Надежда Фомина
Учебно-методическая разработка дополнительного образования по подготовке детей к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Цель учебно-методической разработки
Развить у детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи, развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Обучающие задачи.
• Сформировать у детей первоначальные понимания того, что такое слово, предложение и как они строятся;
Публикация «Учебно-методическая разработка дополнительного образования по подготовке детей к обучению грамоте» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
• Учить различать звуки различного происхождения. Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги.
• Учить выделять гласные и согласные звуки (глухие и звонкие)
• Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку.
• Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков.
• Учить написанию печатных букв, как письменных знаков звуков
Учить читать открытые и закрытые слоги
Развивающие задачи.
• Развивать фонематический слух, логику, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей, развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.
Воспитательные задачи.
• Воспитывать любознательность, творческую активность. Воспитывать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать у детей умения работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение. Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Педагоги часто слышат упреки в свой адрес учителей начальной школы из-за качества подготовки детей к школе. Их претензии связаны с тем, что дети не достаточно владеют звукобуквенным анализом и синтезом, затрудняются в работе с предложениями, рука не готова к письму, ребенок психологически не готов к обучению в школе. Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка старшей группы полностью зависит от правильной организации образовательного процесса. Занятия для данного возраста должны быть приближены к школьным. Но при этом существенно отличаться по форме организации. Главным на этих занятиях должно стать игровое дидактическое упражнение (ИДУ). Выполняя задания, дошкольник развивает координацию движений рук и пальцев, совершенствуя речевое развитие, внимание, память, мышление.
Для работы систематизирован дидактический материал по подготовки детей к обучению грамоте, речевые игры и упражнения, наглядный материал. На их основе была разработана система НОД в виде путешествия по волшебной стране «Солнечные ступеньки». Каждое занятие – новая солнечная ступенька к вершине дошкольных знаний
Все эти наглядные средства и игры, которые используются в данной учебно-методической разработке, важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но и способствуют и общеречевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.
Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду.
Режим реализации разработки
Общее количество непосредственной образовательной деятельности в год - 36
Количество НОД в неделю – 1
Длительность НОД – до 35 минут
Форма организации - подгрупповая
Учебно-методическое сопровождение
Игровые - дидактические упражнения (ИДУ)
Магнитная азбука, демонстрационное наборное полотно для букв (буквы)
Предметные картинки, серии сюжетных картин.
Рабочие тетради «Солнечные ступеньки»
Касса букв и слогов (на каждого)
Серия «Рабочие тетради дошкольника»
«Обучение грамоте» часть 1, 2
«Подготовка к письму» 1, 2 части, для детей 5-7 лет «Солнечные ступеньки»
Издательство ООО «ВК «Дакота»
Развивающая предметно-пространственная среда
Уголок методического материала по подготовке детей к обучению грамоте
Краткая характеристика содержания учебно-методической разработки
1. «Звуки» (2 занятия)
Цель. Дать представления о звуках различного происхождения.
2. «Гласные звуки» (3)
Цель. Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».
3. «Согласные звуки» (3)
Цель. Формировать понятие о согласных звуках. Глухие и звонкие звуки
4. «Гласные и согласные звуки» (4)
Цель. Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
5. «Алфавит» (7)
Цель. Познакомить с алфавитом.
6. «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» (8)
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
7. «Слова и предложения» (8)
Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения. Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.
8. Итоговое и занятие
Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.
Прогнозируемые результаты разработки
Дети должны уметь и знать
1. Различать гласные и согласные звуки, буквы
2. Уметь дать характеристику звуку (гласный - согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой, позиция в слове).
3. Уметь провести звукобуквенный анализ слова; делить слово на слоги; ударный, безударный слог
4. Владеть понятиями: «слово», «слог», «звук», «буква», «предложение», «речь».
5. Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце (.! ?)
6. Уметь составлять предложения и определять количество слов в предложении