Герасимова Татьяна
Рабочая программа студийно-кружковой работы по ПДД «Юный пешеход» для детей 5–6 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «___»
Принято
Заседание педагогического совета
09.09.2021г. №1
Утверждено
Заведующий МБДОУ
Приказ от ___2021 №___
Рабочая программа студийно-кружковой работы
по ПДД «Юный пешеход»
для детей 5-6 лет
Возрастная группа детей : 5 – 6 лет
Год составления программы : 2021г.
Составители: воспитатель
Герасимова Т. А.
1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа студийно-кружковой работы по ПДД „Юный пешеход“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет работу педагога на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.
Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Главная задача Программы состоит в том, чтобы дать представления дошкольникам об окружающем дорожном пространстве, умение ориентироваться в нем, сознательно выполнять правила дорожного движения.
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
2. Цель и задачи программы кружковой работы
Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
• воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
• воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
• развивать мотивацию к безопасному поведению;
• развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
• формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
• формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
• развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
• научить основным правилам дорожного движения;
• обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
• обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
• формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).
3. Структура организации кружковой работы
Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» :
25 минут - старшая группа (5 -6 лет)
Режим кружковой деятельности:
общее количество часов в год – 33 часа
периодичность занятий – 1 раз в неделю до 25 минут.
4. Содержание кружковой работы
Главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Юный пешеход» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Кружковая деятельность состоит из различных видов деятельности:
• обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
• самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
• практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Кружок проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
5. Методы и принципы организации кружковой работы
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:
• практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад);
• наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
• словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видео метод – ИКТ (просмотр, обучение).
• методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);
• методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы контроля: конкурсы, викторины, игры.
Принципы реализации программы :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, само регуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
6. Ожидаемые результаты:
Образовательные:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательные:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальные:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
студийно-кружковой работы по ПДД «Юный пешеход»
Месяц/
неделя Тема Формы работы с детьми и родителями Содержание работы
Сентябрь
17.09 «Водители и автомобили» Целевые прогулки, наблюдения
Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду территории: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках.
Беседа «Как работают водители» : закрепить знания о труде водителя; объяснить, почему водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медицинскую комиссию.
Игровые ситуации «Странный водитель» : показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь.
24.09 Художественное творчество «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в раскрашивании разными изобразительными материалами раскрасок; закрепить знание знаков дорожного движения.
Сюжетно-ролевые игры «Больница» : водители проходят медосмотр перед поездкой.
Работа с родителями Рекомендации:
-приучайте детей говорить о месте своей прогулки : где и с кем будут играть;
- постоянно напоминайте детям, что нельзя подходить к незнакомым машинам, открывать их, брать что-то, садиться в них-это опасно!
Итоговое мероприятие Поделки из разного вида конструкторов «Такие разные автомобили»
Октябрь
01.10 «Улица полна неожидан-
ностей» Дидактические игры, упражнения «Дорога в Изумрудный город» : закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков.
Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение игр детей : обсуждение правильности выбора места игр.
08.10 Беседы, рассматривание иллюстраций «Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде.
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - дорожное движение с перекрестком и светофором.
15.10 Беседа «Наш город» - уточнить представления о родном городе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах.
Художественное творчество -
Рисование «Пешеходы идут по улице» - побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела.
22.10 Игровые ситуации «Мы идем по улице»
Двигательная деятельность П/и «Кто быстрее соберет светофор» - упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора.
29.10 Другие формы работы с детьми Просмотр мультфильма: «Смешарики. Дорожная азбука».
Дидактические игры, упражнения «Кто лучше знает свой город» - уточнить знания о родном селе и средствах передвижения по нему.
Работа с родителями Рекомендации:
- при переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность;
- держите ребенка за руку.
/ Итоговое мероприятие Игра-викторина «Всезнайки дорожного движения»
Ноябрь
05.11 «Правила и безопасность дорожного движения» Чтение художественной литературы Рассказ Б. Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения.
Дидактические игры и упражнения «Разложи знаки по форме»; «Найди лишний по цвету, форме, содержанию» : закрепление знаний дорожных знаков.
12.11 Беседа «Правила и безопасность дорожного движения»
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров.
19.11 Развитие конструктивной деятельности (конструктор «Лего») «Улица» – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара.
Составление рассказов по картине «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице.
Работа с родителями Рекомендации:
- при ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны.
Итоговое мероприятие Изготовление атрибутов для игры «Улицы города» из бросового материала.
Декабрь
03.12 «Мой друг светофор» Составление рассказов по картинкам «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге.
Целевые прогулки и наблюдения Наблюдение, как школьники переходят через дорогу: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить.
Разучивание песни «Пешеходный светофор» муз. Запольского, сл. Пишумова.
10.12
Досуг «По правилам дорожного движения»
Беседа «Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку.
17.12 Игровые ситуации «Будь внимательным»
Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»
24.12 Другие формы работы с детьми Просмотр мультфильма «Загадки светофора»
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу.
31.12 Разучивание стихотворения С. Михалков «Если свет зажегся красный.»
Работа с родителями Рекомендации:
- учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте;
- приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту.
Итоговое мероприятие Изготовление макета светофора.
Январь
14.01 «Правила безопасного поведения пешеходов» Беседа «Где ремонтируют машины» - уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка».
Дидактические игры и упражнения «Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице.
«Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков.
21.01 Сюжетно-ролевые игры «Улица» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок.
