Шаповалова Светлана Владимировна
Организация проектной деятельности. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности: аспекты управления
(из опыта работы старшего воспитателя)
Шаповалова Светлана Владимировна
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 55
Центрального района Санкт-Петербурга
Инновационная модель развития поисково-исследовательской активности дошкольников возможна в результате экспериментальной работы детского сада по организации проектно-исследовательской деятельности детей, педагогов и родителей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем исследовательские знания, которые в свою очередь формируют поисково-исследовательскую активность дошкольников.
Теоретические предпосылки методического руководства проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
На начальном этапе эксперимента создается творческая группа по разработке и внедрению инновационного проекта. Педагоги осуществляют поиск продуктивных методов и технологий обучения дошкольников, способствующих развитию поисково-исследовательской активности у дошкольников, приоритетным, безусловно, является проектная деятельность.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
В период функционирования проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении у коллектива появляется определенная свобода действий в области творческих начинаний. Ведь педагогам, как правило, хочется творить не только в рамках интересов конкретного исследования. Каждый, пропуская цели и задачи проекта через себя, открывает и изобретает что-то свое.
Следовательно, чтобы проект состоялся у субъектов этого процесса (педагоги, дети, родители) должен быть серьезный мотив заинтересованного участия, равнодушие влечет за собой формализм и искажение результатов проектной деятельности. Отсутствие интереса, а то и негативное отношение с их стороны может в корне изменить ход проекта.
Использование проектной деятельности в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности исследовательской деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой).
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Методическое руководство и ее значение в системе проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении- это процесс подготовки и включения педагогов в экспериментальную работу, повышения компетентности и мастерства, достижения качественно высоких результатов образовательного процесса. (3,с. 46)
Содержание методического руководства старшего воспитателя по проектной деятельности (по П. И. Третьякову, К. Ю. Белой)
Функции управления Содержание методической работы старшего воспитателя
1. Информационно - аналитическая Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике.
2. Мотивационно - целевая Совместно с руководителем ДОУ и педагогами определяет цели и задачи метода проектов. Помогает педагогам в организации проектной деятельности.
3. Планово- прогностическая Прогнозирует развитие проектной деятельности.
4. Организационно – исполнительская Анализирует выполнение плана работы по проектной деятельности. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания творческой группы: выявляет недостатки, упущения, демонстрирует положительные наработки в реализации проектов. Организует открытые занятия, мероприятия. Проводит педагогическое обследование детей, анкетирование педагогов, родителей. Оказывает педагогам помощь в осуществлении взаимодействия с социумом.
5. Контрольно – диагностическая. Осуществляет с заведующей ДОУ, творческой группой педагогов контроль за организацией и проведением проектов, оценивает положительное, недоработки проектной деятельности.
6. Регулятивно – коррекционная (оперативно - функциональное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации проектов, повышения компетентности педагогов по вопросам проведения проектной деятельности
Приоритетными направлениями развития проектной деятельности ДОУ определены:
-повышение качества дошкольного образования;
-личностное развитие ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума.
Таким образом, методическое руководство заключается в планировании, организации проектной деятельности, учете объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты, обеспечении содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения качества дошкольного образования.
Содержание основных работ по руководству проектами:
инициация - обдумывание идеи, разработка концепции проекта, создание команды специалистов, распределение обязанностей между участниками проекта;
планирование - определение методов и средств достижения поставленных целей, результатов проекта, определение работ и их взаимосвязей, перспективное планирование, планирование коммуникаций в проекте;
выполнение - организация и координация выполнения плана;
контроль и регулирование - представление отчетов о ходе выполнения работ проекта, управление изменениями; контроль выполнения задач и сроков выполнения проекта.
закрытие - завершение проекта, его презентация.
Условия, содержание, формы методического руководства проектной деятельностью.
Творческой группой педагогов определяются основные направления работы и темы проектов, главное условие которых - интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитатель, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов.
Методическое руководство проектной деятельности включает в себя контроль за:
влияние проектной деятельности на профессиональную компетентность педагогов.
качество и уровень образования детей дошкольного возраста через проектную деятельность;
Планирование и организация проектной деятельности детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении включает в себя четыре последовательных этапа:
Выбор темы проекта
Планирование проектной деятельности
Реализация проекта
Результативность проекта
I этап –подготовительный. Выбор темы проекта, определение целей, задач проектной деятельности, назначение ответственных.
II этап –организационный. При планировании проектной деятельности определяются:
сроки проектов (от 1 до 3 месяцев, в соответствии со сложностью выбранной темы, количества включенных в нее событий, интереса детей к теме.
задачи развития детей в проектной деятельности.
Воспитатели прослеживали, какие задачи воспитания и обучения должны быть решены с детьми в проектной деятельности.
план проектной деятельности. Для эффективного выполнения проекта, а также своевременной и качественной подготовки педагогов к событиям или мероприятиям, воспитатели четко определяли все этапы реализации проекта, что и в какой день планируется организовать, проводили наиболее значимые события, мероприятия.
психолого-педагогическое и методическое сопровождение проектной деятельности. На этапе планирования воспитатели продумывали участие в проектной деятельности других специалистов образовательного учреждения: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по труду, медицинских работников и других сотрудников дошкольного учреждения.
методическое обеспечение проектной деятельности. Воспитатели определяли, какие пособия, атрибуты им необходимы для реализации проекта. Особое внимание уделяли информационному обеспечению темы: подборка художественной литературы, наглядные пособия, технические средства обучения, музыкальное сопровождение.
III этап – основной. Реализация проектных задач, проживание темы проектов, проведение основных мероприятий по плану, разработанному детьми, педагогами и родителями.
IV этап- заключительный - защита проекта, подведение итогов, оценка полученных результатов и рекомендации, определение перспектив.
Вывод. Таким образом, использование метода проектов в методической работе позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ, вывести на более высокий уровень интегрированное взаимодействие всех участников образовательного пространства ДОУ: педагогов, детей, родителей, социум.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно и во взаимодействии с воспитателями, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Результаты эффективности методического руководства экспериментальной проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Проектная деятельность в образовательном процессе:
В отношении педагогов:
способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.
В отношении детей:
обеспечивает индивидуализацию для каждого ребенка, условия для самоопределения и самореализации личности;
реализует право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
привлекает детей к образовательной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
обеспечивает эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка,
способствует сохранению и укреплению здоровье детей.
В отношении родителей:
Способствует становлению родительской общественности непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать, творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения
Литература
1. Третьяков, Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение:
управление по результатам. М. : Новая школа, 2001
2. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ / К. Ю. Белая – Москва : ТЦ Сфера, 2013 – 89 с.
3. 5. Бодрова, М. А. Проектное управление развитием дошкольного образовательного учреждения как средство повышения эффективности деятельности / М. А. Бодрова. –URL: http://www.mdousun.caduk.ru/DswMedia/proektnoeupravlenierazvitiemd oshkol-nogoobrazovatelnogouchrejdeniyakaksredstvopovyisheniyayeffektivnostideyatelnostibodrovama.pdf