Анна Ильдерханова
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без препятствий»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - это проблема всего общества. В настоящее время очень сложно представить себе мир без автомобилей. Дети зачастую не осознают, какую опасность таит в себе мир машин и дорог. Дошкольники не могут в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми и ловкими и быстрыми.
Публикация «Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма „Дорога без препятствий“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей ежегодно возрастает. Причина таких происшествий кроется в непонимании взрослыми важности обучения детей правилам дорожной безопасности и собственной ответственности перед ними. Родители в основной своей массе недооценивают значение периода дошкольного детства, считая его подготовительным этапом к обучению в школе.
В то же время, именно в этот период закладываются основы позитивной социализации, основы безопасности жизни. Роль педагогов заключается не только в том, что бы дать ребенку представление о безопасности на дороге, но и в том, чтобы помочь родителям осознать значимость работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, необходимость активного участия в совместных с дошкольным учреждением мероприятиях.
Достаточно ясным представляется, что для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания не только родителей, но и дополнительные образовательные ресурсы. Внедрение качественно новых форм взаимодействия с такими институтами (телемост, интервьюирование, создание тематических видеороликов, акции и т. д.) способствует повышению эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Положительные эмоции, получаемые от совместной деятельности детско-взрослого сообщества, взаимопример, сохраняются в сознании ребёнка и переносятся в его дальнейшую взрослую жизнь.
Одним из основных личностных характеристик выпускника дошкольного образовательного учреждения являются инициативность, самостоятельность, устойчивость к стрессам, любознательность. Становление данных качеств невозможно без объективной картины мира и знания безопасного в нем существования. Этим и объясняется особая значимость и актуальность работы по формированию основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Цель программы: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством формирования основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде старших дошкольников.
Задачи программы:
1. Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о разных видах транспорта.
2. Познакомить детей со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Расширять знания детей о работе сотрудников дорожной инспекции.
3. Способствовать развитию практических навыков ориентирования в дорожно-транспортной среде, сигналах светофора, разметки дороги.
4. Расширять словарный запас по дорожной лексике.
5. Развивать познавательный интерес, умение своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Новизна программы заключается в использовании новых форм взаимосотрудничества детского сада и социальных партнеров для повышения эффективности работы с детьми по профилактике ДДТТ.
Программа предполагает реализацию в течение 9 месяцев: сентябрь – май. Деятельность проходит в рамках совместной деятельности детей с педагогом, в занимательной, игровой форме, во второй половине дня, в качестве организационных форм работы используются так же целевые прогулки, экскурсии, развлечения, конкурсы, викторины с использованием транспортной площадки, сюжетно-ролевые игры.
Формы и режим занятий:
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОО, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, не формальность, творческий поиск позволяют:
- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
- привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Методы и приемы работы с детьми:
- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, игры-имитации и др., игровые упражнения;
- Моделирование и решение заданных проблемных ситуаций;
- Решение логических задач;
- Беседы, дискуссия;
- Наблюдение;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр видео-диафильмов, тематических презентаций;
- Инсценировки;
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- Акции.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование;
- Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации, взаимодействие через интернет-сайт учреждения);
- Родительское собрание;
- Фотовыставки, выставки рисунков;
- Информационные стенды по ПДД;
- Памятки, буклеты, презентации для родителей;
- Участие родителей в развлечениях, круглых столах, конференциях, акциях.
Участники программы:
- Дети дошкольного возраста;
- Сотрудники ДОО;
- Сотрудники ОГИБДД ОМВД России;
- Родители.
Сроки реализации программы: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса. (СанПиН 2.4.1.3049-13 пункт XI. 11.10.)
Ожидаемые результаты:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса;
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№
Название раздела Темы теория практика
1 Организационный Вводное занятие.
«Здравствуй, улица!»
«Пешеходный переход» 5 6
2 Основной «Островок безопасности»
«Правила перехода проезжей части»
«Не играй на переходе»
«Запрещающие дорожные знаки»
«Предупреждающие дорожные знаки»
«Информационные дорожные знаки»
«Это должен каждый знать обязательно на пять»
«Безопасная прогулка»
«Специальные машины: скорая помощь»
«Специальные машины: полиция»
«Специальные машины: пожарная машина»
«Специальные машины: дорожная служба»
«Кто заменит светофор?»
«Регулировщик»
«Дорожные опасности»
«Пешеход»
«Дорожные ситуации»
«Пристегни ребенка или безопасная поездка»
«Безопасный перекресток»
«Наземный транспорт»
«Правила поведения в общественном транспорте» 10 18
3 Заключительный «Правила движения достойны уважения!» (повторение)
2 8
Итого: 32
Содержание программы дополнительного образования детей
(краткое описание тем)
Наименование темы (раздела) Содержание
(темы занятий, формы работы) Сроки реализации
Вводное занятие.