Чтение Г. Цыферов «Сказки на колесах»
28.01 Развитие конструктивной деятельности (мелкий конструктор) «Построй город» (дома, транспорт, деревья)
Игровые ситуации «Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора.
Работа с родителями Рекомендации: при выезде с детьми за пределы населенного пункта обратите внимание на знаки дорожного движения.
Итоговое мероприятие Квест – игра «Путешествие в Городе дорожных знаков»
Февраль
04.02
«Путешествие по городу дорожных знаков» Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД.
Игра на ориентирование в пространстве «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».
11.02 Целевые прогулки, наблюдения Прогулка : побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед)
Дидактические игры и упражнения «Построй город» - закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками.
18.02 Беседа «Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин»
25.02 Другие формы работы с детьми Викторина «Мой друг - Светофор»
Работа с родителями Рекомендации:
- вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах, санках;
- проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется
Итоговое мероприятие Поделки на тему «Наши помощники – дорожные знаки»
Март
04.03 «Транспорт помогает людям» Составление рассказа по сюжетным картинкам «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт
Беседа «Чем можем – поможем» - учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др.
11.03 Дидактические игры и упражнения «Собери знак» - закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их.
Художественное творчество – Рисование «Улицы Тамбова» - закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов
18.03 Сюжетно-ролевые игры «Улица» - водители сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора»
Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна» - закрепить правила поведения в транспорте
25.03 Чтение С. Маршак. Скверная история
Другие формы работы с детьми Изготовление атрибутов для игры «Улица»
Работа с родителями Рекомендации:
- учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»;
- приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать
Итоговое мероприятие Выставка детско-родительских работ «Пассажирский транспорт»
Апрель
01.04 «Пусть дорога станет безопасной» Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на предложенную тему
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов
08.04 Беседа «Как перейти улицу» - закрепить правила движения по знаку
Дидактические игры и упражнения Лото «Найди пару знаку» - закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание)
15.04 Художественное творчество – Аппликация «Пешеходы идут по улице» - учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - объединение с играми «Ателье», «Магазин»
22.04 Игровые ситуации «Опасности на дороге»
Чтение Д. Денисова «Как перейти дорогу»
29.04 Другие формы работы с детьми Развлечение - игра «Петрушка на улице»
Работа с родителями Рекомендации:
- продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до д/сада;
- убедите ребенка, что нужно позвонить по телефону «02», если он заблудится, но баловаться с телефоном нельзя;
- беседа с родителями о ПДД
Итоговое мероприятие Изготовление д/и «Дорожное лото»
Май
06.05 «Мой город» Художественное творчество – Аппликация «По дороге в детский сад» - побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию
Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами
13.05 Беседа «Что должны знать и уметь водители» - уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя
Дидактические игры и упражнения «Закончи движение машины» - упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта
20.05 Художественное творчество – Рисование мелками на асфальте «Мой город» - побуждать отражать впечатления от окружающего; изображать части улицы, транспорт, знаки, пешеходов
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - грузовые и легковые автомобили едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте
27.05 Двигательная деятельность Езда на самокате - учить детей отталкиваться правой и левой ногой
Чтение Н. Носов «Автомобиль»
Д. Денисова «Как перейти дорогу»
Работа с родителями Памятка «Меры по предупреждению детского травматизма»
Итоговое мероприятие Выставка детских работ «Мой любимый город»
Используемая литература и интернет ресурсы:
1. https://detsad-38.narod.ru/pic/foto006.jpg -улица пдд
2. https://detsad-38.narod.ru/pic/pdd.gif -эмблема
3. https://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/12474. -красный свет
4. https://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/12474. - картинки по пдд
5. https://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/12474. -пдд
6. https://www.guoedu.ru/userfiles/image010(67).jpg –уголок пдд
7. https://www.solnet.ee/holidays/s6_43.html -выпуск
8. https://zdd.1september.ru/2010/02/10_8.jpg -фото пдд
9. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : Детство – Пресс, 2007.
10. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб. : Детство - Пресс, 2010.
11. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : 2005.
12. Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
13. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : 2005.
14. Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : 2000.
15. Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы. – М. : ООО София, 2008.
16. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
17. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
18. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
Рекомендуемая литература для родителей и детей :
1. Е. П. Арнаутовой. – М. : «АВИКО ПРЕСС», 2000;
2. «Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста», Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/ Д: Донпечать, Лицей, 1994.
3. Амос Д. «Катя потерялась», – Петрушка, 1997.
4. Бедарев О. «Если бы …»;
5. Берестов В. «Про машины»;
6. Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
7. Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
8. Дорохов. А, «Пассажир»;
9. Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей» (детские стихи про правила безопасности на дороге);
10. Лешкевич И. «Гололёд»;
11. Михалков С. «Бездельник светофор». М., 1987.
12. Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
13. Носов Н. «Автомобиль».
14. Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
15. Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», «Это улица моя»;
16. Прокофьева С., Сапгир Г. «Мой приятель светофор». М., «Пусть ребенок растет здоровым». 1980.
17. Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
18. Тумаринсон Г. «Новые дорожные приключения Буратино». – Л, 1989.
19. Усачёв А. «Домик у перехода»;
20. Шалаева Г. П., «Новые правила поведения для воспитанных детей». – М. : Эксмо, 2004.
21. Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки». – М. : Прометей, 2003.
22. Элькин Г. Н. «правила безопасного поведения на дороге». Полезные советы для пешеходов. Основные дорожные знаки. Поведение в общественном транспорте. - С. -Пт. :Литера. 2008;
23. Юрмин Г. «Любопытный мышонок».