Виктория Филиппова
Беседа по познавательному развитию по теме «Мебель» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Задачи: 1. Расширить знания детей о мебели : ее функции и назначении в жизни человека; о различных её видах; материале, из которого она изготовлена; истории происхождения, использовании ее человеком.
2. Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели : лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.
3. Развивать умение сравнивать, выделять признаки предметов, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы.
Публикация «Беседа по познавательному развитию по теме „Мебель“ в старшей группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
4. Воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода.
Оборудование:
- Иллюстрации: «Древние люди».
- Картинки с изображением мебели.
- Камни разного размера и цвета, доски, гвоздь, молоток для познавательно – исследовательской деятельности.
- Схема: Камень – гвоздь с молотком – пила – рубанок /все действия перечеркнуты/.
Дерево - гвоздь с молотком – пила – рубанок.
Ход беседы:
- «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие? Хотите узнать куда! /Ответы детей/. Мы отправляемся в прошлое. Вокруг себя повернулись, друг другу улыбнулись, потянулись, подышали, друг на друга посмотрели, а теперь тихонько сели.
Давным-давно люди жили в пещерах. Не было ни деревень, ни городов /рассматриваем иллюстрации с изображением жилья первобытных людей/. Они разжигали костры и грелись у огня, спасаясь от дождя и холода. Как вы думаете, на чем первобытные люди отдыхали? /Ответы детей/ - На полу, на земле, на камнях.
Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете? - Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно. Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет? /Ответы детей/ - Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. /Включаем презентацию/. И вот однажды, когда охотники возвращались с добычей, они сели отдохнуть на упавшее дерево. Отдохнув, охотники поняли, что на дереве сидеть теплее. Представьте, что вы в лесу, сидите на дереве. Удобно? Лучше, чем на земле? - /Ответы детей/. Но, посмотрите, дерево – оно какое? Что можно про него сказать? /Круглое, можно упасть, шершавое, тяжёлое и т. д. / И вдруг, человек увидел пенёчки и понял, что на них сидеть ещё удобнее. Так появились пенёчки – одиночки. А как вы думаете, с чем можно сравнить пенёк? Он легче, её можно переносить с места на место?
Так появились табуретки, затем скамейки, но человеку и этого было мало. Подумайте и скажите, на чём же ещё более удобно сидеть? /Ответы детей/ Правильно: стул, кресло. Почему? /Ответы детей/. А что ещё бывает на четырёх ногах? /Стол/. Из чего сделаны все эти предметы? /Из дерева/. Значит стул какой?
А теперь пора вернуться в группу : встаньте, пожалуйста, друг на друга посмотрели, подышали, потянулись, друг другу улыбнулись, вокруг себя повернулись и тихонько на стульчики присели».
Пальчиковая игра: «Мебель».
Это стул — на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх,
Это стол — за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху,
Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой,
В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей,
На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам).
- «Мы с вами побывали в прошлом.
Теперь подойдите, пожалуйста к столу.
Исследовательская деятельность.
Потрогайте камень и расскажите про него /рассказы детей/ / твердый, холодный, тяжелый, крепкий/. Теперь потрогайте дерево и расскажите про него /рассказы детей/ приятное на ощупь, крепкое, теплое, в нем можно просверлить отверстия/.
- Ребята, скажите, пожалуйста, камень можно построгать? /Нет/.
- В него можно забить гвоздь? /Нет/.
- Камень можно распилить? /Нет/.
Давайте с вами все действия с камнем покажем на схеме /показ схемы/.
- Ребята, скажите, пожалуйста, дерево можно построгать? /Нет/.
- В него можно забить гвоздь? /Нет/.
- Дерево можно распилить? /Нет/.
Действия с деревом обозначим так /показ схемы/.
Теперь посмотрите на схемы и скажите, из чего проще изготовить мебель? Почему? /Ответы детей/.
Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке. Как вы понимаете, поддаётся обработке? (можно распилить, убрать кору, стругать рубанком) Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели? Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели. Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи. На мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать любую мебель.
А сейчас представим, что мы отправились с вами в гости. Вот мы открываем дверь и… где мы с вами оказываемся? /в прихожей/. А какая же мебель стоит у нас в прихожей? И что мы сможем с ней сделать? Для чего она нам необходима? /В прихожей стоит шкаф, туда мы повесим одежду. Так же стоит полочка для обуви/. Головные уборы можно положить на полку или в шкаф. В прихожей может стоять стульчик или пуфик, на котором удобно разуваться. Давайте отправимся дальше. Вот мы с вами оказались в гостиной. Какую мебель мы можем в ней увидеть? И для чего же она нам нужна? /Ответы детей/. Из гостиной перейдем мы в спальную комнату. Какая же мебель стоит там? И как же мы можем ее использовать? /Ответы детей/. И конечно же, идем в вашу самую любимую комнату – детскую комнату. Какая же мебель стоит здесь и для чего же она вам нужна? А вот письменный стол? Для чего он нам понадобится? А вот и стул возле него? А диван есть? Расскажите, какой он и для чего нам служит? Есть ли шкаф? Какой он и что же мы можем положить в него? А где же игрушки находятся? /Ответы детей/. Отправляемся на кухню. Какую мебель мы видим на кухне, и для чего она нам пригодится? / Ответы детей/. Пойдемте в ванную комнату. Какая же мебель в ванной комнате? Для чего она нам нужна? А сейчас поиграем».
Игра: «Доскажи словечко».
Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя /кровать/. Как приятно нашей Тане поваляться на /диване/. Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на /стуле/. Не страшны морозы, если - ты сидишь в уютном /кресле/. С пирогами чай попьем за обеденным /столом/ Свитер, кофту, теплый шарф аккуратно сложим в /шкаф/.
Дидактическая игра: «Скажи ласково» /с мячом/. Давайте рассмотрим на экране предметы мебели и назовем их ласково. Словарный материал: стул – стульчик; стол - столик; кровать – кроватка; шкаф – шкафчик; диван - диванчик; тумба – тумбочка; кресло – креслице; полка - полочка; кушетка - кушеточка.
А теперь ребята, скажите мне, какой бывает стол? -круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный А какой бывает диван? -мягкий, большой, маленький, раскладной, удобный А какой бывает кровать? -большая, светлая, мягкая, деревянная А какой бывает стул? -твердый, мягкий, высокий, низкий А какой бывает шкаф? -маленький, большой, открытый, закрытый, деревянный Дидактическая игра: «Чего не бывает». Стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, дивана без сиденья, табуретки без ножки, кресла без подлокотника, буфета без полок. и т. Д.
Посмотрите внимательно на листки, которые я вам раздала. На них нарисована комната, но она серая и в ней очень мало мебели. Я предлагаю вам обставить ее красивой мебелью. Вы должны будете выбрать только ту мебель, которую можно поставить в гостиную.
Рефлексия.
- Что вам больше всего запомнилось?
- Какую мебель вы бы выбрали в свою квартиру? Почему?