Дидактическая игра «Что будет если…»
Развивающая игра «Что изменилось?»
Выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Развивать произвольное внимание, наблюдательность, умение понятно строить свой ответ. Сентябрь
Моторные игры «Мчатся машины», «Идем, едем, играем».
Дидактическая игра «Угадай транспорт».
Основные правила на дороге. Специальные сигналы транспортных средств. Приоритеты на дорогах. Развивать внимание, память, умение изменять движение по сигналу; закреплять представление о скорости передвижения автомобилей по улицам города.
Закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Октябрь
Дорожные ловушки в период осенних каникул.
Моделирование проблемных ситуаций «Дорога без препятствий».
Отрицательные факторы, влияющие на детей. Возможные опасные дорожные ситуации с детьми.
Разработать безопасный маршрут от дома до детского сада; учить ориентироваться в дорожных ситуациях, возникающих по пути из дома в детский сад Ноябрь
Велосипедист - участник дорожного движения.
Игра-моделирование «Моя улица». Требования к движению велосипедистов по проезжей части дорог. Предупредительные сигналы, подаваемые велосипедистом при движении. Движение колонны велосипедистов. Общее устройство велосипеда.
Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта. Июнь – июль
Игра-тренинг «В автобусе, в трамвае». Закрепить представления о правилах безопасного поведения в общественном транспорте. Август
Дорожные ловушки в период зимних каникул.
Сюжетно-дидактическая игра «Нам на улице не страшно».
Отрицательные факторы, влияющие на детей. Возможные опасные дорожные ситуации с детьми.
Закрепить у детей знание правил дорожного движения; расширять знания детей о правилах поведения на улице; учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах. Декабрь
Автомобиль: вчера, сегодня, завтра.
Обучающая игра «Дорожники».
История развития автотранспорта. Великие изобретатели. Современная классификация автомобилей. Автомобильные эмблемы.
Помочь научиться понимать дорожную символику и ее специфику на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность; развивать логическое мышление. Январь
Движение автомобиля.
Игра-тренинг «Опасно – не опасно». Правостороннее и левостороннее, одностороннее и двустороннее дорожное движение. Дороги нашего населенного пункта. Элементарные вопросы движения транспортных средств. Предупредительные сигналы водителей. Влияние погодных условий на движение автомобиля.
Закрепить представления детей о правилах безопасного поведения в транспорте. Февраль – март
Опасности на дороге.
Моделирование проблемных ситуаций «Научим Незнайку ПДД».
Виды опасности и опасных участков дороги : по видимости, по состоянию дорожного покрытия, по форме дорог. Дорожные знаки, обозначающие опасные участки дороги. Опасности на дороге в зависимости от времени суток и времени года. Советы пешеходу и водителю. Светоотражающие элементы для транспорта и пешеходов.
Закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; учить анализировать опасные ситуации, возникающие на дороге, и находить способ их избегать; развивать умение формулировать свои мысли. Апрель - май
Правила безопасного поведения на железной дороге.
Развивающая игра «Что я видел?»
Правила поведения пешеходов и водителей на железной дороге. Типы железного переезда. Предупреждающие знаки.
Развивать произвольное внимание, сосредоточенность; закреплять правила поведения на дороге. Сентябрь
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.
Игра-тренинг «Ты как поступаешь?» Травмы при ДТП. Состав автомобильной аптечки. Классификация ран и их осложнений. Виды и характеристика кровотечений.
Закреплять правила безопасного поведения на проезжей части. Октябрь - ноябрь
Знатоки ПДД.
Сюжетно-ролевая игра «Я – регулировщик»
Моделирование проблемных ситуаций (на макете).
Площадка для практических занятий по ПДД. Ее основные элементы. Закрепление знаний ПДД.
Формировать представление о профессии регулировщика.
Учить анализировать опасные ситуации на дороге. Развивать речь, поощрять стремление рассуждать. Декабрь – январь
Организация и проведение слета ЮИД.
Дидактическая игра Куда спрятался знак?
Игры на макете «Улицы моей Шенталы».
Дидактическая игра «Найди по схеме». Положение о проведении слета ЮИД. Разбор конкурсных этапов. Подготовка к конкурсным этапам. Проведение школьного слета ЮИД (визитная карточка, экзамен по ПДД, оказание доврачебной помощи, фигурное вождение велосипеда, вело трасса). Интеллектуальная эстафета («Знатоки ПДД», награждение победителей.
Продолжать знакомить с дорожными знаками : предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
Закреплять навыки культурного и безопасного поведения на улице и в транспорте.
Учить ориентироваться на схеме. Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Февраль – апрель
Развивающая игра «Что? Где? Откуда?»
