Ксения Дмитриева
Патриотическое воспитание детей младшего возраста. Проект «Именины Домового»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине». В. А. Сухомлинский
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно.
Публикация «Патриотическое воспитание детей младшего возраста, Проект „Именины Домового“» размещена в разделах
- Домовой, домовенок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Выбор темы патриотического воспитания обусловлен прежде всего возрастом детей, так как дети младшего дошкольного возраста наиболее чувствительны к восприятию произведений устного народного творчества, к сказкам, сказочным персонажам. Для данного периода характерны наибольшая податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Тип проекта : краткосрочный с 8 по 10 февраля 2021 года.
Цель: Вызвать интерес к культуре и традициям русского народа, приобщать к истокам русской народной культуры. Формировать знания у детей о народных традициях, поверьях.
Задачи:
- продолжить знакомить с народной культурой (бытом русских людей, обычаями, традициями);
- формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, приучать к вежливости в процессе партнёрской деятельности;
- воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма;
-развивать активность детей в процессе двигательной деятельности (в подвижной игре);
- познакомить с новым видом нетрадиционного творчества- лепки из соленого теста и покраске его, побуждать детей украшать вылепленные предметы.
Предварительная работа:
- подбор тематической литературы,
- просмотр мультфильмов про Домовенка Кузю,
- оформление тематического уголка в группе,
- размещение информации о проекте и празднике для родителей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Виды работы:
- Чтение книг: Г. Александрова «Приключения домовенка Кузьки (сборник)», Братья Гримм «Домовые»
- Беседа – «Кто такой Домовой»;
- Игра мемо-парочки «Домовенок Кузя», сенсорные игры на сортировку.
- Подвижные игры «Уберись в избушке», «Я накрою Кузе стол»
- Просмотр мультфильмов «Домовенок Кузя»;
- Прослушивание песни «Человечки сундучные» Волшебники двора;
- Лепка: «Угощения для Кузи».
- Организация выставки совместных работ детей и родителей «Домовенок Кузя и обереги для дома»
- Итоговый досуг «Именины домового».
Конспект занятия на тему: «В гостях у домового».
Цель: Создать условие для развития познавательных процессов, патриотическое воспитание дошкольников.
Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие, мы рады тому, кто в нашем дому. Здоровья, счастья вам на долгие лета! Вот и собрались мы все вместе. Ведь не даром в народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте»
Дидактическое упражнение «Улыбка доброты» Звучит спокойная музыка
Воспитатель : Каждый новый день надо начинать хорошим добрым настроением. Ребята, посмотрите, какая у нас появилась волшебная свечка-фонарь. И чтобы наше настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, и будем передавать друг другу улыбки и доброту, и ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим ручкам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает нас все занятие.
Ребята, сегодня предлагаю нам познакомиться с необычным жителем наших домов, о котором я много рассказывала, хотите познакомиться? Предлагаю присесть на лавочку.
Послушайте загадку:
Тихо стало, ночь приходит
И уснули все давно,
Но по дому кто-то бродит,
Хотя дома и темно.
Шевелит в углу поленьем
Половицами скрипит
Что-же это за явленье
Кто-же ночью там не спит
И куда исчезли ножик, ложки,
Кочерга с метлой,
Это всё конечно сделал
Хитрый добрый (домовой).
Воспитатель : Правильно – это домовой. Вы видите его? (ответы детей) Не показывается он нам. Ребята, домовой - это хозяин в доме, который помогает семье. Иногда вредничает, шалит как ребёнок. Пугает тех, кто не убирается дома и не заботится о животных. Сегодня не простой день, сегодня мы с вами пришли в гости – в красивый теремок домового. Домовой - значит водит дом, следит за его порядком. Ой, кто здесь нашалил и игрушки разбросал-домовой будет сердиться на нас и не придёт.
Подвижная игра: «Уберись в избушке». На полу разбросаны игрушки, которые нужно разложить в контейнеры.
Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы. Все убрали! А знаете, что Домового принято задабривать его, чтобы порадовать его, и чтобы он продолжал оберегать семью. Если мы с вами постараемся он обязательно появится, думаю нам надо задобрить его. Детки, предлагаю присесть. Присаживаются. Ой, что за музыка, и кто это поёт?
Домовенок появляется под музыку
Домовой :
Я, Кузя- Домовёнок,
Всех знаю вас с пелёнок
И очень всех люблю.
За всеми наблюдаю,
По именам всех знаю,
Капризных не терплю.
Чай, узнали вы меня. Кто я? Домовенок! А зовут меня Кузя. Задобрили вы меня-вот я и пришёл. Хочу проверить какой порядок у вас, нет ли мусора, убраны ли игрушки, слушаетесь ли старших?
Воспитатель : Конечно слушаемся, Кузенька!
Кузя вдруг грустит.
Воспитатель : Ребятки, а Кузя что-то загрустил. А почему?
Домовой : Порядок в избушке вы навели. Но вот угощения мне нет никакого!
Воспитатель : Да как же нет? Смотри сколько крупы мы для тебя приготовили! Ой, а крупа-то у нас вся перемешалась. Ребята, давайте разложим все по цветам!
Подвижная игра «Я накрою Кузе стол» (сортировка фасоли)
Домовой : Какие молодцы, разложили все. Задобрили домового! А теперь давайте сварим кашу!
Оркестр «Котята – поварята»
Домовой : Кашу сварили, а теперь давайте кашу – то и поедим!
Игра «Домовой»
Воспитатель : А еще, Кузя, у нас для тебя есть сладкие подарки! (дарит Домовому корзинку со сладостями)
Домовой : Ой, сундук- то мой где? Сундук со сказками украли!
Дети ищут сундук.
Домовой : Спасибо ребята, а сундук-то мой не простой, а волшебный.
Открывает сундук. Огоньки и мультик- сказка.
Домовой : Спасибо вам большое за чистоту, угощения и игры! Вот вам от меня подарки!
Прощается и уходит.
Для мероприятия были изготовлены: печка, фигура домового Кузи, костюм домового, магниты в технике декупаж для подарка детям.