Аня Цикушева
Мероприятия в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире количество машин на дорогах возрастает и это способствует к сожаленью, росту числа дорожно — транспортных происшествий. Каждый день сотни людей гибнут на дорогах, получают серьезные травмы. Особую тревогу вызывает, что среди пострадавших много детей. И это происходит потому, что дети нарушают правила уличного движения, не осознавая трагические последствия своих поступков. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они ещё не умеют управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить скорость и расстояние до приближающейся машины, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Во избежание несчастных случаев все участники дорожного движения должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужныи нашим детям. Поэтому в образовательных учреждениях особое значение придается профилактике по предупреждению дорожно - транспортного травматизма и обеспечению безопасности на дорогах.
Темочки:
Обучение детей правилам доржного движения необходимо начинать с раннего возраста. В эту работу должны включиться семья, дошкольное учреждение, затем школа и т. д.
Перед родителями и педагогами стоит задача — воспитать из дошкольников грамотных и дисциплинированных участников доржно — транспортного движения.
Исследования психологов подтвердили, что у дошкольников наблюдается разрыв междутеоретическими знаниями и практическим применением этих знаний.
Детей привлекает разнообразие окружающего мира, они не умеют управлять своим поведением в этом мире. Чтобы у детей сформировалось верное представление о правилах дорожного движения необходимо провести тематическое занятие, а затем закрепить на практике.
В воспитательно — образовательном процессе ДОУ выделена образовательная область «Формирование основ безопасности», с задачами по возрастным группам. Безопасное поведение в природе, где формируются:
экологическая культура;
правила поведения в природе;
знакомство с представителями флоры и фауны;
знакомство и расширение знаний о природных явлениях.
Безопасность на дорогах :
знакомство детей с правилами дорожного движения и дорожными знаками;
знакомство детей с работой ГИБДД;
воспитание культуры поведения на улице и в общественных местах;
формирование умения ориентироваться в местах проживания и в пределах ближайшей к детскому саду.
Безопасность собственной жизни:
формирование представления о бытовых приборах и правилах безопасного
обращения с ними;
формирование безопасного поведения во время игр в разное время года;
формирование знаний о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи;
формирование знаний своих данных, домашнего адреса, телефона.
Большое внимание уделяется также работе с коллективом по повышению у педагогов компетенции в знаниях правил дорожного движения,методике и формам обучения детей дошкольного возраста правилам поведения на дороге.
В работе с педагогами используютсятакие формы, как педагогические советы, консультации, открытые прсмотры, пректная деятельность и ставятся задачи:
расширить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения;
пополнить наглядно — дидактический материал;
создать игровую среду по закреплению знаний по ПДД;
разработать план изучения правил дорожного движения.
Педагогам необходимо ознакомиться с инструкцией разработанной в дошкольном учреждении по предупреждению детского дорожно — транспортного травматизма.
Правила, изложенные в данной инструкции, предлагаются к обязательному исполнению.
· Отправляясь на экскурсию или на прогулку, воспитатель должен точно знать число детей, которых он берёт с собой. Оставшиеся по каким-либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определённого сотрудника.
· Группы детей разрешается водить только по тротуару. Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.
· Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идёт впереди, другой - сзади.
· · Переходить улицу нужно не спеша, спокойным, ровным шагом в местах, где имеются знаки перехода или на перекрёстках.
· Переходить через улицу надо напрямик, потому что это ближайший путь на противоположную сторону.
· При переходе улицы на перекрёстке надо обращать внимание не только на зелёный сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара, необходимо пропустить машины.
· В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.
· Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.
·· Каждый воспитатель должен сам хорошо знать правила дорожного движения.
Для каждой возрастной группы составлен примерный перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность.
Дошкольники приобретают знания, умения, навыки поведения по ПДД через непосредственно организованную деятельность, игровую деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения целевых прогулок, экскурсий, через беседы, физкультурно-оздоровительные досуги, организуются чтения художественной литературы, просмотры мультфильмов,музыкальные, театрализованные мероприятия, проводятся занятия по ПДД, организуются дидактические и сюжетно — ролевые игры.
Игра - это основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей ; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.
При обучений детей правилам дорожного движения с помощью игры, взрослый должен представлять себе, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Прежде чем начинать обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения зависит не только его здоровье, но и жизнь.
Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при участии родителей и специалистов ДОУ.
В начале учебного года в детском саду проводится тематическая неделя "Правила дорожные детям знать положено!", во время которой организуются мероприятия, направленные на предупреждение и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. В течении этой недели проводятся консультации для родителей «Основные правила дорожного движения», «Читаем детям о безопасности на дорогах». Проводятся выставки рисунков, изготовленные детьми с воспитателями на занятии или дома совместно с родителями.
Для родителей оформляется родительский уголок и папка передвижка. Форма работы через родительские уголки, продуктивную деятельность, папки-передвижки остаются традиционными, но она необходима для работы с родителями. Красиво оформленная информация привлекает внимание родителей и дает свой положительный результат.
В ДОУ в каждой возрастной группе для детей оформлены "Уголки безопасности", где есть все необходимые атрибуты, наглядный материал по правилам дорожного движения.
Одним из способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах являются целевые прогулки, которые прводятся один раз в месяц, где дошкольники получают доступную, объективную информацию от взрослого. С детьми проводятся экскурсии к проезжей части, к перекрестку, проводятся наблюдения за движением транспорта и работой водителя, за работой светофора, за остановочними площадками и за пешеходным переходом. Детей знакомят с назначением дорожных знаков.
В ДОУ оборудуются площадки для изучения детьми правил доржного движения. Воспитатели используют эти площадки для тематических занятии
Работа с родителями — одно из основных направлений в предупреждении детского дорожно — транспортного травматизма.
Родители должны быть образцом подражения для своих детей.
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Родителям необходимо следовать следующим инструкциям:
Выходя из дому родители должны обратить внимание ребенка не приближается ли к ним транспортное средство; обратить внимание на закрывающие обзор предметы.
При движении по тротуару необходимо придерживаться правой стороны тротуара; взрослый должен находиться со стороны проезжей части и крепко держать за руку ребенка; · приучать детей идти по тротуару.
При переходе дороги необходимо остановиться, повернуть голову влево для осмотра дороги и осторожно переходить до середины,затем посмотрить вправо и если транспорта нет можно переходить. Переходить только по пешеходному переходу или на перекрестке
Каждый выход ребенка с родителями на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на дорогах, являющегося основой выполнения правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку об опасности несоблюдения правил дорожного движения. Совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у дошкольника своевременно сформируются представления о безопасном поведении при переходе дороги и регулярная забота о своей безопасности.