Итоговое занятие. Повторить и закрепить знания детей о ПДД.
Оценка работы объединения. Определение уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Май
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Конспект НОД по ПДД в старшей группе для детей с ОНР «Внимание! Безопасная дорога детства»
Цель:
- продолжать обучать детей правилам поведения на улице.
Задачи:
- закрепить знания детей о работе светофора;
-закрепить знание дорожных знаков, их значение;
- закрепить умение классифицировать дорожные знаки на 3 группы : «запрещающие», «предупреждающие», указательные»;
- обогащать словарь детей словами, связанными с описанием правил поведения на улице;
- закрепить правила поведения на улице;
- упражнять в согласовании слов в предложении;
- упражнять в подборе синонимов;
- способствовать развитию произвольного внимания;
- развивать воображение, творчество через создаваемые ситуации;
- развивать фонематический слух;
- стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук;
- воспитывать умение слушать ответы товарищей, дополнять их;
- побуждать детей к соблюдению правил поведения на улице;
- воспитывать ответственность за свою безопасность и безопасность других людей.
Методы и приемы :
Словесные: указания, вопросы, инструкции, объяснение, поощрение. Художественное слово (загадки, стихотворение, напоминание).
Практические: складывание целого из частей (дорожные знаки, решение проблемных ситуаций).
Наглядные: демонстрационный материал (буквы А, В, Т, О, М,О, Б, И,Л, Ь, иллюстрации пешеходного светофора и для водителей; карточки с сигналами светофора – красный, желтый, зеленый; карточки с изображениями символов.
Игровые: дидактическая игра, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Материал к НОД:
Демонстрационный:
- иллюстрации пешеходного светофора и светофора для водителей;
- буквы А, В, Т, О, М,О, Б, И,Л, Ь;
- карточки с сигналами светофора красного, желтого, зеленого цвета;
- дорожные знаки
Раздаточный:
- разрезные дорожные знаки;
- дорожные знаки;
- светофор с разными сигналами светофора.
Пропедевтическая работа
1. Чтение художественной литературы: А. Иванов «Азбука безопасности», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки», С. Пшеничных «По дороге мчат машины», Н. Носов «Автомобиль», В. Берестов «Стоял ученик на развилке дорог».
2. Подвижные игры: «Заколдованные знаки», «Чья команда быстрее соберется», «Найди свой домик».
3. Сюжетно- ролевые игры: «Нам на улице не страшно», «Инспектор ГИБДД».
4. Дидактические игры: «Веселый светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Законы улиц и дорог», «Дорожные знаки», «Хорошо-плохо», «Не зевай, правила движенья выполняй».
5. Словесные игры на установление причинно-следственных связей.
6. Выставки книг с художественными произведениями по данной теме.
7. Заучивание стихотворений.
8. Беседы
9. Игры – инсценировки.
10. Рассматривание иллюстраций.
11. Решение проблемных ситуаций.
12. Экскурсия к дороге.
13. Разгадывание кроссвордов.
Индивидуальный подход.
Индивидуальная работа в процессе НОД проводиться по мере необходимости:
- оказание помощи в складывании целого из частей, назывании знака и его группы;
- дать возможность детям, быстро справляющимся с заданием оказать помощь сверстникам.
Форма проведения НОД:
- фронтальная.
Форма организации детей в процессе НОД:
- сидя за столами;
-на ковре;
- у мольберта на ковре.
Физкультминутка.
Начинается разминка (встали в круг)
Встали, выпрямили спинки, основная стойка,
Вправо-влево наклонись, руки на поясе,
И ещё раз повторили, наклон!
Ход НОД
Организационный момент (на ковре) :
- Ребята, отгадайте слово. Оно состоит из первых звуков слов, которые я назову. Астра-вокзал-телевизор-окно-мойка-озеро-бинокль-игра-лето и ь. Какое слово получилось? Как по-другому назвать автомобиль? Ребята, всегда ли люди передвигались на машине? Когда-то очень давно люди передвигались пешком, даже на большие расстояния. Затем человек стал приручать животных. А вы знаете каких? Кто отгадает загадку садиться за стол.
Основной.
«По пескам пустыни люди
Тихо едут на … (верблюд)
Через зарослей заслон
Нёс бревно огромный (слон)
Возит нарты целый день
Транспорт тундры кто? (олень)
Он, как ветер и огонь,
Мчит меня мой резвый… (конь)
Цокает копытцами по дорогам сёл
С ношею тяжёлой ушастенький (осёл)
Запрягают нас в упряжки,
Возим санки по Аляске… (собака)
Но со временем люди стали интересоваться техникой, и появились первые автомобили. Первые авто медленно ездили и пугали прохожих своим шумом. Но спустя несколько лет человек понял, как важен и необходим в нашей жизни автомобиль. Улицы большого города шумны и многолюдны. Туда – сюда ездят машины. Здесь не зевай, смотри в оба. Опасности подстерегают на каждом шагу.
