
Интегрированное занятие "Здравствуй, весна-красавица!"/аппликация/
Программные задачи:
Развивать логическое мышление, умение согласовать окончания прилагательных и существительных. Воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
2 половина дня
Сочинение сказок с помощью изобразительных средств "Весенняя сказка"
Цель: активизировать пассивный словарь детей, мышление, память. Развивать наблюдательность, интерес к словотворчеству.
Май
1 занятие
ЗКР, дидактическая игра "Говори наоборот"
Программные задачи:
Напомнить детям артикуляцию звуков Р и Л, поупражнять в правильном произношении этих звуков. Закрепить произношение звуков в словах. Учить находить звук в слове-названии предмета. Учить различать звуки Р и Л воспитывать звуковую выразительность речи (тихо, громко и т. д.) развивать быстроту реакции, сообразительность, словотворчество.
2 занятие
Составление детьми описательных рассказов, дидактическая игра "Колечко" /игровые упражнения Венгер Л. А. /
Программные задачи:
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам, включающие название предмета и его приметы: цвет, размер и другие особенности внешнего вида. Развивать память, мелкую моторику рук.
3 занятие
ЗКР/Повторение/, дидактическая игра "Подбери признак"
Программные задачи:
Проверить, помнят ли дети звуки с которыми их знакомили на предыдущих занятиях, правильно ли произносят их. Предложить задания на узнавание звука в загадках, на нахождение звука в названиях предметов, имен и пр. Поощрять желание детей импровизировать.
4занятие
Конкурс-викторина "Город правильной речи"
Программные задачи:
Развивать логическое мышление, сообразительность, память, воображение. Закрепить уточнить знания детей о произведениях художественной литературы, сезонных изменениях в природе, признаках предметов и т. д.
Досуговая деятельность-драматизация калмыцкой сказки "Три бабочки"
Цель: воспитывать интерес и любовь к фольклору калмыцкого народа, развивать любознательность, интонационную выразительность речи.
Дополнительная работа по развитию речи
1. Индивидуальная работа в уголке книги (чтение, рассматривание иллюстраций и пр.)
2. Игры-драматизации во второй половине дня.
3. Связь с другими видами занятий (интеграция с занятиями по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, ребенок и окружающий мир, экологией).
4. Различные виды театрализованной деятельности (настольный театр, кукольный и др.)
5. Праздники и развлечения (тематические, календарные).
6. Домашние задания для совместной деятельности родителей и детей.
7. Сочинение сказок, историй, рассказов с использованием средств изодеятельности.