Зоя Маммаева
Методическая разработка по предупреждению капризов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детские капризы — это особенность поведения ребенка, которая выражается в неадекватных действиях и поступках, в сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем [1]. Капризы могут быть случайными, эпизодическими, однако легко трансформируются в привычную форму поведения, которая проявляется в общении ребенка со взрослыми и сверстниками. Процессы возбуждения у детей преобладают над процессами торможения. Ошибочно полагать, что капризы могут пройти самостоятельно. Основная причина детских капризов – неправильная модель воспитательных воздействий. Для их устранения родителям следует изменить систему воспитания. Ребенок может капризничать, если он не здоров или устал. Такие проявления капризов очень быстро проходят и с ними легко справиться, переключив его внимание. Необходимо избегать перевозбуждения нервной системы ребенка, поскольку данное состояние затрудняет решение воспитательных задач, в частности воспитания воли. Доброжелательный тон в обращении взрослых друг к другу; спокойное, ровное обращение с детьми; предъявление им разумных требований; дружеские отношения в семье – основа создания положительного семейного микроклимата [1]. И наоборот, несогласованность требований со стороны взрослых создает неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Например, что разрешает мать — может запретить отец, что запрещает мать — разрешает бабушка. Конечно, в таком случае ребенок следует тем требованиям, которые совпадают с его желаниями. Дети обычно тонко чувствуют, как можно себя вести в каждом конкретном случае. «Я не тебе плачу, я - бабушке», - говорит ребенок. Он знает, что при маме плакать нельзя, она строгая, при бабушке можно: она не устоит против требований любимого внука. В некоторых семьях дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта, т. е. ребенок изнежен, заласкан, родители предупреждают каждое желание ребенка и, в то же время очень мало от него требуют. Дети в таком случае, наоборот, много требуют от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Эти отношения должны быть пересмотрены. Надо формировать у ребенка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого оказать помощь: отнести, принести, поднять и т д. Включение ребенка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослого, бодрый, энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых - лучшие средства устранения неразумных желаний ребенка. Для здоровья и хорошего самочувствия ребенка-дошкольника важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня. То, что не вызовет большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной переутомления нервной системы ребенка. Яркие новые впечатления, незнакомые лица, сильные слуховые раздражители нарушают привычную атмосферу, переутомляют ранимую еще нервную систему ребенка, приводят к эмоциональной перегрузке. В результате ребенок плачет, отказывается кушать, не может уснуть. Дефицит общения со взрослыми, ограниченность совместных игр в семье вызывают у ребенка скуку, капризы. Эмоциональное благополучие обеспечивается удовлетворением потребностей ребенка в содержательной деятельности со взрослыми и предотвращает проявление капризов.
Публикация «Методическая разработка по предупреждению капризов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Литература:
1. Островская Л. Ф. «Почему ребенок не слушается» М. 1997 г.