- Кто же может прийти на помощь к пешеходам?
- Как помогает светофор регулировать движение?
- Какие ещё бывают светофоры?
- Чем отличаются?
- Саша, найди светофор для пешехода.
- Что обозначает мигающий сигнал светофора?
- Можно ли начинать движение?
На дороге нужно быть очень внимательными, давайте проверим, насколько вы внимательны.
Пальчиковая игра «Весёлый светофор» (за столами) – хлопки в
Красный сигнал – сжали кисти в кулак
Жёлтый сигнал – хлопки в ладоши
Зелёный сигнал - продвигаем указательным и среднем пальцами по столу
(имитация ходьбы).
«Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, над головой.
Азбук улиц, проспектов, дорог,
Город дает нам все время урок».
- О какой азбуке идет речь в стихотворении?
На улице много дорожных знаков, они лучшие друзья водителей и пешеходов. Почему? Какие группы знаков вы знаете? Знаки бывают разной формы и разного цвета. У каждого на столе есть дорожный знак. Сложите его из частей, назовите и дайте характеристику.
«Заколдованные знаки»
Предлагаю отдохнуть и немного размяться.
Физкультминутка.
Начинается разминка (встали в круг)
Встали, выпрямили спинки, основная стойка,
Вправо-влево наклонись, руки на поясе,
И ещё раз повторили, наклоны вправо – влево,
Приседаем мы по счету: приседания
Раз, два, три, четыре, пять-
Это нужная работа (бодрая ходьба на месте)
Мышцы ног тренировать!
Ой, мы с вами заблудились, и нам нужно найти свои домики. А помогут нам в этом дорожные знаки.
«Найди свой домик»
На полу лежат дорожные знаки. По моей команде возьмите по 1 знаку. К белому значку подойдут ребята с указательными значками, к желтому – с предупреждающими, к красному – с запрещающими. (Спросить детей, почему они выбрали этот домик, какой знак, правильно ли выполнили задание). Ребята, а как нужно переходить дорогу, если рядом нет помощника – светофора?
Однажды я наблюдала такой случай: 2 мальчика шли по тротуару и держали в руках воздушные шары. Вдруг подул порыв ветра, и шары вырвались из рук и полетели прямо над проезжей частью дороги. Мальчики побежали через газон к дороге наперерез машинам. Внимательный водитель автобуса посигналил мальчикам и затормозил.
Как вы думаете, правильно ли поступили мальчики? Что могло с ними случиться? Как бы поступили вы? Представьте, что вы находитесь у дороги и хотите перейти через улицу. Как вы себя не будете вести? На правильный ответ – хлопок в ладоши.
Игра «Можно – нельзя»
- переходить улицу при зеленом свете светофора;
- переходя улицу играть в интересную игру;
- переходить спокойным шагом;
- переходить быстро, торопясь на автобус;
- переходить улицу там, где удобнее, а не безопаснее;
- перебегать дорогу на мигающий сигнал светофора;
- убегать от мамы, если увидел знакомого человека.
Итог:
На этом, ребята, наше занятие заканчивается. Как о многом мы успели поговорить? Вам было интересно? Как вы думаете, что нам нужно запомнить?
Ребята, у нас есть светофор и если вам было легко выполнять все задания и вы были внимательны, то возьмите светофор с зеленым сигналом. Если вы в чем-то затруднялись, были не очень внимательны, возьмите светофор с желтым сигналом. Если вам было трудно, возьмите светофор с красным сигналом. Ну, а теперь подошло к концу и наше занятие.
Анкетирование родителей по теме:
«Я и мой ребенок на улицах города»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли ваши дети ориентироваться на улицах города и знакомы ли они с правилами дорожного движения.
1. Считаете ли Вы необходимым в детском саду знакомить детей с правилами безопасного дорожного движения? Если да, то укажите, с какого возраста___
2. Ваш ребенок знает:
• свой домашний адрес ___
• номер телефона ___
• названия города ___
3. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада :
• пешком___
• на транспорте ___
4. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:
• переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке
• переходите дорогу там, где Вам кажется удобно
5. Кто научил ребенка соблюдать Правила дорожного движения
• детский сад ___
• вы сами___
• бабушка, дедушка___
6. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?
• ежедневно___
• иногда___
• очень редко ___
• не говорим на эту тему___
7. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте:
• не сорит в салоне___
• не шумит ___
• садится на свободное сиденье___
8. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:
• будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны
• неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители___
• будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны
9. Какую помощь Вы хотели бы получить по данному вопросу? (Укажите)
Благодарим за участие!